Самым высокомерным изречением Русской Церкви за всю историю является формула "Москва-третий Рим, а четвертому не бывать!". Ее авторство приписывается псковскому монаху Филофею, а прозвучала она впервые в начале 16 века.
Высокомерие я нахожу не в первой части фразы, а во второй. Гарантировать что-либо на века вперед - это с любой точки зрения не во власти людей. А с точки зрения верующих в Бога людей - это исключительно право Бога - строить планы на будущее или видоизменять их. Так кто имеет право говорить вместо Бога о неких не подлежащих коррекции планах? Даже пророки (например, Иона в пророчестве о разрушении Вавилона) говорили то, что впоследствии могло по воле Бога быть подвержено пересмотру.
Меня удивляет факт, что ни разу официальная РПЦ не взглянула самокритично на подобные проявления высокомерия по отношению к Богу, истории и окружающим народам. Любой здоровый организм должен уметь восстанавливаться, отторгать инородные элементы из себя, проводить работу над ошибками. И РПЦ тест на здоровье не прошла, как показывает ее отношение к субъективным мыслям, необоснованно претендующим на концептуальность.
Надеюсь, мне не придется доказывать фанатикам, что не все так было и есть однозначно в истории Москвы за прошедшие пятьсот лет? Москву (Рим) покоряли и разоряли поляки и французы, она на 200 лет утрачивала функцию столицы, а в 20 веке она была проводником явно не "третьеримской" концепции. Из всех этих пятисот лет трудно выцедить десятилетия, когда она могла хотя бы претендовать на фактическую реализацию приведенной выше умозрительной фантазии.
И это я не говорю о том, что у Лондона и Вашингтона с Нью-Йорком гораздо более оснований на то, чтобы утверждать о претензиях на право столицы мира. Это если мы оставим в стороне мистическую сторону вопроса, а будем рассматривать рациональные, политические и экономические факторы (да даже в культурном смысле американский Капитолий явно не беспредметно претендует на преемственность от Римского). А если рассматривать мистику, то тогда и мистический Китеж, и Ростов Великий, и Новгород (и многие другие города) имеют не меньшие права вне всякой рациональности сегодняшнего значения претендовать на особый центральный статус.
А теперь о наследниках Филофея и о "граблях", на которые не желающая пока самоочищаться РПЦ, продолжает наступать. Патриарх Кирилл назвал либерализм "
в каком-то смысле греховной идеей". Из этого следует, что консерватизм - почти святая идея? А РПЦ вскоре вместо символа веры предложит нам исповедовать
консерватизм, византийскую эстетику и феодальные поцелуи рук? При всем моем настороженном отношении к современным американским и европейским девиациям либеральной идеи связывать духовность с либерализмом или антилиберализмом - это все равно, что связывать теплое с мягким.
Боже, храни Церковь от высокомерия!