Вспоминая 1993-й

May 05, 2013 09:36

  1. Коммари поместил недавно в своем блоге перестроечную статью Вадима Белоцерковского ("то ли левый либерал, то ли правый социалист"), с возражениями тогдашним рыночным экстремистам - в первую очередь, Борису Пинскеру.
    Сразу вспомнились те времена. Белоцерковский работал на радио "Свобода" и высказывался в защиту Верховного Совета России в самый разгар его конфликта с Ельциным.

    Припоминаю, что в какой-то передаче, посвященной обзору прессы, он от начала до конца прочитал перед микрофоном статью под названием "Перевороту - нет, перевороту - да". Опубликована она была, видимо, в "Солидарности" - когда Исаев еще был человеком. Речь там шла о нашей творческой интеллигенции, призывавшей Ельцина разогнать ВС и при этом горячо протестовавшей против перспективы "красно-коричневого переворота". (Дело, помнится, было еще до сентября-октября, обстановка накалялась весь год. Среди подписантов был и Окуджава).

    Либеральные СМИ тогда яростно выступали за Ельцина. Со стороны Белоцерковского это был мужественный поступок. После этого, кстати, на "Свободе" он перестал работать.

    Был еще один голос на "Свободе", говоривший о ВС в более или менее уважительном ключе - Фатима Салказанова. Я помню ее слова, тоже в 1993 - "наш парламент сильно вырос за последнее время". Говорить такое тогда значило идти против течения. В этом было большое вольномыслие. В ту пору Верховный Совет надо было честить как реликт Советской власти и ужасаться Хасбулатовым - как будто не Ельцин пропихнул его на должность главы парламента вопреки довольно сильному сопротивлению части депутатов). Салказанова покинула "Свободу" позже, в 1995.

    2. Военкомуезд вспомнил о событиях первого мая 1993-го. При всем уважении, в его посте масса неверного. Это я как очевидец говорю - я присутствовал на том шествии. Привожу выборочно:

    Сегодня 20-летняя годовщина московских кровавых столкновений демонстрантов с ОМОНом 1 мая 1993 года: первого митинга, разогнанного властями в "новой" России...
    Неверно. Еще в начале 1992-го били и разгоняли (23 февраля, кажется). Да и нельзя сказать, что митинг 1 мая разогнали - все закончилось в ничью.
В тот день планировалась демонстрация под руководством "Трудовой России", КПРФ и "Фронта национального спасения" под черно-желто-белыми полотнищами. Власти Москвы в тот раз неожиданно отказали в демонстрации по Красной площади - тогда это было еще в новинку... Вместо этого демонстрантам дали право на митинг у Центрального дома художников с Крымским валом. Долгое время организаторы не соглашались, но потом решили, что лучше такой митинг, чем никакого. Шествие началось на Октябрьской площади. Традиционные маршруты - по Якиманке через Большой Каменный мост и через Крымский мост по Садовому кольцу перекрыли ОМОН, милиция и грузовики. Организаторы шествия решили пройти по Ленинскому проспекту на Воробьевы горы. Настроение у всех было праздничное - хорошая погода, красные флажки, песни военных лет.

Действительно, шли от Октябрьской площади по Ленинскому проспекту к Воробьевым горам. Относительно переговоров с властями ничего сказать не могу.

Однако пройдя трехкилометровый путь, демонстранты увидели, что путь на площадь Гагарина закрыт. Кто стал инициатором столкновений, до сих пор ведутся споры, но факт остается фактом - демонстранты и милиция вступили в драку. Демонстранты пытались прорваться через милицейскую цепь, ОМОН в свою очередь отбивался дубинками и загораживался щитами - те в свою очередь набросились на ОМОН с древками от знамен, бросались камнями, кирпичами, чем попадется. ОМОН и милиция оттесняли демонстрантов, били тех, кто попадался им под руку, не исключая даже женщин и ветеранов. В бой пошла и техника. По демонстрантам ударили пеной из подготовленных пожарных машин.

Ленинский проспект был перегорожен техникой. Перед ней был построен ОМОН. Толпа демонстрантов, заметив заграждение еще издали, с ходу вступила в схватку. Ей удалось оттеснить ОМОН за первый ряд машин - но дальше прорваться не удалось. "В бой пошла и техника" - звучит уж очень пафосно. Поливали обычной водой (а не пеной) из пожарных машин. Потом ОМОН перешел в наступление и на пространстве перед заграждением завязались довольно суровые бои. Помнится, небольшая часть демонстрантов вооружилась отнятым у милиции снаряжением.

