Напишу о том, как мы съездили в велопоход по Черногории 01-16.06.2018.
Часть 1. НАЧАЛО
На самом деле этого отпуска я ждала, как манны небесной, больше, чем полгода... Потому что проблемы со здоровьем, про которые я тут неоднократно писала, очень сильно выбили меня из колеи, и я почему-то была уверена, что в этой ситуации, если что-то мне и может помочь, так это другой климат и море... Но зимой уехать в теплые страны совсем не получалось, поэтому решила не дёргаться и дождаться окончания учёбы, чтобы съездить уже в полноценный большой отпуск, тем более, что после НГ жизнь постепенно начала налаживаться.
Но если сам по себе отпуск в тёплые страны был вопросом решённым, то вот насчёт того, что это будет именно велопоход, я одно время сильно сомневалась, т.к. в какой-то момент хотела только одного - лечь под палящее солнце и умереть лежать целый день, не вставая. Но весной, когда жить стало лучше, жить стало веселее, я поняла, что нет, всё же хочу в поход, но в такой, в лайт-режиме. Поэтому, как только СПбГУ определился с датами, мы тут же взяли билеты на следующий же день после моей защиты. В итоге я пропустила "выпускной" группы и поэтому в очередной раз не попала в супер-популярный нынче ресторан "Паруса" на Крестовском, где любят подзависнуть мои одногруппники, а также не смогла посетить итоговое собрание с преподавателями и кураторами нашей учебной программы, о чём очень сожалела, но в отпуске печаль моя довольно быстро прошла :)
Ехать мы решили в Черногорию, и это была моя идея. На самом деле это был уже 3-ий раз, когда я думала в сторону этой страны, т.к. несмотря на то, что я ничего толком о ней не знала, она меня чем-то привлекала, чисто на интуитивном уровне :) Не помню, почему я не собралась поехать туда в предыдущие разы, но сейчас поняла, что её время пришло. Аргументов в пользу Черногории было несколько: там есть море (а сейчас для меня это было ОЧЕНЬ важно), там есть горы (но не очень высокие, поэтому в начале июня там не должно быть непроезжаемых из-за снега перевалов), это направление казалось мне очень подходящим для первой половины июня (тепло, но не адская жара), ну и существенным аргументом был тот факт, что в Тиват сейчас летает Аэрофлот, причем рейсы прямые и в удобное время (я восприняла это как данность, но моя подруга, которая давно хотела съездить в Черногорию на море и мониторила это направление, сказала, что в предыдущие несколько лет туда не было прямых рейсов из Питера, то есть, наверное, можно считать, что нам повезло). При этом, когда билеты уже были взяты, и я сообщала своим приятелям, куда мы едем, несколько из них, независимо друг от друга, сказали, что мне там понравится. На мой вопрос - почему?, ответ был - а там всем нравится... Я на тот момент не обратила внимание на такие обобщения, но сейчас, вернувшись, понимаю, что таки да, мне там очень понравилось, и более того, мне показалось, что действительно эта страна не может не понравиться. Ну, просто потому что там есть ВСЁ :) На очень небольшой площади каким-то образом умещаются море, горы, озёра, реки, каньоны, ущелья итд Раньше мне казалось, что в этом смысле трудно составить конкуренцию Крыму, и вообще я думала, что Черногория будет похожа на Крым, и, на мой взгляд, общее определённо есть, но в Черногории масштаб достопримечательностей, я бы сказала, даже побольше - каньоны просто огромные, много озёр, горы почти как настоящие (крымские яйлы и возвышенности - это всё-таки не вполне горы), хотя, конечно, в Крыму есть и то, чего нет, наверное, нигде больше. Но в плане сервиса и какой-то общей ухоженности тут Черногория повыше уровнем будет, как мне показалось. И ещё такой аргумент в пользу Черногории (безотносительно сравнения с Крымом!) - практически в любом велопоходе получается, что на маршруте есть "никакие" участки, то есть просто ничем не примечательные перегоны, которые нужно преодолеть, чтобы попасть из одного места в другое. Так вот на нашем маршруте в Черногории таких кусков не было... То есть, где бы мы ни ехали - хоть по грунтовой дороге, хоть по шоссе, хоть по городам, хоть по каким-то сёлам, всегда, всегда!!!, было очень живописно. И это крайне удивительно для меня!
