Прочитал я наконец-то книгу Стивена Кинга «История Лизи». Наконец-то, потому что я читал ее почти год. Мне ее
lumara на Новый, 2009-й год подарила. Тогда и начал читал. Но с первых страниц как-то не пошло. Потом то, потом се. Потом снова прочитал несколько страниц. И снова не пошло. Потом прочитал «Дьюма Ки» (по мне - одна из самых страшных, если не самая страшная книга Кинга), и снова прочитал несколько станиц «Истории Лизи» и снова не пошло. В общем, «расчитывал» я ее долго. Со скоростью несколько страниц в месяц. Потом залил на КПК и минут 20 в день почитывал в метро. И все не шло и не шло. Никак не получалось «расчитать». Но вот, наконец-то расчитал.
Ну и прочитал, естественно. И оно того стоило, разумеется (вообще единственным откровенным разочарованием у Кинга для меня была «Почти как Бьюик» - книга ни о чем). Полноценного спойлера тут не будет. Собственно, если хотите узнать сюжетную линию…
Вообще прикол в том, что в какой-то момент мне показалось (а может и не показалось), что когда Кинг писал эту книгу, у него была идея рассказать одну и ту же историю в другом ключе. То-же самое, что «Регуляторы» и «Безнадега» - история одна, декорации разные. И, в целом, сюжет то действительно повторяется - женщину преследует маньяк и она разбирается с ним при помощи параллельного мира. Где-то такое уже было, не правда ли? Разные декорации. В «Мареновой розе» угробить своего свихнувшегося мужа помогает женщина из параллельного мира, новая любовь и куча феменисток. В «Истории Лизи» же угробить свихнувшегося фаната таланта скоропостижно скончавшегося мужа-писателя (интересно, как к этой книге отнеслась Табита Кинг?) помогает чудовище из параллельного мира, воспоминания о муже и свихнувшаяся же сестра. История та же, декорации разные.
Тем не менее, я бы не стал ставить на этой книге клеймо «самоплагиат». И та и другая книга, в большей степени являются психологическими драмами. Мистическое и там и там является декорацией (ну, в конце концов, это же Стивен Кинг написал! Хотя у Кинга есть замечательная книга «Девочка, которая любила Тома Гордона», в которой ничего мистического нет совершенно… да и «Куджо» или «Мизери», к примеру, вовсе не являются мистическими романами) к основному сюжету. Но в случае с «Историей Лизи» декорацией является и сюжетная линия. Если в «Мареновой розе» сюжет о преследовавшем свою жену свихнувшемся офицере полиции являлся основой, скажем так, красной нитью книги и об этом, собственно и была книга - как Роззи (так героиню звали, если кто запамятовал или не читал) спаслась от преследовавшего ее психа, то в случае с «Историей Лизи» сюжетом могло быть что угодно - хоть закопанный в лесу корабль пришельцев («Томиноккеры»), хоть прячущийся в канализации клоун («Оно»), хоть поселившийся по соседству вампир («Салемс Лот») - здесь совершенно не важно, что происходит. Книга совершенно о другом. Уж простите, не скажу о чем - прочитайте сами и все поймете.
В общем, книга заслуживает того, чтобы, как минимум, быть прочитанной. Книга тяжелая. Во всех смысла. И читается она тяжело в самом начале (начало это для меня составило приблизительно половину книги). И впечатление оставляет достаточно гнетущее.
Но вот, блин. Стивен Кинг - беллетрист. Он сам себя считает таковым, и, давайте не будем разочаровывать маэстро и согласимся с ним. А беллетристика - это все-таки беллетристика (тут я использую термин «беллетристика» в том понимании, в котором он обычно используется - массовая литература, а не в том понимании, которое заложено в это слово изначально - «художественная литература). Тем более беллетристика в жанре «ужасов» и «мистики». Но, все-таки… Те характеры, те переживания, те чувства, которые Кинг очень четко рисует в своих книгах… Не знаю… Не зря его, наверное, называют «явлением в литературе»… Поскольку ну не поворачивается у меня язык назвать ту-же «Историю Лизи» (и многие другие, большинство других) «хоррор-стори». Это психологическая драма. Самая обыкновенная. В конце концов в тех же «Сто лет одиночества» Маркеса (Нобелевская премия по литературе, между прочим) тоже используются мистические образы и события в качестве элементов сюжетной линии. Но ведь дело же не в самом сюжете, правда? Как написал сам Кинг (если не ошибаюсь в «предупреждении», призывающем читателя не читать последнюю главу «Темной Башни», чтобы не разочаровываться в конечном итоге путешествия Роланда), история - это всего лишь история - все зависит от того, как ее рассказать.
В общем, по 10-бальной шкале, твердая 9-ка… Балл сниму как раз за то, что в какой-то момент времени возникло это самое ощущение «которое словами можно выразить только по-французски» (есть у Кинга рассказ с таким названием, если кто не в курсе). Про маньяка, преследующего женщину и про параллельный мир.