Анна Маньяни. Фильмы.

May 08, 2013 21:13

È considerata una delle più grandi attrici della storia del cinema italiano e mondiale...(ит.википедия)



Феллини Федерико, Чандлер Шарлотта. Я вспоминаю…

В основе «Чуда» лежит история, которую я помню с детства. Тогда Росселлини только что закончил экранизацию «Человеческого голоса» Кокто и должен был в пару ему снять еще один короткометражный фильм. Не думаю, что съемочная группа пришла бы в восторг, узнав, что я сам сочинил эту историю, вернее, пересказал то, что на самом деле произошло в Гамбеттола (Романья), где в детстве я проводил каникулы у бабушки.

Я сказал, что сюжет принадлежит известному русскому писателю (фамилию я придумал сам) и в его основе лежат подлинные события, произошедшие в России. Придуманную фамилию я сейчас уже не помню, но тогда никто не признался, что она ничего никому не говорит. Тогда Россия казалась страной таинственной и романтической: и я легко завоевал внимание группы.

История всем понравилась: ее тут же решили снимать. Но она слишком уж понравилась. Меня просили еще раз назвать фамилию писателя, а я уже ее забыл. Все хотели знать, что этот автор еще написал: где есть один хороший рассказ, там должен быть и другой. В конце концов пришлось признаться, что я сам ее придумал, но это, к счастью, никого не разочаровало.

Главным действующим лицом «Чуда» был персонаж, который, возможно, цыган, а возможно, и нет.
Летом в лесах вокруг деревни объявлялись цыгане. Среди них был один высокий и красивый мужчина с темными курчавыми волосами, не только на голове, но и на груди. На поясе у него болтались ножи. Когда он шел по деревне, все свиньи визжали в предчувствии недоброго. И женщины тоже. Они и боялись его, и одновременно тянулись к нему.

Цыган был дьявольски привлекателен. Все в деревне думали, что он воплощенное зло, сущий дьявол. Меня предупредили, чтобы я держался от него подальше: с ним шутки плохи. Мне представлялось, как он протыкает меня одним из своих длинных ножей, крутит над головой, а потом зажаривает на обед. Однажды в колбасе, которую дала бабушка, я нашел черный волос и решил, что он с головы ребенка, угодившего в лапы страшного цыгана.

В деревне жила одна слабоумная женщина. Далеко не молодая, она, однако, страстно влюбилась в этого необычного, сексуально привлекательного мужчину. Ее стоило пожалеть, но жители деревни предпочли относиться к ней с презрением, в лучшем случае - с равнодушием. Женщина родила от цыгана сына. Она всех уверяла, что между ними ничего не было, и сын - Божий дар. Но ей никто не верил.

Приехав года через два к бабушке, я увидел маленького мальчика, который играл один на улице. Он был довольно крупный для своего возраста, красивый, с длинными ресницами и умными глазками. Деревенские жители называли его сыном дьявола.

Сюжет увлек Росселлини, и он загорелся снять фильм, дав мне роль молодого человека, которого слабоумная деревенская женщина (ее могла бы играть Анна Маньяни) считает святым Иосифом.

L'amore (1948) Rossellini

image Click to view



Татуированная роза (1955)



Mamma Roma (1962) Pasolini



У Маньяни была репутация женщины с невероятной по­требностью в сексе, ей приписывалось множество любовных похождений. Не знаю , правда ли это. Никогда не видел, чтобы она кому-то открыто себя предлагала. Она часто говорила о сексе, причем довольно грубо, но ей это шло, и ее мужское чувство юмора никого не шокировало. Мне это казалось за­бавным и не безвкусным. Если кто-то намеренно старается тебя шокировать, это не так уж и шокирует. Она начинала с того, что пела непристойные песенки, и была по природе на­стоящей артисткой, готовой на все, чтобы привлечь внимание зрителей. У нее был один танцевальный номер, который ис­полнялся только в узкой компании: она изображала мужчину в состоянии эрекции, используя при этом любой подходящий предмет, который прятала под платьем или в брюках. Первый раз этот номер производил впечатление. Потом он казался вполне обыкновенным. Становилось даже скучно. Но вот вульгарной она мне никогда не казалась.

Со мной она всегда держалась естественно, хотя иногда могла разыграть небольшой спектакль. Это означало, что она узнала о затеваемой мною новой картине и таким образом по­казывала, что доступна - конечно, только для роли в фильме. Болтали, что когда она говорит о сексе, то недвусмысленно предлагает себя, хотя я никогда не понимал это таким обра­зом. Говорили также, что она ведет себя, как мужчина, и все­гда берет инициативу в свои руки, получая то, что хочет. Гово­рили, что она знает, как делать такие предложения, и не боится получить отказ, к чему должен быть готов любой мужчина. Все, что могу сказать: лично я никаких предложений от нее не получал. Может быть, она понимала, что в то время ни для одной женщины в мире, кроме Джульетты, в моей жизни не было места.

Мне нравится защищать женщину, покровительствовать ей. А с Маньяни я никогда не чувствовал себя настолько силь­ным, чтобы оказывать ей покровительство - разве только в конце жизни, когда она была очень больна.

Она была необыкновенной . Когда она умерла, все бродя­чие кошки в Риме оплакивали ее. Она была их лучшим дру­гом. Поздно вечером она приносила им пищу из лучших римс­ких ресторанов.

Последний раз я снял ее в «Риме». Я знал, что она больна. Но мы об этом не говорили. Она была настоящей актрисой и получала радость от работы. Когда ее не стало, я иногда под­кармливал кошек на виа Маргутта, приговаривая: «За Манья­ни». Конечно, это было уже новое поколение кошек, которые не знали ни кошек Маньяни, ни самой Маньяни, но это неваж­но.

Снимая «Рим», я спросил у Анны Маньяни , не хотела бы она появиться в фильме на короткое мгновение. Я знал, что она очень больна, но знал также, что она не может жить без Работы.

- Кто еще будет в кадре? - спросила она.

- Твоя роль продлится не больше минуты, - пояснил я.

- Кто еще будет в кадре? - повторила она. - Я никогда не соглашаюсь играть, пока не узнаю, кто мой партнер.

- Я , - ответил я , не задумываясь. Из ее молчания я за­ключил, что она согласна: если ее что-то не устраивает, она никогда не молчит.

image Click to view



В конце фильма мы встречаемся ночью у дверей ее дома. Маньяни была ночным созданием: она спала до обеда и кру­жила по городу до утра. Добрый дух голодных бездомных римских кошек, она обычно кормила их перед рассветом. Я занимался не своим обычным делом и подшучивал над со­бой.

- Можно задать тебе вопрос? - в завершение говорю я, а она отвечает:

- Чао, иди спать, - и скрывается за дверью.

Это «чао», сказанное мне, - последние слова, произне­сенные ею в кино. Вскоре она умерла.

"Автомобиль". (1972)
По-моему, эта история вышла из гоголевской "шинели". :)



"Певичка" (1971) На этом эпизоде меня всегда настигает катарсис. :)

image Click to view



Феллини, Анна Маньяни, кино

Previous post Next post
Up