Также хочу сказать, что в Черногории есть целая сеть веломаршрутов для MTB, по которым есть официальный гайд (вот
ссылка на официальный сайт и
ссылка на сайт, где можно скачать гайд) и которые все промаркированы (на дорогах стоят указатели). В путеводителе есть очень подробная информация на английском, но, ессно, это требует времени для прочтения и изучения. Если честно, нам его не хватило. Плюс ко всему описания явно рассчитаны не на туристов с баулами, поэтому трудно было оценить, насколько сложно нам будет проехать по тем или иным грунтовым участкам. В целом же создалось впечатление, что эти веломаршруты как бы есть, но по факту очень мало катанные,и судя по тепловым картам Strava, это впечатление верное... То есть практически все велотуристы предпочитают пока что прокладывать свои маршруты довольно однотипно, по незагруженному асфальту,и те отчёты, которые мы находили, это подтверждают. Но, возможно, если кто-то смелый проедет по этим маршрутам и напишет подробный отчёт на родном языке, то и люди потянутся :) Но мы рискнули включить в маршрут только довольно небольшой процент таких вот небанальных и не сильно езженных дорог. А, будь моя воля, таких кусков на треке и вообще не было бы, т.к. моя форма (а точнее, её отсутствие) вынуждала опасаться любых сложностей... Хотя я вообще по жизни не новатор. Но надо сказать, что все те куски, которые вызывали у меня массу сомнений, по итогу однозначно добавили изюминку в наш маршрут, хотя всё же один первоначально запланированный участок мы исключили. Я тут нескромно пишу "мы", но по факту треком занимался только Лёха (за что ему огромное спасибо!!!), я никакого участия в его составлении не принимала, только склоняла всегда в сторону уменьшения километража и сложности.
На веломаршрутах везде стоят такие вот указатели - указан километраж и цветом помечена сложность маршрута (правда, как мне показалось, иногда цвет указан немного рандомно)
Но вступление, как обычно, затянулось, поэтому расскажу теперь, как проходило наше путешествие.
Итак, 31 мая я защитила свой диплом, вечер был посвящен паническим сборам, уборке квартиры и прочих делам, которые нужно было закрыть до отпуска, а 1 июня днём мы улетели в Тиват. Ездили вдвоём, т.к. учитывая все отягощающие обстоятельства, я просто не рискнула приглашать кого-либо в эту поездку, т.к. формат ожидался слишком уж специфичный для велопохода - я была слаба, абсолютно не готова (до отъезда я выехала на велосипеде раза 3, и общий километраж был просто смешным... хорошо хоть побегать удалось в апреле-мае) и хотела достаточно много времени провести на море.
Но я опять отвлекаюсь...
В общем, прилетели мы в Тиват. Аэропорт там очень маленький - это минус, но находится буквально в 2км от города - это плюс. Заселились в апартаменты с видом на море.
Я пребывала в самой настоящей эйфории от того, что дожила до дня, когда могу слышать шум моря, гулять по набережной и ужинать в ресторанчике на берегу... И это при том, что обычно я очень спокойно отношусь к подобному времяпрепровождению.
1 июня мы также провели в Тивате - купались, гуляли, ходили в Жупу (такое вот название пляжа, рядом с которым мы жили :)) Так-то на предложение пойти в Жупу можно и обидеться, но только не в Тивате :)
Ещё пара фоточек из Тивата
Всё побережье в это время в цветах - очень красиво!
2 июня началось наше велопутешествие, и мы выехали в сторону города Херцег-Нови через Котор. Дорога проходила по побережью.
