Оригинал взят у
np_ogdps в
postНе так давно на моем блоге появился комментарий на текст о планирующемся изменении Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта РФ». К сожалению, автор комментария не известен, ясно только, что это сторонник теории явного превалирования интересов перевозчика над интересами всех других участников перевозочного процесса. Наибольший интерес здесь представляет аргументация анонимного комментатора. Эта аргументация отражает все ложные посылы, имеющиеся у представителей ОАО «РЖД» и используемые ими для отстаивания своей точки зрения во внешней среде, когда речь заходит об изменениях железнодорожного законодательства в пользу перевозчика.
Вот полный текст комментария:
«Я считаю данный законопроект очень важным, когда в 2003 году принимали новый устав, нужно тогда было уже внести данные изменения. А то получается ситуация, когда все остальные виды транспорта ограничены 50% пеней, а железнодорожный нет.
В судебной системе вообще интересная ситуация получается, в нарушение 120, 123 статей устава прикладываются вместо накладных корешки уведомлений и суд все равно принимает, я уже не говорю про 45 дней на предъявление претензии - подал через полгода и слава Богу!
А вообще кто-нибудь смотрел договоры, по которым они предоставляют вагоны в аренду или договоры поставки?
Там вообще ответственность условная!!! Вы хотя бы раз видели решение суда, в котором "наказали" арендодателя вагона.
Я уже не говорю про размер доходности вагона. Которая в прошлом году составляла 700 руб. в день, а если считать по 9 процентам от провозной платы, то получается и до десятков тысяч доходит!!!!
Я считаю операторам вагонов выгодно засылать порожние вагоны по России, ведь они придут с просрочкой (потому что вагонов на сети больше чем провозная способность. Ведь если вы в пробке простояли и куда то опоздали, вы не подаете в суд на собственника дорог или производителя машины, или службу такси) он не будет платить за простой, а получит еще и доход.
И самое главное, все говорят, что РЖД монополист, но никто не запрещает Вам создать собственную компанию перевозчика и самим, на этих же рельсах, возить свои же вагоны.
Извиняюсь за анонимность, я не скрываюсь и, если у кого-то есть вопросы, я на них отвечу.»
Теперь разбиваем на тезисы:
Первый тезис: «Я считаю данный законопроект очень важным, когда в 2003 году принимали новый устав, нужно тогда было уже внести данные изменения. А то получается ситуация, когда все остальные виды транспорта ограничены 50% пеней, а железнодорожный нет.»
Действительно, на остальных видах транспорта нет такой ответственности за просрочку доставки грузов, как на железнодорожном, вернее она там нормативно не установлена. Договоры между автомобильными перевозчиками и грузовладельцем может быть установлена какая угодно ответственность.
На железных дорогах ситуация иная. Перевозчик один - ОАО «РЖД». Если на воздушном, морском, речном, автомобильном транспорте вы можете просто отказаться от услуг перевозчика и перейти к другому, то на российских железных дорогах такой возможности нет. Там перевозчик один. Соответственно, для того, чтобы принудить такого перевозчика работать качественно, обычные рыночные методы - «будете плохо обслуживать - уйдем к вашим конкурентам» - не подходят. На перевозчика можно воздействовать иными методами, например, административными - жалобы в ФАС России, или путем привлечения к гражданско-правовой ответственности за нарушение перевозчиком своих обязательств. Тут и приходит на выручку статья о пенях за просрочку доставки грузов. Статья эта на самом деле для ОАО «РЖД» очень лояльна. Во-первых, в отношении таких требований установлен сокращенный срок исковой давности - всего год. Во-вторых, до подачи иска нужно подать претензию по всем правилам. В-третьих, для претензии срок чрезвычайно короткий - всего 45 дней, т.е. если 45 дней положенные пропускаешь и претензию не подаешь, то в суд уже можешь не обращаться. В-четвертых, в отношении перевозчика законодателем предусмотрена ограниченная ответственность, сколько бы перевозчик не вез груз - хоть год, взыскать с него можно не более суммы провозного платежа. Т.е. отправили вы груз из Питеры до Москвы, заплатили 15 000 рублей. РЖД везут его полгода. Что вы получите в качестве компенсации? Правильно - 15 000 рублей. И все. Хотя ваши расходы в связи с несвоевременным прибытием груза будут кратно больше.
