День Победы в Лужниках - 2010. Организационная сторона дела и чуть-чуть о музыке

Nov 20, 2010 20:06

Пишу по холодным следам. Больше полугода уже прошло. Завел себе ЖЖ и теперь "хочу поведать миру".

Никогда не думал, что придется посещать такого рода мероприятия (праздник Победы чту, но эстрадных и официозных мероприятий не люблю). "Не хотелось, а  пришлось" (с).

Короче говоря, мне поручили сопровождать студентов нашего университета. Отказаться было можно, но я предпочел пойти. С одной стороны, предложение было неприятным, но неприятным умеренно, с другой стороны - было любопытно.

Сверху была дана разнарядка - обеспечить присутствие такого-то числа студентов. Число это то увеличивали, то уменьшали - словом, была нервотрепка. Надо было посылать "наверх" списки и паспортные данные - а они слегка изменялись.

Я должен был транслировать наверх вопросы такого типа: Иванова пойти не может или не хочет, а вместо нее пойдет Петрова, так вот эта Петрова хочет взять с собой свою подружку Сидорову (а она вообще учится не в нашем ВУЗе) - и как? это можно? ее пустят или нет?

В результате всем "приблудным" я вынужден был сказать, что они могут присоединиться - но на свой страх и риск.

Теперь коснусь самого деликатного вопроса. Была принудиловка или нет? Была, но при этом как бы и не было. Желающих было больше, чем требовалось по разнарядке. У меня сложилось впечатление, что молодежь шла на концерт как на веселое светское мероприятие, где можно неплохо провести время. Так, в сущности, оно и было задумано.

Впрочем, пошли не только довольно разухабистые девицы, но и несколько скромненьких и мечтательных девочек-тихонь. (Патриотизм? Желание выйти на люди?) Мальчиков было мало (но в нашем заведении их и так мало).

Но если бы желающих не нашлось, тогда, думаю, администрация заставляла бы идти. Впрочем, и заставлять бы особо не пришлось - двоешники, те кто находится на грани отчисления, с радостью бы выполнили свой долг перед отечеством и родным университетом.

Добрый совет всем "групповодам" - когда ведете группу на столь масштабное мероприятие, не назначайте встречи в метро. Милиция оттуда выгоняет. И правильно поступает - "что вы изволите делать, королева! получится затор" (с). Не назначайте встречи в метро, назначайте рядом с ним.

Организационная сторона дела - довольно хороша. Не было особых заторов и пробок. Вход по билетам, которые считывал какой-то электронный сканер. Т.е. паспорта со списками не сверяли. Безобразий и хулиганства я не заметил.

Хотя казалось, что на улице тьма народу, огромный стадион Лужников был заполнен едва наполовину. (Не знаю, зачем его построили таким большим - на что смотреть? Впрочем, в спортивных делах я ничего не смыслю). Долго чего-то ждали. Тетка-ведущая противным голосом уговаривала всех сгруппироваться на какой-то стороне (уже не помню какой). Были и другие указания - "во время песни "Журавли" все включают фонарики и плавно размахивают ими в память павших". (Не дословно, но смысл верен). Да, да, запамятовал - организаторы раздавали какой-то набор предметов (там был фонарик, было что-то еще - а что, уже не помню).

Опять-таки, возвращение с концерта было задумано и осуществлено властями неплохо. Вот каким способом удалось избежать столпотворения на входе в метро "Спортивная" (или хотя бы ослабить его - искренне надеюсь, что получилось). Массы народа рассредоточили довольно грамотно. Незадолго до станции метро - перед эстакадой - через громкоговорители неизвестные голоса призывали всех повернуть направо и проследовать к автобусу, который-де бесплатно довезет  до "Смоленской".