Вид на бухту с Которской крепости - одна из визитных карточек Черногории
Подъем на крепость стоил, на минуточку, 8 Евро!!! Очень дорого! Пишут, что там около 1400 ступеней, то есть 0,6 цента за ступень :)) Хотя, пока мы там поднимались по этим ступеням по жаре на самый верх, я искренне полагала, что за такое мне должны доплачивать, а не я... Но, если что, там есть обход ;) Правда, мы им не воспользовались.
Так, осматривая достопримечательности и купаясь, доехали до Херцег-Нови, где остановились в апартаментах в старом городе.
Вид с балкона крайне радовал:
Вообще из всех городов на побережье, в которых мы были (Тиват, Котор, Будва и Херцег-Нови), собственно, Херцег-Нови понравился нам больше всего. Он очень приятный - мало народу, ооочень много зелени, симпатичный старый город и набережная...
Улочки в Херцег-Нови в лучших традициях ''Бриллиантовой руки"
4 июня наш расслабон закончился и началась горная часть маршрута, поэтому прямо от Херцег-Нови мы начали набирать высоту. Я знала, что набирать надо много и что тут-то я костьми и полягу... Но это уже настолько для меня привычно в походах, что даже и говорить тут не о чем - по-моему, все свои рассказы о велопоходах я начинаю примерно так :) Но в этом году хотя бы у меня была действительно уважительная причина, почему я оказалась не готова...
Часть пути ехали не по шоссе, а по веломаршруту, который проходит немного в стороне. Выглядит всё прям очень культурно, но, кроме нас, там не было ни души.
Дорога уходила всё выше и выше, а я страдала всё больше и больше...
Вскоре доехали до посёлка Врбань (Vrbanj), где с удовольствием пообедали. Но в посёлке, помимо обеда, нас ждала следующая новость - асфальт закончился, и далее нам предстоит ехать по грунтовке. Точнее, это был не грунт, а щебёнка, кототорая через несколько километров вообще сменилась крупными камнями. "Начал проступать Рыбачий" - как пошутил Лёха. В смысле начались каменистые дороги, ехать по которым весьма затруднительно, т.к. мало того, что камни, так оно же всё ещё и вверх...
Пейзажи на этом участке трека иногда были вот такого плана
На мой вопрос, мол, а нельзя ли ЭТО как-нибудь объехать?!, получила ответ, что нет, никак нельзя...
Ну и, что сказать, тяжко мне там было, ох тяжко... Длительность этого участка около 40км - 20 вверх и столько же вниз. И за всё это время мы встретили на этой дороге только одного парня на мотоцикле, а так прям глушь - ни людей, ни домов, ни воды, ничего... Последние 4-5км подъема я почти всё время шла пешком. Ехать там на самом деле абсолютно реально, но не в той кондиции, в какой я была в начале похода. На вершине перевала обнаружился домик (закрытый), стадо коров и тропа к источнику с водой.
Дом на перевале
Родник. Он отмечен на картах, и к нему ведёт промаркированная тропа, но я до последнего не верила, что на высоте около полутора тысяч, где-то в лесу, есть вода... По факту есть!
Я в образе страдалицы (вселенской скорби на лице издалека не видно, но оно и к лучшему..)
После 20км спуска по щебёнке оказались на шоссе, по которому проехали до посёлка Грахово и заночевали неподалёку от него на Граховском озере. Выехав утром из Херцег-Нови, к стоянке мы подъехали уже в практически в темноте в районе 9 вечера... При этом мы проехали меньше 65 километров (из них, правда, 40 по этой щебёнке), но набор высоты получился очень приличный, более 2000 - собственно, мы в абсолюте поднимались с 0 до 1600 примерно. Потом, читая описания веломаршрутов, я встретила там слово macadam. Я раньше никогда не слышала этого слова, но тут сразу поняла, что это имеется ввиду щебёнка. И потом, когда я читала описания других дорог, пытаясь понять, что нас ждёт, и встречала там это слово, у меня сразу начиналась жуткая паника, и я начинала делать всё, лишь бы избежать этого macadam'а.