Надо признать, что в сравнении с нынешними болотными демонстрантами (целый час мирно стоявшими под солнышком перед оцеплением), - так вот, в сравнении с ними демонстранты 1993 года видятся мне несравненно более брутальными. (Кто мы, нынешние? Сущие паиньки.) А в тот день - сколько камней полетело в ОМОН! Собирали их в Нескучном саду, разбивали облицовку подземного перехода - хорошо помню асфальт, весь исчерченный  булыжниками!

Демонстранты в свою очередь завладели несколькими грузовиками, которыми перегородили улицу власти Москвы. Машины оказались с ключами в замках зажигания. Поэтому некоторые демонстранты завели их и пытались ими пробить линии оцепления. Несколько машин были подожжены. Дольше всех от ОМОНа отбивался грузовик с громкоговорителем, на борту которого был транспарант: "Страну спасет - диктатура рабочего человека!"

Решительно ничего такого не помню. Какие-то охотничьи байки. Помню, что демонстранты пользовались милицейским автобусом как тараном - безуспешно пытаясь проломить "стенку" из техники. При этом (кажется) погиб милиционер - единственная жертва этого дня.

Демонстранты считали, что виновники провокации - власти Москвы. И у них были к этому основания.

Да, бесспорно. Как всегда - если бы мероприятию не чинили преград, все прошло бы мирно. Но и протестующие, скажем так, не были сторонниками ненасильственных методов.

Кстати, чем дело кончилось? Вслед за демонстрантами, из-за их спины, пришло другое подразделение милиции. Оно разделило враждующие стороны. Почему-то демонстранты не воспринимали этот новый милицейский отряд как врагов.

И после этого все шествие ринулось обратно - на Октябрьскую площадь и там постепенно рассосалось. Прокуратура потом пыталась возбудить дело против Анпилова - но Моссовет его депутатской неприкосновенности не лишил. В отношении же рядовых участников событий никаких мер не принималось.
Реакция общества на это событие - печальная тема. Красно-коричневая оппозиция и так в глазах наших либералов-западников была чем-то кошмарным и отвратительным (нельзя сказать, что совсем безосновательно). Думаю, после 1 мая чувство страха и гадливости только возросло. На это провокация и была рассчитана. Да, вот еще: распространилось поверье, будто бы у демонстрантов были заточки - со всей ответственностью заявляю, что это ложь.

Бр-р-р! Какая гадость - наша интеллигенция 1993 года. Какое сплочение вокруг власти! Я помню людей, возмущавшихся плакатом "Ельцин - пьяная свинья, убирайся из Кремля!" - как такое можно писать про всенародно-избранного?!! А уж драки с милицией - это представлялось чем-то запредельным. К ногтю их! Ссылки на то, что на Западе и с полицией дерутся, и политиков обзывают обидными словами, не производили никакого впечатления. Какое-такое право на демонстрации? "Во всем мире коммунистические и фашистские митинги запрещены!!" И это приходилось слышать от вчерашних оппозиционеров, от людей, которые еще вчера на власть плевать хотели. Превращение "демократов", вчерашней оппозиции, в держиморду - и тогда и теперь представляется мне вещью очень противной. (Это продолжалось не очень долго - приблизительно от августа 1991 до первой чеченской войны, когда пути либералов и власти снова разошлись. Пик таких настроений пришелся на 1993-й).

P.S. Вроде бы на Youtube есть ролик, посвященный событиям того дня. Принципиально его пока не смотрю,  полагаюсь только на собственную память. Хе-хе, "вру как очевидец".

P.P.S. Посмотрел хронику - черт возьми! многое из того, что мне показалось сказочками, было на самом деле! Вот так  память человеческая! Был вроде и подожженный автомобиль, и грузовик с громкоговорителем (припоминаю теперь, что он отступал обратно на Октябрьскую, и с него вещал Анпилов).

P.P.P.S. Взгляните, вот тут славное камнеметание:
http://youtu.be/aGKROpdHIrs?t=2m18s

1993, из кладовок памяти

Previous post Next post
Up