Извините за многословие. Возможную повторяемость и излишнюю эмоциональность. И вообще писал с головной болью (Весна на дворе с её капризами). Может даже и не о том написал, о чем хотел. :)
Постараюсь по пунктам. Придется слегка отступать в сторону. Иначе куда я эмоции дену? :)
1. Термины и определения.
Ну здесь как в пословице:
«Хоть горшком назови, только в печь не сажай»
То есть главное, конечно не название.
Главное - цель.
И если целью занятий физической культурой, или физическим воспитанием, или школьным спортом, или еще как... является приучение детей к здоровому образу жизни, обучение их элементарным и регулярным приемам поддержания своего физического здоровья на должном уровне, то это одно.
А вот если за этими занятиями стоит другая цель? Цель, выраженная девизом: Быстрее, выше, сильнее? То тогда извините.
Это уже иной разговор.
Почему?
Потому что ШКОЛА! Потому что ДЕТИ!
Здесь нужно задуматься над целями и задачами школы. (в части физкультуры)
Ведь вряд ли главной целью школы является подготовка будущих олимпийцев или профессиональных спортсменов?
Наверно все же цель иная? Наверно скорее обучение и подготовка к взрослой жизни ответственного и здорового человека?
В данном случае я упор делаю на ЗДОРОВЬЕ!
Да и не все, даже вполне физически одаренные, мечтают о спортивной карьере.
Ведь здоровье человека - это вполне хорошая, оправданная и самодостаточная в большинстве случаев САМОЦЕЛЬ регулярных физических упражнений. Не рекорды и победы, а просто хорошее самочувствие!
Разумеется, школа одна с такой целью не справится. И не справляется. А родители в этом вопросе не очень... И государство тоже...
Но мы сейчас о школе.
В которой, очевидно, смутно представляют - что им делать на уроках физкультуры: учить детей здоровому образу жизни или науськивать их на максимум их возможностей?
А в результате?
Приведу несколько цитат, но Вы их наверняка слышали:
"Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая" - такие слова произнес Дмитрий Медведев, выступая перед парламентариями. По мнению президента, данное обстоятельство выглядит тем более тревожным, если вспомнить, что основы здоровья человека закладываются именно в школьные годы".
"Министр здравоохранения и соцразвития РФ Татьяна Голикова сделала неутешительное заявление. По официальным данным, в России являются абсолютно здоровыми лишь около 20% школьников,- сообщает "ИТАР-ТАСС".
Если быть точными, то к группе абсолютно здоровых относятся 21,4% учащихся, ко второй группе относятся дети, нуждающиеся в амбулаторном лечении,- это 58%. К группам с третьей по пятую, где уже нужно стационарное лечение, относятся 20,6% школьников".
То есть о каком школьном спорте может идти речь? Для кого? Для тех 21,4% здоровых школьников?
Возможно и стоит им заниматься спортом. А остальным - уверен - спорт ПРОТИВОПОКАЗАН. Остальных надо ЛЕЧИТЬ! И вот как раз ФИЗКУЛЬТУРА и лечит. Особенно если это лечебная физкультура. Другой вопрос, что нет у нас физкультуры в школах. Занятия есть. А физкультуры НЕТ!
Потому что как и в Большом спорте, так и в физкультуре (особенно в лечебной) нужен индивидуальный подход! Тогда будет результат: В спорте - это пьедестал, а в физкультуре - здоровье ребенка. Что тоже ценно.
Но для этого усилий одного учителя физкультуры или физвоспитания НЕДОСТАТОЧНО! Он просто не в состоянии заниматься с каждым ребенком по индивидуальной программе, составленной с учетом его заболеваний. Вот такая у нас ситуация. И потому власть стыдливо отводит глазки. А в школе, тем временем, все больше становится больных детей, с которыми никто не занимается. И никто не ориентирует родителей на такие занятия. Да и, собственно, негде заниматься. Реабилитационных центров и специалистов по реабилитации у нас мало.
А такие центры нужны не только школьникам. Они нужны и пенсионерам. Ведь власть уже даже не скулит - она ревет, что чиновникам и олигархам для работы на их заводах и фабриках не хватает здоровых батраков! А где их взять? Если в России отрицательная демографическая динамика? И прогноз даже самый оптимистический неутешителен. Россия будет вымирать!
Значит резервы нужно искать в повышении качества здоровья школьников и улучшении качества здоровья пенсионеров.
Ту уже не до рекордов большого спорта.
2. Теперь немного о школьном спорте.
Я понимаю, что речь о спорте, которым дети могли бы заниматься в школе, но после школьных занятий.
Именно так действительно можно оторвать ребенка от вредного влияния улицы. Не дать приучить его к алкоголю, табаку, наркотикам.