Граховское озеро оказалось очень симпатичным (как мы выяснили уже утром, когда рассвело). Вообще это искусственное озеро, которое является результатом сооружения плотины. Но оно, кстати, вполне милое и вообще единственный водоём на той части трека, которую мы проехали в первый день - больше никаких вариантов ночёвок у воды на этом отрезке не было. Поэтому я бы, конечно, предпочла в тот день встать на ночевку пораньше, но понимала, что, если мы не доедем до озера, то будем стоять где-нибудь под кустом, без возможности искупаться и с необходимостью везти воду в бутылках. Нет, лучше уж доехать, это меньшее зло...
Граховское озеро
Утром 5 июня сначала ехали по шоссе, но затем Лёха опять решил, что надо бы покататься по грунтам и свернул с него. Я занервничала... Лёха пытался меня заинтересовать - мол, смотри, какая шикарная грунтовочка, ммм... Но вскоре эта грунтовочка, которая поначалу и вправду была не плоха, превратилась снова в этот чёртов macadam... И это меня уже добило окончательно, и если в первый день я хотя бы понимала, что да, других вариантов нет, то сейчас я прекрасно видела, что этот участок можно объехать и, более того, по асфальту будет такой же километраж, ну и вот зачем сюда ехать-то?! В итоге к тому, что мне и вправду было тяжело, добавилась ещё и злость - типа, хочешь ездить по грунтовкам?, ну окей, тогда я пойду здесь пешком, т.к. не понимаю, ради чего я буду оставлять на этих булыжниках последние силы... И я совсем перестала стараться ехать. Ну и как-то так и передвигались... Хорошо, что тот каменистый участок был не длинный и вскоре начался спуск. Лёха говорит, что там было красиво - долины и всякое такое, но не знаю, я в основном видела камни под ногами... Но, честно говоря, я поняла, что просто отвратительно себя веду в поездках в таком камерном составе, в группе я как-то более адекватна (хотя тоже не вполне) ... Но кто там в группе с тобой возиться будет? Да и не хочется всех откровенно тормозить-то...
Выехав на асфальт, проехали мимо озера Слано (Slano). Оно очень необычное - много маленьких островков. Погода, как можно видеть на фото, такая, что вот-вот бахнет.
Ну и гроза не заставила себя долго ждать. Когда начался дождь, мы укрылись от него на автозаправке и заодно выпили по чашечке кофе - это был первый раз, когда в поездке мы надели курточки и заказали горячие напитки, т.к. до этого всегда была жара.
Вообще грозы в Черногории - дело обычное. Фигурируют в прогнозах каждый день, но не каждый день случаются. Точнее, наверное, каждый, только не всегда в том регионе, где ты находишься в данный момент. Прогнозы погоды в Черногории в свою очередь - это самая настоящая лотерея, поэтому синоптики не парятся и рисуют грозу на период типа с 11.00 до 18.00, ставя вероятность 25-30% :) Т.к. действительно трудно предсказать, дойдёт облако до сюда, или его разорвёт гора, или наоборот, гора его задержит итд итп Но в то время, пока мы были в Черногории, дожди, если и случались, то носили весьма кратковременный характер, ну и в целом погода всегда тяготела к хорошей, поэтому дождь никогда не вызывал ощущения безысходности. Также неоднократно нам удавалось уезжать от грозы - в Черногории это вполне реально: переехал через перевал и был таков. Главное, чтобы маршрут шёл в сторону от грозы, а не к ней.
Заночевали в тот день мы у небольшого водоёма под названием Горнепольский вир (Gornjepoljski vir), что неподалёку от Никшича (это довольно крупный город в Черногории). Причём, это, казалось бы, ничем не примечательное место по факту является памятником природы, о чём свидетельствует щит на въезде. По-научному этот водоём называется "эставелла" (как я сейчас прочитала). Цитирую: "эставеллой называется воронкообразное углубление на дне карстовой котловины, которое в одну часть года действует как поглотитель, а в другую - как источник пресной воды". Как пишут в интернете, это крупнейшая эставелла на Балканах, на поверхности воронка имеет диаметр 94 метра, глубина от 80 до 90 метров.
