Русская Православная Церковь как юридическое лицо, зарегистрированное по законам РФ, очень вероятно находится на грани большого раскола. Назову основные причины, по которым это может произойти:
1. Невнятная позиция
патриарха Кирилла (Гундяева) по вопросу, где именно проходит граница между областью вопросов сугубо светских, политических, деловых и между вопросами церковными, духовными, ценностными, смысловыми. Когда Кириллу выгодно, он вмешивается в такие суетные мирские дела как сигаретный бизнес и суд над "Пусси Райот". Когда не выгодно он молчит по вопросам вторжения в религиозную совесть под прикрытием "самоизоляции", выстраивания культа личности Путина в РФ, олигархического режима выдаивания последних соков из простого народа (относящего себя в подавляющем большинстве к православным), поправок к конституции, закрепляющих пожизненное право элиты нуворишей во главе с Путиным на власть и ресурсы.
2. Внутри РПЦ образовались такие сильные перспективные лидеры как митрополит Тихон (Шевкунов), имеющий на порядок более четкую идеологическую позицию (не обсуждаем сейчас, насколько она верна) и опору на мощный силовой блок в РФ.
3. Внутри РПЦ сформировалось ярко выраженное либеральное крыло, одной ногой уже вышедшее в "свободное плавание", чьим рупором является
недавно отстраненный от церковного служения
протодиакон Андрей Кураев diak_kuraev Это крыло в момент "самоизоляции" активно критикует центральную линию патриарха за слишком позднее закрытие храмов и за недостаточное следование рекомендациям ВОЗ.
4. Внутри РПЦ сформировалось большое количество консервативно настроенного священства, закономерно раздраженного законами о "цифровизации", "самоизоляции", потенциальной принудительной вакцинацией, внедряемыми повсеместно дистанционными и удаленными форматами обучения, работы и даже молитвы. Это пока очень неоднородное хаотическое движение, включающее в себя совершенно разных священников, зачастую находящихся друг с другом в непреодолимых противоречиях. Ярким образцом таких является схиигумен Сергий (Романов), установивший прямо сейчас свои (отличные от РПЦ) порядки в Среднеуральском монастыре.
5. Объединительным фактором для огромного, но разрозненного, крыла консерваторов могут стать яркие лидеры общественного мнения
типа Михалкова, который в момент "самоизоляции" сумел сплотить широкие массы недовольных коронавирусной истерией среди зрителей своего "Бесогон-ТВ".
6. Крайне противоречивая политика Путина и РФ по отношению к Украине породила огромное количество внешнецерковных факторов, способствующих расколу: развитие самостийной церковной организации на Украине, поддержка ее Константинопольским патриархом и некоторыми другими церковными юрисдикциями, неоднородное отношение вследствие этого к Кириллу и РПЦ со стороны православных граждан других государств.
Где тонко, там и рвется. Я наметил только основные из большого количества наметившихся разломов. Уверен, здесь или там, скоро произойдут важные события, сильно изменяющие сегодняшние церковно-политические расклады. Человек состоит из духа, души и тела. И перед духовными, а также морально-этическими законами идут "законы джунглей", по которым "промахнувшегося Акелу" неизбежно загрызут те или иные волки (оставим сейчас в стороне вопрос, будут то "волки в овечьих шкурах", или искренние поборники интересов стаи - общего дела - Литургии).
В условиях, когда светский "Акела" систематически промахивался много лет, церковный "Акела" имел возможность показать свою духовную свободу и активную самостоятельную позицию. Но возможность безвозвратно утеряна, один "Акела" предпочел мертвой хваткой прицепиться к другому, отчего судьба обоих теперь будет похожей.
Вследствие всего этого "раскол" и переформатирование сегодняшней РПЦ - вопрос лишь времени. Для церковных людей акцентирую, что я этому не радуюсь, а лишь констатирую неизбежное. И моя оценка относится не к Небесной Церкви, а к делам земным, суетным и грешным.