И в целом я ЗА! За такой школьный спорт. Потому что все эти секции - это соревнования. Это ведь не индивидуальный подход к каждому. О чем я говорю. Это расчет на здоровых или слегка нездоровых детей.
Но их-то всего 20%. И далеко не все захотят заниматься этим школьным спортом. А остальные? Остальные в качестве статистов или болельщиков?
Потому что они не захотят позорится (а для детей это важно) или им просто противопоказано. Или неинтересно.
В общем я не против школьного спорта. Если он после школьных занятий. И если он не во вред здоровью.
Но это не то, о чем я говорю, пытаясь провести черту между занятиями по оздоровлению и спортом, заточенным на результат.
3. Еще о грустном. И в подтверждение вышесказанного.
Меня когда-то давно учили одному правилу:
При формировании автомобильных колонн (это кстати и для людей подходит) в конец колонны нужно ставить более скоростные автомобили с наиболее опытными водителями.
Почему?
Да потому что иначе либо колонна растянется на многие километры. Либо может случится авария.
А если применительно к колоннам людей, то задние устают сильнее.
Потому что догонять всегда сложно. А приходится именно догонять, в то время как передние очень спокойно идут.
Я это к чему?
Да уже не секрет, что Россия по всем направлениям резко начала проигрывать современному миру.
Рейтинг ВУЗов - где Россия?
Приведенные выше цифры здоровья школьников.
Показатели демографии.
Показатели здоровья в целом по нации.
Результаты в крупных спортивных соревнованиях.
Унылая, по словам Медведева, ситуация в авиапроме - локомотиве экономики.
Да и постоянные совещания по модернизации лишь доказывают, что хорошего пока мало.
То есть мы отстаем.
И вот здесь и пригодится мой пример с автоколонной.
России нужно, чтобы догнать современный мир, вкладывать больше средств. Вкладывать больше сил, времени. Но нашим реформаторам это невдомек. Им кажется, что достаточно вкладывать столько же, как на Западе или даже меньше.
А так не догнать.
Догнать можно лишь со здоровым населением. И большими вложениями. Очень большими вложениями. Ведь мы отстаем.
А его и их нет.
Значит первостепенной задачей и является задача по оздоровлению нации. И в первую очередь - школьников.
И именно ИНДИВИДУАЛЬНОМУ оздоровлению.
Но ведь это же скучно. Если без рекордов? И ПИАРА нет. И дорого. Зачем? Когда можно для галочки провести соревнования и вручить копеечные кубки?
Задача, на мой взгляд огромная. Это и пропаганда здорового образа жизни. Это и работа с родителями. Это и ограничительные запреты в отношении торговцев табаком и алкоголем.
Это и репрессии в отношении торговцев наркотиками. Это и улучшение, и качественное улучшение, работы полицейских. Это и подготовка большего числа специалистов по лечебной физкультуре. И внедрение новых стандартов и правил в проведение школьных уроков по физкультуре... Да много чего еще. И все это в подавляющем своем большинстве - РУТИНА! Которой никому не охота заниматься.
Потому что галочки там не поставить.
4. Вот еще одна беда.
О ней я уже устал писать. И Президенту, и Премьеру, и депутатам, и так, в воздух... Но, наконец, зашевелились.
Я о структурировании исполнительной власти. Глупейшем структурировании. При котором просто ничего не может работать. Создали монстроподобные министерства. И они не работают. Сколько лет потеряли! Но наконец-то! Заговорили о разделении Минздравсоцразвития...
Заговорили о разделении Минобрнауки...
Заговорили об отдельной структуре для развития туризма.
Может в этом и моя заслуга. Вряд ли, но хочется верить. :)
Ведь что произошло? Школу сделали придатком ВУЗов! Почему, да потому, что никто не хочет зрить в корень. Все взгляд бросают на поверхность.
А-ааа! Не хватает квалифицированных инженеров, конструкторов? Виновата высшая школа. И тут же все внимание к ней. А она и рада стараться, в рамках единого министерства тут же перебросила часть своих задач по подготовке студентов в среднюю школу. А у той и так невпроворот. Учителей не хватает. Оборудование старое. Зарплаты махонькие. Школьники больные... А тут еще и ВУЗы требуют того, что должны были сами делать. Отсюда случилась перегрузка школьных программ ненужными терминами, ненужными разделами. А часов никто не прибавил. То есть было плохо. А теперь и еще хуже школа стала справляться.
Продолжая выпускать ПОЛУФАБРИКАТЫ для ВУЗов.
А кто в ВУЗы не попал, тот так и полуфабрикатом в каком-нибудь ларьке жизнь свою и каратает. И это в лучшем случае. Но и ВУЗы ничего не выиграли. Полуфабрикаты к ним поступают еще более худшего качества.