Вставали на ночёвку мы засветло, причём палатку ставили на абсолютно открытой поляне (других вариантов там нет), и я очень переживала, что погонят нас сейчас от этого памятника природы, ох погонят... А уж когда мы начнём разжигать нашу прекрасную бензиновую горелку, так и вообще сбежится вся деревня, т.к. розжиг у нас обычно начинался с пламени высотой в полметра. Но в итоге никто нами в тот вечер не заинтересовался.
Вот он, памятник природы (а так и не скажешь!)
Кстати, вода в этой эставелле просто ледяная - такой холодной воды не было больше ни в одном водоёме в течение всей поездки. Аж ноги сводит. Из уважения к памятнику природы, посуду и голову я мыла не в самом водоеме, а в стороне, поливаясь из бутылочек.
А вот поляна, на которой мы стояли. Лёха всегда так быстро с утра разбирал палатку, что я никогда не успевала её нормально сфотографировать, поэтому на поляне присутствует "лёгкий" бардак.
И снова получилась ситуация, что, если не здесь (или не на прилегающей речушке), то дальше водоёмов, чтобы встать на ночь,и нету... То есть ближе-то как раз были озёра, а вот дальше - долгое время нет. Поэтому, считаю, что нам везло, что наш неспешный темп как раз совпадал с регулярностью появления на маршруте водоёмов :)
Первая половина следующего дня (5 июня) была особо ничем не примечательна - ехали вверх-вниз по шоссе. Хотя в Черногории даже ничем не примечательные шоссе очень приятные и радуют глаз.
Обедали в кафе на трассе
Проезжали мимо Пивского монастыря, но к нему не подъезжали. Честно - не радовала меня идея сбрасывать высоту, а потом её набирать обратно... Тем более, монастырь этот совсем небольшой.
Но вообще любителям Пива - это туда :)
Затем был долгий спуск к городу Плужине (Pluzine), где мы закупились продуктами и поехали вверх по серпантину набирать то, что только что сбросили... Всякие каньоны и ущелья - это, конечно, в плане велосипеда просто верх бессмысленности...
Зато на подъёме нам открывались вот такие виды! Это река Пива. На фото не очень видно, но вообще цвет воды там прям бирюзовый.
Далее по серпантинчику, который сначала представлял собой шоссе, а потом превратился практическую в просёлочную (но, тем не менее, асфальтовую!) дорожку, доехали до населённого пункта под названием Трса (Trsa), в котором было 2 возможности для ночёвки - эко-село Дурмитор и этно-село Милогора, где есть кемпинг с домиками-курятниками и возможностью поставить свою палатку. В эко-селе Дурмитор за палатку с нас попросили 5 Евро, а в Милогоре хозяева сказали, что палатку можно поставить бесплатно! (и при этом можно пользоваться цивильным душем и туалетом в доме) Мы так растрогались, что сунули те же самые 5 Евро хозяйке в знак благодарности, и ещё и вечером пришли к ним в кафе попить чаю (а заодно зарядить телефоны).
Кемпинг (наша палатка за одним из домиков).
Поставились очень удачно - ровно в тот момент, когда мы втыкали последний колышек в землю, начался ливень.
Лёха борется с бензиновой горелкой
Горелка - это, конечно, отдельная история... Не могу удержаться, чтобы не рассказать об этом элементе нашего походного быта в подробностях.
