Умер Юрий Арабов

Dec 29, 2023 19:34



Юрий Николаевич Арабов.
Поэт, писатель, сценарист, учитель.
Несколько десятков фильмов снято по его сценариям, среди которых «Орда», «Монах и бес», «Юрьев день», «Чудо». Он работал с Александром Прошкиным, Николаем Досталем, Киириллом Серебренниковым,  Андреем Хржановским. Среди последних работ небольшой сценарий для анимационного фильма Александра Петрова.
            Но главный, магистральный луч его творческих поисков - сотрудничество, соавторство с Александром Сокуровым. И прежде всего - грандиозная тетралогии о человеке, о гордыне, об искушении, о природе власти. Планета - зеленое сукно для игроков титанов-тиранов, подбрасывающих в руке невидимые кости: чет - нечет, мир - война, добро - зло, свет - тьма, Бог - дьявол. Гитлер («Молох»), Ленин («Телец»), император Хирохито («Солнце»), Мефистофель/Фауст  в «Фаусте».  Все битвы, казни, мировые войны вершатся внутри тщедушного человека, и только потом гибельное пламя неутоленных страстей прорывается наружу, охватывая континенты.
Его фильм «Гирокастра»,  который он снял как режиссер, так и не вышел в прокат. Картина в какой-то степени продолжает тему власти и притягательности зла. Там прекрасная девушка Катя буквально слепо влюбляется в обаятельного  албанского диктатора Ходжи. Лавстори превращается в трагедию, любовь - в казнь, дружба - в предательство.



На протяжении  многих лет они с Александром Сокуровым бились над ответом: почему зло так притягательно, почему люди, миллионы людей идут за драконом, поколение за поколением,  как напророчил Великий инквизитор молят: «лучше поработите нас, но накормите нас»?
 … Перечитала «Солнце»,  снова изумилась пророческому финалу, в котором японский император Хирохито, только что отказавшийся добровольно от божественного статуса, дабы прервать войну, читает жене стихи. А ему говорят, что народ хочет войны, возмездия!
Они исследовали процесс разгуманизации человека. Искали антидот против этого нравственного разложения?
«Антидот, если он возможен, может взять на себя только интеллигенция, говорил мне Юрий Николаевич в неопубликованном относительно недавнем интервью, - Что я предполагаю? Произошло вторжение масскульта в культурное пространство. Масскульту свойственно насилие, масскульту свойственен парад насилия аттракционов, связанных с кровью, связанных с убийствами, со всем тем, что имеет жанровую основу детектива, триллера и т.д. Посмотрите, ну просто для структуры мирового кинопроцесса таких больше всего фильмов выпускается.
Раньше у нас при советской власти было очень жесткое ограничение: у нас была классическая культура, это Пушкин: «Вновь я посетил…», «Мой дядя самых честных правил…» Я помню, как по телевизору какой-нибудь, ну я не знаю, Ираклий Адронников или кто-то еще делали целые большие передачи о Лермонтове, о Пушкине, и через них шла не только скука, мы изнывали все от скуки, мое поколение, но через них шли поверх барьеров вот эти важные гуманитарные вещи о том, что, грубо говоря, убивать и воровать нехорошо.
Сейчас же убивать и воровать стало обычным делом, которое есть на поверхности культурного процесса. И, скажем, молодых очень жалко, потому что ну не достает гуманитарного образования. И поэтому какой тут может быть антидот? Может быть, никакого не может быть. Но его может взять на себя только интеллигенция. Но интеллигенция не хочет, не может брать на себя вот эту жесткую обязанность, нести ответственность за свои слова.

Скажем, позиция Александра Сокурова… Она уникальна тем, что Александр Николаевич работает вот в этой классической русской парадигме русского интеллигента, который может с улыбкой или без улыбки говорить правду власть имущим, говорить то, что ему, конечно, кажется правдой. Можно не со всем соглашаться, но в целом постулаты Александра Николаевича, они заслуживают как минимум внимания и как максимум симпатии.
Так что вот у нас вот такое положение. Интеллигенция придавлена коммерческими интересами, коммерческие интересы связаны с масскультом, а масскульт связан с насилием. Разорвать этот порочный круг можно только личным усилием каждого интеллигента, кто осознает вообще роль либеральной и не только либеральной интеллигенции в России. Это не значит, что так должно быть, вовсе не значит, но это значит, что вот русская культура вот так вот сформировалась. И, скажем, отказаться от роли интеллигенции сейчас как… ну, не властителя дум, это уж слишком жестко сказано, а как людей, которые могут сказать нечто существенное власть имущим, это значит просто перечеркнуть 200-летний процесс развития страны». Светлая память

ТГ Кино с Ларисой Малюковой

кино

Previous post Next post
Up