Я повернул направо (и многие толпы со мной) - и все шел, и шел, и шел. Автобусов было очень много, они стояли в затылок друг к другу (если у автобусов есть затылки).  Но те, мимо которых мы проходили, были закрыты - хотя водители в них были. Сколько переживаний! сколько волнений! едва ли это можно передать словами. Вот следующий автобус - в него можно будет сесть? Нет, закрыт. Вот еще один - но нет, и его дверцы негостеприимно сомкнуты. Ну тогда уж точно следующий! Нет, нет, нет и нет, и снова нет - пока наконец... о да! он освещен! он открыт! но народ уже набился в него битком... Ничего: подъезжает следующий и битком в него набиваемся мы. Пройти до желанного автобуса пришлось, пожалуй, с километр. Ничего, избежать ходынки было важнее - я так действительно думаю, я не шучу.

Что сказать о самом концерте?
Вот точка зрения, с которой я во многом согласен. Мне было тоскливо и неуютно. А моим ушам было ужасно громко. Не люблю ни старую эстраду, ни новую. Хочу поделиться двумя впечатлениями.

Первое. Мы сидели на почти на самой вершине амфитеатра и оттуда все казалось очень мелким. Наверное, экран был огромным, но с нашей верхотуры он казался размером со спичечный коробок. А уж сам артист (не изображение на экране) был не больше козявки. (Тут закричат: а зачем тебе смотреть на самого артиста, если он такой мелкий? смотри на экран. На это я отвечу так. Хочется иметь возможность сказать детям-внукам, сказать с полным правом и гордо закинув голову: я видел его своими глазами! А сказать так не получается...).

Должно быть, это норма для мега-, гала-, макси- и прочих монстро-концертов - но на мой взгляд, при таком раскладе решительно невозможен эмоциональный контакт между исполнителем и зрителем. (Могу допустить, что ближе к эстраде с этим было чуть лучше). Одна женщина назвала все мероприятие "коллективным просмотром телевизора" (услыхал на обратном пути). Воистину, это так. Те, кто смотрел концерт по "голубому ящику", не потеряли ничего.

Когда мы вышли на улицу, под стенами стадиона играл военный оркестр. Вот это было славно! (Я - отъявленный штатский милитарист, люблю военные марши). Но думаю, и пацифистам тоже понравилось. Довольно много людей останавливалось послушать оркестр. Потому что это - настоящее. Нет, я определенно предпочитаю живую, а не консервированную музыку.

Второе.  Ведущие настойчиво приглашали всех подпевать -ну-ка! ну-ка! - во всяком случае, подпевать широко известным песням. (Впрочем, у организаторов не было уверенности в том, что они так уж хорошо всем известны - гостям раздавали маленький буклетик с текстами). И пели, пели! У меня над ухом звучали довольно громко два голоса - девушка, певшая приятно и мелодично - а рядом с ней мальчик-горлодер!

Почему так должно быть? Зачем это надо? "Пускай меня ославят старовером", но я считаю, что одни должны петь, а другие слушать. Что за безумие - призывать всех слиться в едином порыве, хотят они этого или вовсе не хотят! Я говорю сейчас даже не про стиль и не про качество пения наших "звезд". Представим себе, что музыка была выше всяких похвал. Но для чего нужен этот музыкальный коллективизм, этот полу-принудительный дилетантизм? Я слушаю, музыка вливается мне в душу - и молчу.

Интересно было посмотреть военные автомобили - Студебеккеры, ГАЗы - всех не упомнишь. Тоже настоящие.

Последнее замечание. На стадионе я испытал на редкость гадкое ощущение - полнейшее ощущение собственной ничтожности и беспомощности. Знаете, за счет чего? За счет невозможности выразить свое отношение к происходящему. Все дело в том, что происходит с криком в огромных архитектурных сооружениях. Кричать можно, к этому даже призывают - но совершенно невозможно выразить криком свое отношение. В театре публика может кричать "браво!", а может свистеть и шикать - выглядеть это будет по-разному.  В гигантской чаше стадиона крики возмущения и крики одобрения превратятся во что-то совершенно одинаковое - в какое-то неопределенное - а-а-а-а! Если бы публика возмутилась чьим-то выступлением и заорала "долой!" - это вполне сошло бы за вопль восторга.

Надеюсь, снова попаду на мега-мероприятие не скоро.

организация массовых мероприятий, принудиловка, концерт, моё, Лужники, массовая культура, 9 мая

Next post
Up