Лёха, основываясь на своём опыте, считает бензин лучшим вариантом для похода, нежели газ. Он так привык, и аргументы в пользу бензина железобетонны - не надо искать баллоны, заморачиваться с их типами и переходниками, всегда можно пополнить запас, это гораздо дешевле итд, поэтому перед поездкой он одолжил бензиновую горелку у своего друга. Несмотря на все плюсы, я без энтузиазма относилась к идее ехать на бензине, т.к. такие горелки недолюбливаю ещё с какого-то давнего похода, когда тоже в оч.умелых ручках такая горелка при розжиге выдавала столб пламени. Ну и примерно такую же картину я наблюдала в местах нашей стоянки каждое утро и вечер....... И каждый раз у меня ёкало сердце - устроим лесной пожар или нет?! Сама я наотрез отказывалась приближаться к этой горелке в момент розжига, но, когда мы стояли в кемпингах, всегда пыталась закрыть своей широкой спиной происходящее от посторонних. Но сделать это было не так-то просто, поэтому периодически люди с ужасом наблюдали за фаер-шоу, происходящим на нашей поляне. В итоге в предпоследний день похода Лёха таки изучил внимательно матчасть, понял, в чём заключается вероятная ошибка при розжиге, и в последнем кемпинге разжёг горелку чётенько и без эксцессов. Жаль, на следующий день мы уже спустились к морю, и необходимость в пользовании горелкой отпала...
Дорога к Трсе
Утром 7 июня мы должны были ехать к одному из самых, как мы считали, сложных и неочевидных мест на нашем треке - каньону реки Сушицы (Susice). Ситуация заключалась в том, что мы не знали, какое там покрытие. В описании я вроде бы читала что-то про грунтовку (но это не точно - английский мой в последнее время хромает безбожно, да и времени, чтобы вникнуть и сопоставить описание с маршрутом, уже особо не было), и меня приводило в ужас, что нужно сначала сбросить высоту с 1500 до 1100 до дна каньона, а потом ещё набрать до 1900+, и всё это по "любимому" мною macadam'у... Плюс реальная паника у меня началась, когда я на дороге увидела указатели, где этот маршрут через каньон был обозначен чёрным цветом... Тадададам... Учитывая, что те маршруты из щебёнки, которые мы ехали в первые дни (и где я 5км шла пешком и плакала) были обозначены красным цветом, то я, честно говоря, предпочла бы не знать, что представляет из себя маршрут чёрного цвета... Я упиралась как могла (а я это умею...), тем более, что из Трсы есть шоссе в Дурмитор, через которое все нормальные люди туда и попадают. Но Лёха очень хотел проехать именно через этот каньон, ну и мне пришлось сдаться. В итоге оказалось, что никакой жести там нет и в помине, а на протяжении всего пути до Жабляка там идёт узкая асфальтовая дорога. Машины на ней встречаются, но редко (в самом каньоне встретили только одну - местные жители приехали на родник). При этом на дне каньона находится безумно живописное Сушицкое озеро (Susicko jezero), рядом с которым есть родник, а также стол и скамейки для отдыха. Самое интересное, что названия реке и озеру даны не случайно, т.к. река в каньоне на некоторых участках идёт не на поверхности, а под землёй, а озеро существует вообще очень непродолжительный период в году - в весенние месяцы водоём является полноводным, а в летний период озеро полностью пересыхает, и на его месте появляется луг с высокой травой.
Озеро в каньоне
Рядом с озером (видно подходящую к нему асфальтовую дорожку)
Так что каньон, вопреки моим опасениям, мы преодолели без особого труда.
Ближе к высшей точке того дня (около 1950 метров н.у.м.) виды были тоже хороши.
Лёха фотографирует Сушицкое озеро
Я на скамеечке на краю каньона
Дорога, идущая по верху
А вообще каньон этот просто потрясающий! Он не очень известный (в отличие, к примеру, от каньона реки Тары, который очень туристический), но разлом такого масштаба впечатляет...
Преодолев высшую точку, со свистом скатились к Жабляку - "столице" Дурмитора.
Канатка рядом с Жабляком
В Жабляке находится горнолыжный курорт, и он, как выяснилось, не единственный в Черногории. В связи с этим я очень позабавилась, как "хорошо" я изучила страну, куда еду в отпуск, т.к. в начале поездки, гуляя по 30-тиградусной жаре в Тивате, я на полном серьёзе рассуждала, мол, а видели ли черногорцы снег?... (Но, кстати, вопрос, видели ли черногорцы снег на побережье, меня волнует до сих пор! :))
В городе были часов в 15-16 и решили здесь и остаться, поэтому поели в кафешке и поехали в кемпинг Ivan Do, расположенный неподалёку от Чёрного озера, которое является весьма популярным местом среди туристов. Поставили палатку (цена вопроса была 6 евро за двоих, душ и туалет в наличии) и пошли пешком гулять на озеро. Вход на территорию, где расположено озеро, платный, 3 евро с человека, но там всё облагорожено, так что вроде того что есть за что.