И со спортом та же метаморфоза, на мой взгляд, случилась.
Вместо того, чтобы все силы бросить на оздоровление нации. У нас наверняка пытаются из большого числа больных школьников найти хоть одного здорового, которого можно будет уломать посулами или еще чем заниматься спортом. :) Может я и не прав.
Но почему тогда с каждым разом качество наших сборных падает? И количество наград тает?
Смотришь соревнования и уже даже не смешно. Вот последний чемпионат мира по биатлону. Где мы? Оказывается, что у нас даже тренерская школа уже в развале! Из-за бугра выписываем тренеров.
Ведь доживем до того, что и Президента придется из-за бугра... Вместе с чиновниками...
Так что нам в первую очередь нужно? Кучка высокооплачиваемых и неспособных к результатам спортсменов? Или просто для начала ЗДОРОВОЕ население?
Или Вы считаете, что Шарапова, живущая постоянно в США - это сливки российского спорта? А сколько еще таких?
Или Вы считаете, что быстренько купленный иностранный спортсмен, одетый в национальную форму с паспортом гражданина РФ в кармане, оформленный в обход всех правил - это выход из положения? Это же МЕРЗКО!
5. Большой спорт.
В СССР Большой спорт, хоть он тогда и считался любительским :) , был включен в идеологическую составляющую.
Но в целом тогда вся жизнь была пронизана идеологией. И любая победа в спорте вызывала у людей гордость за страну, за Родину. И отношение к спортсменам, прославляющих нашу Родину, было соответствующим. И никто тогда не возмущался тем, что спортсменам давали больше, чем простым гражданам.
Тогда Большой спорт был нужен.
А сейчас? Идеологии практически нет. Ну разве что флажком российским помашут перед кинокамерой.
Большой спорт превратился в заурядное шоу.
ВСЁ!
Причем бизнес этот весьма неэффективный.
Всем нам известно, что львиную долю бюджета составляют доходы от продажи сырья - нефти, газа, леса и проч. Свою лепту вносят и предприятия переработки сырья - металлурги, машиностроители. Есть там и частичка от транспортников и связистов.
Сейчас вот о туризме заговорили. В некоторых странах до трети бюджета наполняется индустрией туризма.
А Большой спорт пополняет закрома Родины звонкой монетой?
Ведь это же бизнес! Причем довольно мощный.
Но я почему-то все больше слышу о выделении средств бюджета на его существование, чем о возврате денег в бюджет.
Или Вы думаете, что Большой спорт приносит стране здоровье нации? Пропагандирует здоровый образ жизни?
В смысле, что сидеть на диване с бутылкой пива и болеть за любимую команду - это значит оздоравливаться?
Или Вы думаете, что пропаганда бобслейно-саночных видов спорта привлечет миллионы желающих приобщиться? :)
В общем я давно не питаю иллюзий. Большой спорт - это большой вред здоровью!
Ну или пока он никак себя для оздоровления нации не проявил. Я не вижу конкретных результатов. Да и статистика неумолима!
А статистика эта - дама коварная:
Она выдает на гора средние зарплаты по отраслям. И даже средние зарплаты чиновников в этих отраслях.
Но я вот не нашел данных о средней зарплате в таком секторе российской экономики, каковым является Большой спорт.
Странно ведь. Министерство спорта есть, а средних зарплат в нем нет. Может я плохо искал? Может.
Но интернет дает и другие цифры: многомиллионные контракты спортсменов.
Правда странно. Они, значит, должны получать много, а тот же учитель может сидеть в нищете? Или военный? Или врач?
Почему? Потому что они спортсмены?
А для чего они нам?
Только для развлекалова?
Оказывается нет. Все спортсмены обклеены фантиками рекламы. Ходячие транспаранты, буквально кричащие:
Купи шапочку!
Куппи очки!
Купи плавки и лыжи!
Купи, купи, купи...
Ну за это не грех и заплатить?
Ведь учитель не нашептывает ученику купить что-то? Чего ему тогда платить?
Врач иногда нашептывает. Насчет лекарств. Но его за это наказывают.
И военный иногда даже сам продает. Пистолетик там или что побольше. Но его тогда САЖАЮТ!
А спортсмены. Они вольны хоть на пятку фантик с рекламой прицепить. И ничто им за это не будет! Иные спортивные команды до последнего табачок рекламировали.
И Вы считаете, что после этого я поверю, что им интересно здоровье нации?
Или вот с рекордами история.
Нет, я понимаю, когда ученый, после долголетней работы и учебы, экспериментов и раздумий вдруг изобретает нужную обществу вещь. Он двигает прогресс. Плодами его труда пользуется человечество. За это следует УВАЖАТЬ!
