Одинокий мужчина(2009) - режиссерский дебют знаменитого модельера Тома Форда - один из самых стильных фильмов последних лет.
Снят по мотивам одноименного романа Кристофера Ишервуда 1964.
На всех постерах Колин Ферт изображен с Джулиан Мур, это совершенно не соответствует сюжету, на самом деле она играет второстепенный персонаж. Главный герой Джордж Фалконер, англичанин, преподаватель английской литературы в американском университете, потеряв своего партнера - свою многолетнюю любовь, проживает последний день своей жизни, вспоминая прошлое, подводя итоги и прощаясь с людьми.
Действие происходит в Лос Анжелесе в 1962.
Режиссерский дебют знаменитого дизайнера Тома Форда - фильм стильный во всех отношениях, насколько только можно вообразить. Неслучайно он был подвергнут критике за нечеловеческую красоту каждого кадра, за то, что история о потери любви тонет в великолепии деталей, за то с какой одержимостью организовано безукоризненно идеальное пространство вокруг главного героя. С помощью макросъемки режиссер так любуется каждой зажженной сигаретой, что фильм временами выглядит как стоминутная реклама мужского одеколона от Диора, мужского белья или т.п.
![](https://i.pinimg.com/564x/92/31/dd/9231dde61e3832393f9c1518941b210b.jpg)
Как будто фиксация на внешних аттрибутах маскирует душевные страдания главного героя, за которым общество тех лет не признает права горевать по поводу утраты любимого человека не того пола.
И вот посреди всей этой гламурной вакханалии Колин Ферт в роли Джорджа Фальконера - импозантный, сдержанный, очень элегантный, но живой. Именно его проникновенная игра одушевляет и не дает фильму скатиться в поверхностное любование безупречными кадрами.
Колин Ферт: "Он - человек, который начинает понимать красоту жизни в момент, когда он думает, что уходит. Это фильм об отверженности и агонии любви к человеку, которого уже нет. Это универсально и не важно, какая ориентация. Любовь есть любовь.»
![](https://i.pinimg.com/564x/ef/ba/f8/efbaf840a8817c9151517ecb63b57d8c.jpg)
![](https://i.pinimg.com/564x/0c/17/40/0c17401fce77a7f2a13b47fe325f9719.jpg)
Переживание горя у его героя выливается в перфекционизм, в маниакальную зацикленность отутюженностью костюма, накрахмаленностью белых оксфордских рубашек и начищенностью ботинок.
Колин Ферт: "Костюмы, которые я носил, похожи на бронежилет моего персонажа… »
Дом Джорджа
Модернистский дом из стекла, бетона и красного дерева с видом на дубовый лес построен известным архитектором Джоном Лотнером. Дом этот снимался в кино не первый раз.
Огромные пространства прозрачного дома делают Джорджа выставленным на всеобщее обозрение и невидимым, подчеркивают его одиночество и изолированность от окружающих.
Цвет
Том Форд: «Цвет играет очень важную роль в фильме. Если в книге мы как бы находимся в мыслях Джорджа, и таким образом понимаем, что происходит у него в душе, какие он испытывает эмоции в конкретный момент, то здесь мне был необходим способ передать эмоции Джорджа зрителю. В начале дня, пока Джордж находится в наиболее подавленном состоянии, мы использовали плоский свет и почти бесцветное изображение. Джордж настолько подавлен депрессией, что мир для него абсолютно бесцветен. Когда же Джордж начинает видеть какие-то проявления красоты, всё больше замечать прекрасное в течение дня, и цвета становятся всё более насыщенными, чтобы отразить более приподнятое настроение героя».
Ретро выглядит свежо и привлекательно, не слишком строгий экзерсис в стиле 60-ых, глазированный хорошим вкусом из 21 века.
Костюмы
Художником по костюмам Форд пригласил Арианну Филлипс (Arianne Phillips), в послужном списке которой, кроме работы в кино работа над концертными костюмами Мадонны.
Это было очень вдохновляюще и увлекательно - работать на таком высоком художественном уровне. Том вел себя очень естественно, был вовлечен в процесс, но не слишком вмешивался в мою работу.
Я была его горячей поклонницей и очень взволновалась, когда он пригласил меня на свой дебютный проект. Я прочитала сценарий и была покорена его глубиной и эмоциональностью до слез.
Работа с Фордом отличалась от работы с другими режиссерами тем, что он владеет всеми терминами для разговора о разных тканях и деталях костюма, об оттенках и силуэтах.
Том обычно носит гламурную маску, под которой скрывается человек невероятной глубины и чувства юмора. Мы встретились и обсудили сюжетную линию и персонажей. И я начала работать над своими альбомами для каждого персонажа, собирая коллажи визуальных деталей.
Я стала изучать все, что касается Санта-Моники 60-ых. Из-за плотного графика съемок мы начали шить костюмы для Колина сразу.
Одна из обычных трудностей нашей работы то, что никогда не бывает достаточно много денег на создание костюмов. Обычно приходится экономить и выискивать уже использованную одежду. Но в этом случает было все по-другому, ведь Том владеет фабрикой по изготовлению мужской одежды. Там я и нашла все костюмы в стиле 60-ых для Джорджа, которого играет Колин Ферт. Мы смотрели разные фасоны и разные детали - воротник от одного, пуговицы от другого, и вместе сконструировали требуемые выкройки, которые были отправлены на фабрику в Италию.
Джулианн не могла присутствовать, поэтому мы нашли дублершу того же размера и цветотипа. Я насобирала много винтажной одежды из секонд-хэндов и складов, чтоб с чего-то начать. Том присутствовал на всех примерках.
Мы держали в уме, что для сцены, когда Джордж приходит к ней в гости необходимо особенное платье. Персонаж Джулианн переживает такое тяжелое время, что она с трудом заставляет себя вставать утром с кровати. Джордж приходит попрощаться, а она надеется, что на этот раз между ними что-то завяжется.
Мы смотрели много платьев, мы решали, какой цвет это должен быть. Она должна была выглядеть естественно в собственном доме. Мы выбрали винтажное черно-белое платье со шлейфом Ватто.
Платье от Neusteters (люксовая сеть магазинов, закрывшаяся в 1985)
Мы смотрели еще много платьев, и новых, и винтажных, но все-таки возвращались к этому платью, которое я нашла висящим на вешалке в costume house. Как будто мы нашли свой талисман!
Дом Шарлотты
Функциональности дома Джорджа подчёркнуто противопоставлен дом его близкой подруги, который в своей пышности отражает вкусы того времени. Эклектика и перенасыщенность деталями - это основные характеристики дома Шарлотты. Трудно найти место, которое бы не занимала какая-нибудь «красивая» вещь, яркие обои или рисунок.
Том Форд: «Чарли - луч света в жизни Джорджа, а Джулианн - луч света в нашем фильме.»
Цвет волос перекликается с апельсинами в ее саду.
Черная подводка, пастельная помада, начес Чарли - идеальное воплощение гламура 60-ых.
Фелиция Фистер:«Этот фильм о ярких и быстротечных моментах красоты и поэзии в нашей жизни, которые позволяют нам подняться над сознанием собственной преходящести. »
Том Форд: «Все говорят мне:В фильме все такое прекрасное, все такие красивые! А я даже этого не заметил! Вот так я вижу. Я так думаю.»
http://articles.latimes.com/https://www.theguardian.com/