Кемпинг и поляна, на которой стояла наша палатка
Я в месте для фотографирования на озере
Обошли пешочком вокруг озера (километров 4-5) и пошли в кемпинг пугать иностранцев (а в Дурмиторе их было много) своей горелкой :)
Далее (8 июня) продолжили спуск из Жабляка по второстепенному шоссе к одной из самых известных достопримечательностей Черногории - каньону реки Тары.
По пути было много туннелей, и я всё хотела в них фотографироваться.
Ну и вот :)
Туннелей в Черногории прям МНОГО. Есть короткие и просматриваемые, как на фото выше, а есть длинные и весьма стрёмные, где нужен мощный фонарь, ну или которые при возможности лучше бы объехать.
Посмотрели на мост Джурджевича (тоже из списка must see в Черногории, что называется), впечатлились грандиозностью. А ведь он был построен в 30-х годах прошлого века...
Около моста есть масса развлекух - рафтинг, зиплайн, кафе, ларёчки с магнитиками, мёдом и тому подобным.
После моста продолжили движение по асфальту до города Мойковац, где пообедали в кафе с красноречивым названием "Мост". Но вряд ли это из-за того самого моста, там у них рядом другой есть, местного значения.
Река Тара живописная, очень красивого цвета, но опять-таки найти хороший ракурс не получилось - снизу не видно масштаба, сверху река теряется в зелени растительности
После обеда (который, правда, состоялся километре на 72-ом, и времени уже было прилично), доехали ещё 10км до национального парка "Биоградская гора", где встали с палаткой, заплатив за это около 4,5 Евро за двоих. Из удобств - только туалет на улице, вместо душа купались в озере (водичка, кстати, такая, бодрящая! высота-то больше 1000 метров н.у.м.), но самостоятельно там встать затруднительно (как и на Чёрном озере) - вокруг озера идёт туристическая тропа, а дальше крутые берега, корни, камни итд итп Да и вообще - нацпарк всё же...
Сделали попытку обойти озеро, но не успели - начался дождь, да ещё какой! Под утро моя часть палатки практически всплыла. Покрытие каменистое, и вода просто не успевала уходить, поэтому все вещи, которые я оставила в тамбуре, утром плавали в грязной воде. Вся эта ситуация очень не радовала меня, т.к. помимо того, что у меня промок велорюкзак и некоторые вещи, выяснилось, что наш путь лежит вверх по камням и корягам - начало тропы было практически от палатки. И набрать нужно было очень прилично, чтобы подняться опять до 2000 метров н.у.м.. При этом особой "жизни" на этой тропе не просматривалось, и я опять предавалась паническим настроениям (вспоминая первые дни и уже не имея никаких надежд на асфальт), а Лёха снова считал, что мы просто не имеем права там не поехать. В итоге все мои робкие надежды, что дождь будет лить целый день, мы никуда не поедем и вообще как-нибудь рассосётся, не оправдались, около 10 часов утра дождь закончился, ну и надо было собираться, чё делать...
Наша палатка мокнет под дождём, пока мы готовим завтрак. Фоном служит пламенеющая горелка :)
Биоградское озеро в тумане
Каменистая дорога, вопреки моим опасениям, вскоре улучшилась (о, чудо! обычно дороги имеют свойство только ухудшаться) и превратилась во вполне приличную лесную грунтовку.
Вот она:
Единственное, что омрачало моё настроение во время подъёма на перевал, это мухи... Не знаю, откуда они там берутся, но реально задолбали!!! Спасло меня то ли то, что мы уехали из зоны их обитания, то ли то, что я одела ядовито-оранжевую ветровку, и они наконец прекратили видеть во мне живой объект.