А когда спортсмен в результате многолетних тренировок вдруг пробегает сто метров за 9 секунд? Или даже за пять секунд? Что с того? Что это дает обществу? Секундное удивление? И все?
Эмоции?
А если он не пробежит? То эмоции со знаком минус?
Я не против большого спорта.
Но мне надоело вытаскивать из почтового ящика ворох ненужной рекламы. А тут еще и смотреть на спортсменов с их рекламой или рекламными паузами...
Я не против большого спорта. Если он живет исключительно от рекламы, негосударственных спонсоров и от денег болельщиков.
И я против большого спорта, если он запустил свои щупальца в школу и там пытается вербовать себе рекламных агентов.
Здоровые граждане нужны России в куда более важных отраслях экономики, нежели Большой спорт.
А еще в большом спорте слишком много интриг и подковерной возни, которая видна. О которой смакуют в СМИ.
Много детишек известных в прошлом спортсменов. Которые вдруг тоже оказываются в сборной команде. Как и в политике, когда депутаты семьями оккупируют ГД. Или чиновничьи династии или семейные подряды в правительстве. Или в шоу-бизнесе сын или внук известной певицы вдруг начинает петь каким-то голосом.
Все это настолько противно смотреть, потому что видна фальшь и видно отсутствие таланта. И результатов тоже не видно.
Но они там и мозолят нам глаза, пытаясь еще и рекламой махать.
Поэтому я против спорта в школе. Но не против секций спортивных вне школы или хотя бы не во время уроков! Потому что это жизнь. И кто-то из родителей хочет, чтобы его ребенок был не только здоровым. Но и бегал перед телекамерами, помахивая очередной рекламной наклейкой.
Мне кажется, что закрытость Большого спорта очень сильно может ему же навредить.
ИТОГ:
Все действия или бездействие государства, приведшее к тому, что в наших школах 80% детей оказались нездоровы, рано или поздно выльются в огромную головную боль и государства и общества!
И чем дольше мы будем закрывать глаза на эту позорную ситуацию и действовать топорными методами, пытаясь оздоровить детей через массовые спортивные соревнования, а не через целенаправленную, индивидуальную, рутинную работу с ребенком по обучению его приемам здорового образа жизни и планомерным попыткам исправить и улучшить его состояние здоровья, тем большую цену нам придется в дальнейшем заплатить.
Ибо в стране, кроме Большого спорта существует масса других, гораздо более нужных профессий в которых без отменного здоровья никак! А здоровье, повторяю, не улучшается. И мы вымираем. А страна - это огромный механизм, требующий постоянного заботливого внимания со стороны квалифицированных и здоровых граждан России.
И еще одно.
Можно конечно замалчивать об огромных вливаниях бюджета в объекты Большого спорта. Можно делать вид, что все тип-топ.
Но люди все чаще и чаще начинают задаваться вопросом:
Для чего такие деньги тратят? Когда в стране ветеранов до сих пор не обеспечили достойным их заслуг жильем... Когда в России проблемы с образованием и здравоохранением... Когда экономика страны прочно сидит на сырьевой игле... Когда нищих полно... Когда... Да мало ли проблем? На которые нужны деньги.
А в это время без счета вбухивают и вбухивают деньги в сочинскую олимпиаду. Даже плюя на то, что там вроде как заповедник.
Окупится ли она для бюджета?
Нужна ли она России?
Ведь все предыдущие Олимпиады я с комфортом посмотрел у себя дома. Как и большинство моих сограждан. А это значит, не важно, в какой стране проходят игры. Почему мы должны тратиться? Тем более, что за бугром деньги считают куда более качественнее!!!
И никто даже не пытается с народом поговорить на эту щекотливую тему.
Видимо сказать нечего.
И последнее:
Большому спорту нужно заниматься своим делом на полной самоокупаемости. И не лезть в школу.
У той и так проблем выше крыши!
А государству нужно сконцентрировать свое внимание на реабилитации больных детей и стариков.
Разумеется не стоит воспринимать мои слова буквально. Разумеется возможны компромиссы.
И ясно, что люди будут либо сами, либо с помощью устраивать соревнования или игры. Во дворах, на отдыхе, после работы.
Но мерилом всего этого должны быть показатели здоровья!
А они пока не блещут.
А спорт есть. БОЛЬШУЩИЙ СПОРТ!
Значит не в нем дело?
Может все же дело в отсутствии физкультуры?
P.S. А сайтик-то о школьном спорте весьма запущен. Вроде штука важная, а даже оформить до конца не получается? А может и это для галочки? Вроде как уже полтора годочка прошло?
http://school-sports.ru/