Но РЖД считает, что ему всего этого мало и надо за нарушение обязательств по соблюдению сроков доставки вообще ничего не платить. И ходят железнодорожные орлы по кабинетам, уговаривая народных избранников принимать «правильные» законы, обращенные лицом только к РЖД, а именно, чтобы ограниченная ответственность РЖД стала в два раза более ограниченной.
Второй тезис: «А вообще кто-нибудь смотрел договоры, по которым они предоставляют вагоны в аренду или договоры поставки?
Там вообще ответственность условная!!! Вы хотя бы раз видели решение суда, в котором "наказали" арендодателя вагона».
Ответственность у операторов перед грузовладельцами не условная, а вполне реальная, например, за непредоставление подвижного состава в полном объеме. Такие прецеденты есть. Но вот судебных решений вы таких почти не увидите. И знаете почему? Потому что операторы - не РЖД, они дорожат своей репутацией и клиентами, стараясь решать все вопросы в досудебном порядке, например, путем предоставления больших скидок по ставкам. А РЖД так бестолково устроено, что договорится до суда там просто не с кем. Никто ничего не решает. И предложить никто ничего не может. С РЖД можно разговаривать только в суде.
Третий, чрезвычайно интересный тезис: «Я уже не говорю про размер доходности вагона. Которая в прошлом году составляла 700 руб. в день, а если считать по 9 процентам от провозной платы, то получается и до десятков тысяч доходит!!!!
Я считаю, операторам вагонов выгодно засылать порожние вагоны по России, ведь они придут с просрочкой (потому что вагонов на сети больше чем провозная способность). Ведь если вы в пробке простояли и куда-то опоздали, вы не подаете в суд на собственника дорог или производителя машины, или службу такси он не будет платить за простой, а получит еще и доход».
РЖД в своей селекторной агитации доходят уже до полного абсурда - операторы отправляют вагоны порожними, чтобы потом получить денег с перевозчика за просрочку доставки! Вот это мысль. Украинское телевидение отдыхает. Объясняю всю несерьезность такого умозаключения. У РЖД ответственность ограниченная, т.е. они не могут заплатить клиенту штрафов больше, чем клиент заплатит РЖД за перевозку. Т.е. если оператор отправляет свой вагон порожним куда-либо и платит за такую отправку 5000 рублей, то больше, чем 5000 рублей он не получит. А вернее получит меньше, так как за перевозку оператор платит тариф + НДС 18 %, а при выставлении претензии он получает штраф без НДС. Кроме того, с просрочкой по статистике приходит каждый пятый вагон, т.е. вероятность «навариться» на РЖД невысока.
Четвертый тезис: «И самое главное все говорят, что РЖД монополист, но никто не запрещает Вам создать собственную компанию перевозчика и самим, на этих же рельсах, возить свои же вагоны».
К сожалению, последние несколько лет руководство РЖД приложило немало усилий к тому, чтобы не допустить появления на сети своих конкурентов-перевозчиков. Нормативной базы по этому вопросу нет, так как государство до сих пор не приняло принципиального решения - быть или не быть частным перевозчикам? А решение такое не принято благодаря мощнейшему лоббизму со стороны РЖД. Были вложены колоссальные средства в исследования с заранее готовым результатом о вреде частных перевозчиков. На многих площадках РЖД вводило и вводит в заблуждение общественность относительно невозможности работы на одной сети разных перевозчиков. Если бы можно было, давно бы уже стали появляться частные перевозчики, с которыми бы договаривались владельцы вагонов о перевозке своего порожняка. Но такой удар РЖД бы не выдержало. Мало того, что ушли бы самые интересные перевозки, да еще выяснилась неспособность РЖД хорошо организовывать перевозочный процесс.