Но на этой грунтовке после дождя встречались и более симпатичные местные жители
Поднявшись на локальное плато, попали под начинающийся дождь. Но неожиданно перед нами практически в чистом поле предстало небольшое кафе и кемпинг - вот это удача! Кемпинг называется Janketic, а название этого...ммм...населенного пункта?... нет, наверное, это как раз то, что обычно на картах называется урочищем... но, в общем, называется это место Dolovi Lalevica .
В кафе мы заказали по чашке кофе и в итоге просидели там около 1,5 часов, пережидая ливень. Вместе с нами там сидела пара французов, которые тоже ночевали в кемпинге у озера, но которые вышли пораньше и пришли сюда пешком.
Кафе.
Как сюда попадает персонал? На джипах. При должной сноровке там можно проехать - мы встречали группу туристов, которые приехали на экскурсию на таком виде транспорта.
Виды там красивые
После окончания дождя мы продолжили движение вверх и вскоре доехали до снега.
Такое вот сочетание несочетаемого :)
Кое-где количество снега и более серьёзное. Например, вот:
На подъезде к перевалу загрохотало. Вот только попасть в грозу, находясь на нём, не хватало... Понятно, что надо линять вниз как можно скорее. Что мы и сделали, в очередной раз убежав от грозы.
Кони мирно пасутся, но тучи над ними уже сгущаются...
В начале спуска на карте был обозначен ночлег и некая едальня, и на последнюю мы очень рассчитывали, т.к. были уже очень не прочь пообедать. По факту это оказался единственный на всю округу жилой дом, где действительно можно было снять комнату и попросить хозяйку что-то приготовить, чем мы и воспользовались. Изначально обстановочка в доме меня сильно напрягла - за столом сидели 6 или 7 мужчин, а на столе была батарея пивных бутылок. Лёхе тут же всё понравилось, а вот в моей голове понеслись мысли - горы, дорога плохо проезжаемая, единственный дом на всю округу, толпа каких-то поддатых мужиков совсем неславянской (а даже более близкой к кавказской) внешности, ой, мамочки, я не хочу здесь оставаться............ Лёха не понимал, почему я заметалась, а гости тем временем, надо отдать им должное!, вышли на улицу, распрощались с хозяином, сели в свой джип и уехали в сторону Колашина.
Не считаю, что в этом случае была хоть малейшая угроза, да и вообще в ходе всей нашей поездки местные жители всегда вели себя очень доброжелательно, но, тем не менее, я ловила себя на мысли, что я черногорцев, как нацию, не вполне понимаю. В том смысле, что на интуитивном уровне мне казалось, что черноволосый народ, живущий в горах, на территории, которая постоянно была объектом каких-то переделов, по определению должен быть достаточно воинственным, но при этом интернет упорно сообщал мне, что черногорцы очень миролюбивы, преступность в стране очень низкая, а я своими глазами видела машины с открытыми дверями и окнами, стоящие на улицах в отсутствие хозяев. Из-за этого диссонанса в моей голове я не понимала, чего можно ждать, и на всякий случай опасалась. Хотя велосипеды мы постоянно бросали вне поля зрения, когда обедали или осматривали достопримечательности, и также несколько раз оставляли их на ночь прямо на улице рядом с домами, где снимали апартаменты, связывая их между собой чисто символическим тросиком.
В итоге за скромную сумму в 7 евро за двоих хозяйка на скорую руку накрыла нам шикарный стол - яичница, сосиски, помидоры (какие же они в Черногории вкусные...), домашний сыр, хлеб, чай... Я думала, не осилим всё, что она нам вынесла (см.фото), но нет, смели всё подчистую :)
Пообедав, быстро спустились в город Колашин (Kolasin) - сначала был грейдер (дорога там заметно шире и объезжанней, чем на перевал со стороны Биоградской горы), а потом асфальт. Проезжали мимо ещё одной канатки и подъёмной станции - в Калашине тоже есть горнолыжный курорт.
Часть 2 (продолжение) -
ЗДЕСЬ