Великое кино о самом обездоленном существе, жестокости и вере в счастье

Jul 14, 2020 10:12

Джульетта Мазина в фильме Ночи Кабирии/Le notti di Cabiria (1957) Ф.Феллини





Тема одиночества и наблюдение за человеком, ведущим изолированное существование, всегда занимали меня. Еще ребенком я обращал внимание на тех, кто по той или иной причине не вписывался в привычное окружение - вроде меня, например. И в жизни, и в творчестве меня интересовали люди, шагающие не в ногу с остальными. Интересно, что обычно такие люди либо слишком умны, либо слишком глупы. Разница между ними в том, что умные сами изолируют себя от остальных, а тех, что поглупее, отбрасывает общество. В фильме «Ночи Кабирии» я заговорил о гордости одной из отверженных.





Рисунки Ф.Феллини

Федерико Феллини, коме того, что он гениальный кинорежиссер, известен тем, что персонажи его фильмов очень стильно одеты и являются образцом итальянской элегантности. "Ночи Кабирии" - особый случай. Действие фильма происходит в трущобах послевоенного Рима. Поэтому одежда для главной героини, самого обездоленного существа, подбиралась на барахолке: драная шляпка, облезлая жакетка из куриных перьев, полосатый костюм беглого арестанта и т.п.



Феллини: Мы специально отправились с Джульеттой на барахолку, чтобы подобрать одежду для Кабирии. Так как в этом фильме Джульетте не было суждено носить красивые вещи, я отвез ее после барахолки в дорогой бутик, где она купила себе новое платье.



Джульетта Мазина: ..он заставил меня надеть коротенькие носочки, чтобы я казалась еще меньше ростом, и туфли почти без каблука и повязать бедра шарфом так, чтобы сделать меня и вовсе коротконогой. А в довершение всего он велел накинуть мне на плечи пелеринку из куриных перьев. Я возмущалась, возмущалась до слез. Но ничего нельзя было поделать. И, как всегда, только потом я поняла, что прав был он.



В начале фильма брови Кабирии нарисованы прямыми росчерками как у мультипликационного персонажа.




Феллини: Как и большинство актеров-личностей, Джульетта себя не знает. Она не ценит свой подлинный талант, свой комический дар и не отдает себе отчета в том, что ее исключительность - в игре лица, открывающей в ней то что-то детское, то что-то клоунское. Она обладает той стилизованной внешностью, которая для человека, снимающегося в кино, - просто клад. Джульетта не разделяет этого моего убеждения и потому сразу же начинает бунтовать против авторитарности, проявлений власти или того, что она, возможно, считает капризами своего мужа.



Такое ее необъяснимое недоверие сочетается со смутным чувством обиды, вспыхивающим у любого настоящего актера при слове «клоун». Он видит в нем нечто уничижительное, тогда как, на мой взгляд, клоун - аристократ от актерского мастерства.
Быть клоуном - значит иметь возможность заставлять людей плакать и смеяться, значит быть воплощением маски, понятной всем, и еще - обладать чувством ритма, вытекающим из врожденной психологической утонченности, делающей его игру доходчивой и для ребенка, и для интеллигента, и для самой разношерстной публики.
В общем, актер, услышав, что в его таланте есть что-то клоунское, должен считать себя польщенным.



Мужские туфли на плоской подошве с носками и то, как она на них двигается, намекают на родство Кабирии с Чарли Чаплиным. И зонтик.



К возражениям Джульетты я часто прислушиваюсь, ибо признаю, что некоторые ее взбрыки, ее сопротивление обогащают персонаж, делают его более человечным, так как порождены психологией работающей над ним актрисы.
У меня, наверное, прирожденная тяга к карикатуре: всю жизнь я рисую какие-нибудь каракули. Джульетта, увидев, что я пытаюсь найти решение ее костюма, ее персонажа с помощью фломастеров и карандаша, тут же начинает бунтовать.
Как бунтовала она из-за военного покроя пальтишка для Джельсомины и из-за пелеринки из куриных перьев для Кабирии.



Когда она попадает на сцену во время представления гипнотизера, белый плащ и веночек как ангельский нимб показывают ее хрупкость и беззащитность перед жестокими людьми.



Блузка-матроска, похожая на детский костюмчик, подчеркивает наивность и чистоту героини.





Феллини: Природа характера Кабирии благородна и удивительна. Она не торгуется, готова отдать себя нищему из нищих и верит всему, что ей говорят. Хотя она и проститутка, но ее основная цель - стремление к счастью, которое она ищет, как умеет, ищет как человек, которому от рождения не везет. Она жаждет перемен, но судьба определила ей жребий неудачника. И все же она - тот неудачник, который не теряет надежды и продолжает искать счастье. Ближе к финалу она, чувствуя себя на высоте в связи с предстоящим замужеством, становится настолько прекрасной, насколько может.











50-ые, Феллини, Джульетта Мазина, Италия, киностиль, кино

Previous post Next post
Up