«Жизнь господина де Мольера» М.Булгакова.

Nov 12, 2017 11:17

Блестящая романизированная биография, написанная для ЖЗЛ. Не от хорошей жизни Булгаков интересовался Мольером и додумывал его биографию вместо того, чтобы сочинять свои оригинальные произведения, но делал это со всей силой своего таланта.

: для того, чтобы написать ее, М. А. составил-как он любил - целую картотеку, в которую входит все от рождения до смерти не только самих героев и их предков, но и второстепенных лиц повести, биографии всех входящих в повесть лиц, костюмы того времени, модные лавки, еда, брань, непристойности и двусмысленности, имена, названия, выражения, медицина, предметы, деньги, театр, развлечения, драки, избиения, медаль Мольера, могила Мольера.
Словом, проделал адскую работу, чтобы написать такую кажущуюся легкой вещь... Мне доставляет такое счастье лишний раз сказать о нем, о необычайной его честности в работе и ответственности за каждое слово и факт..."(Е.С.Булгакова)



В его жизни Булгаков искал параллели и много находил..

Это происшествие дало повод Мольеру написать королю послание, в котором Мольер сумел сказать королю много хорошего... некоторые излишества в том, что радость повиноваться королю была для Мольера дороже Аполлона и всех муз и что вся слава, о которой Мольер мог помышлять, это-слава человека, который увеселяет его величество.
Потомки! Не спешите бросать камнями в великого сатирика! О, как труден путь певца под неусыпным наблюдением грозной власти!
Как, о мой читатель, вы смотрите на подобные посвящения? Я смотрю так. Прав был Мольер, когда адресовался с посвящениями к королю и его брату. Поступай он иначе, кто знает, не стала ли бы его биография несколько короче,
чем она есть теперь?

Интересно, знал ли он о статье Пьера Луиса (Pierre Louÿs) «Мольер - творение Корнеля» 1919, в которой утвеждалось, что самые выдающиеся пьесы Мольера принадлежат Пьеру Корнелю, знаменитому драматургу, автору знаменитого "Сида", старшему современнику Мольера.
Наверное знал, но считал инсинуацией.
В пользу этой версии говорят множество фактов.
Неизвестно ни одной рукописи Мольера. Пьесы К и М имеют одинаковый ритм, одинаковые фразы (что объяснялось исследователями так: Мольер играл трагедии Корнеля, знал их наизусть и поэтому не мог избежать влияния).
Комедии были востребованы публикой, но осуждались церковью и двором, считались низким жанрам. То, что их авторы оставались в тени, было обычным делом. Это все равно как в наше время для серьезного известного писателя подписаться под порнографическим романом.
А успешные театральные деятели могли себе позволить покупать пьесы и ставить их под своим именем.
Мольер поставил в своем театре сотни пьес, у него просто не хватило бы времени сочинять каждую.

Мольер никогда не представлялся как поэт или писатель, а только как комедиант, театральный деятель и потомственный обойщик его величества. Не претендовал. И только когда началась французская революция, был поднят на щит как великий нродный писатель, который говорил правду в лицо королям
И только одна пьеса Психея была подписана, как созданная в соавторстве, это была трагедия-балет, поэтому Корнель не погнушался видимо.
А в начале 2000 интертекстуальный статистический анализ текстов (значения слов, сочетания слов, длина фраз) двух авторов подтвердил 25% наследия Мольера принадлежит Корнелю.
Самые значительные его пьесы: Тартюф, Мещанин во дворянстве, Мизантроп, Скупой, Мнимый больной, Дон Жуан.....

упомянутая в передаче научная работа русской ученой

интересное, дневник читателя, Франция, театр, литература

Previous post Next post
Up