Зрительская рефлексия по поводу блог-показа спектакля «Прекрасное Далёко»: часть 2

Apr 19, 2014 11:07

Оригинал взят в Зрительская рефлексия по поводу блог-показа спектакля «Прекрасное Далёко»: часть 2

Подводим итоги второй волны зрительской рефлексии по поводу третьего блог-показа, благодаря которому около 70-ти блогеров смогли бесплатно посмотреть, а после и обсудить с актерами и постановщиками спектакль «Прекрасное Далёко» по пьесе Данилы Привалова в Челябинском театре драмы (совместный проект этого театра и Челябинского театра современного танца).




ПЕРВАЯ ЧАСТЬ РЕФЛЕКСИИ ЗДЕСЬ.

Во-первых, уже опубликованная заметка Натальи Окороковой на Полит74.ru, плюс к которой в сети обнаружились:

Отзыв Вероники Кузнецовой:

Мои впечатления от спектакля "Прекрасное далеко":

Пожалуй, первое, что хотелось сказать - очень порадовал результат спектакля - захотелось жить изо всех сил, ярко и полно, глубоко вдыхая все окружающие запахи, наблюдая происходящее вокруг с радостью, как чудо, и осознавая каждый новый день как подарок. Пожалуй уже ради этого осознания стоило сходить на "Прекрасное далеко".

Когда я определялась, идти или нет, решающей для меня стала фраза " хореография Ольги Пона". Раньше была уже на ее постановках и получала огромное удовольствие. С самого начала спектакля танец помогает войти в нужное состояние и готовит к чему-то необычному. И именно танец завершает действие спектакля, "закругляет" его, когда мы видим, что на следующий день все повторяется, все действия вроде те же. Так же катятся катушки, такие же тазики одеваются на голову. Но все же изменения произошли...

Действие происходит в раю, главные герои - ангелы, которые земную жизнь почему-то называют свободой. И в процессе понимаешь, что так оно и есть. Ведь в раю все хорошо, всего вдоволь, но не к чему стремиться, не о чем мечтать, даже о том, как любить, ангелы уже забыли... И совершенно ничего не меняется.
А на земле, на свободе - постоянные перемены, все движется, появляется море желаний. Мы добиваемся своих целей и придумываем новые. Мы влюбляемся, любим и ненавидим, радуемся и тоскуем, и самое главное можем кататься на велосипеде и на троллейбусе))) Одним словом - мы- живые и это здорово.
Не даром у Сан-Саныча, ангела-старожилы, в письме к Богу возникает вопрос, "а рай ли это", когда на душе почему-то не всегда спокойно и хорошо. Ответ на этот вопрос так и повисает в воздухе. А все ангелы мечтают о "свободе".

Однако среди ангелов все еще есть те, кому еще интересны яркие эмоции и чувства, в частности - любовь. А именно ангелу Марусе, которая так и не успела узнать, что это такое и ангелу-новичку Васе, который еще ярко помнит эти чувства. Благодаря этому в итоге именно у них получается вернуться на свободу...

В целом спектакль составлен из множества рассказов, баек, песен и также трагических историй, которые создают неповторимую атмосферу спектакля и делают его целостным.

Сам сюжет описывать не вижу смысла, поэтому закончу общими эмоциями. Спектакль состоит из разных цветов: где-то он темный и трагичный, где-то он серый и рутинный, где-то светлый и легкий и невесомый, где-то яркий и озорной, а где-то по-настоящему светится… Он также многогранен, как и наша жизнь.

Комментарий Натальи Егоровой:

ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ ТЕАТР? ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ ТЕАТР ТАК, КАК ЛЮБЛЮ ЕГО Я? ЗА ПОСЛЕДНИЕ 2 ГОДА Я ПОСЕТИЛА ОКОЛО 90% СПЕТАКЛЕЙ ТЕАТРА ДРАМЫ И ОТ 30 ДО 60% МАНЕКЕНА И КАМЕРНОГО ТЕАТРА. ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД НА СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ МАРИНЫ ГЛУХОВСКОЙ И ОЛЬГИ ПОНА «ПРЕКРАСНОЕ ДАЛЕКО» БОЛЕЕ ЧЕМ ОПРАВДАЛ ВСЕ МОИ ОЖИДАНИЯ. АБСОЛЮТНО НОВЫЙ, ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ, ТРОГАТЕЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ! СОВЕРШЕННО НОВОЕ ЧУДО В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. МНЕ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ БЛОГ-ПОХОД НА СПЕКТАКЛЬ ИМЕННО ПОТОМУ, ЧТО МОЖНО БЫЛО ОБСУДИТЬ ЕГО ПОСЛЕ СПЕКТАКЛЯ С ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ В ЭТОМ ЛЮДЬМИ. И ТАМ ПОНИМАЕШЬ ТО, ЧТО НЕ ВИДЕЛ ПРИ ЕГО ПРОСМОТРЕ. НАПРИМЕР, СНАЧАЛА Я ВОСПРИНИМАЛА ФОНАРИ, ВИСЯЩИЕ В ВОЗДУХЕ, КАК НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ, ЛИШЬ ПОТОМ ПОНЯЛА, ЧТО ЭТО ЧАЙНИКИ И ДЛЯ НИХ СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО ТРАКТОВОК ОТ ЗВЕЗД В НЕБЕ ДО СОЛДАТСКОГО АТРИБУТА. СПЕКТАКЛЬ - НАПОМИНАНИЕ О ХРУПКОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, О ТОМ, ЧТО ВАЖНО ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС И НУЖНО ЛОВИТЬ КАЖДОЕ МГНОВЕНИЕ, КАЖДЫЙ ВЗДОХ ЭТОЙ ЖИЗНИ. ЭТА ПЬЕСА - ФАНТАЗИЯ ПРО ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ, ПРО ВОЙНУ И ПРО БОГА, ПРО БЕГСТВО ИЗ РАЯ, ПРО ТО... В КАКОЙ БЫ МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ ДЫРЕ НА ЖИЗНЕННОМ ПУТИ ТЫ НИ ЗАВИС, ЛЮБАЯ «БАНЬКА С ПАУКАМИ» СТАНОВИТСЯ РАЕМ ОТ ПРИСУТСТВИЯ РЯДОМ ЛЮБИМОГО ЧЕЛОВЕКА. СПАСИБО ВСЕМ СОЗДАВШИМ ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ - РЕЖИССЕРАМ, АКТЕРАМ, КОСТЮМЕРАМ, ЗВУКОВИКАМ, СВЕТОВИКАМ. ПОЛУЧИЛА ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЭМОЦИЙ. А МАРИНЕ ГЛУХОВСКОЙ И ОЛЬГЕ ПОНА ХОТЕЛОСЬ БЫ ЗАДАТЬ ВОПРОС «ЧТО ДАЛЬШЕ?»

Михаил Шабуров:

Пьесу я не читал, но мне и моей подруге было все понятно, зная только небольшую рецензию, и состав людей, принимающих участие в спектакле. Я не люблю читать те пьесы, на которые пойду смотреть в качестве театральной постановке.
Безусловно, тема Ценности Бытия - актуальна, востребована, и необходима в освещении! Мне понравилось всё: декорации, свет, звук, игра актеров, режиссерские решения!
Я рад,что у нас, в Челябинске, существуют такие мастера театрального искусства!

И, наконец, большой пост с массой фотографий от Евгения Мастера:

Спектакль «Прекрасное далёко» по пьесе Данилы Привалова на сцене челябинского Драматического в постановка режиссёра Марины Глуховской по пьесе Д. Привалова я посетил в рамках проекта «Прогрессивная театральная общественность» ("ПроТО").

Встречал театральных блогеров Никита Плеханов, он же выдал мне заветный бейдж и предоставил мне карту предстоящего события, объяснил на словах, где, куда и когда бежать.



По условиям блоггеры занимают свободные места. Внизу, в основном зале мест не было, зато в партере места нашлись. Надо сказать что партер - то самое место, что мне нравится. Возвышаться над внизу сидящими зрителями и наблюдать за происходящим на сцене с высоты - нечто.



Теперь о самом спектакле…
Спектакль «Прекрасное далёко» я смотрел дважды: как обычный зритель и как представитель «ПроТО». Надо оговориться, что первый культпоход в рамках проекта "ПроТО" (Прогрессивная театральная общественность) оказался очень душевным и удачным.



Актерский состав описывать не буду, так как играют эту пьесу двумя составами, причём актёры театра драмы играют совместно с актёрами театра современного танца.

Сюжет прост до неприличия. Группа ангелов, их жизнь (довольно пресная) в Раю. Новый ангел - Вася ломает привычный мир ангелов и в конце всё это сподвигает других ангелов бежать из Рая.



Действие происходит на Том Свете, все персонажи - ангелы. С именами и без.

Изюминка спектакля в том, что подготовлен он в сотворчестве режиссёра драматического театра Марины Глуховской и хореографа Челябинского театра современного танца Ольги Пона.

Итак, начало… на сцене появляются танцоры, с медными корытами, тазами, выкатываются катушки больших и малых размеров. Начинаются танцы, не совсем пока понятно, к чему все это. После начинает действо… актёры постоянно говорят о свободе и ты начинаешь думать: что это? Тюрьма? Но диалог двух женщин, Маруси и тёти Тани ставит всё на своё место, ты начинаешь понимать, что люди эти находятся на Том, а не на Этом Свете.



Когда я смотрел спектакль в первый раз, откровенно говоря, мне казалось, что это что-то недоступное обычному человеку. Весь этот замысел непонятен: непонятное зрителю в первые минуты действия, множество планов, танцевальных мизансцен, куча предметов.

Вообще неподготовленный зритель, то есть зритель, не читавший программку или иную информацию о спектакле в доступных источниках, начинает понимать, что перед ним ангелы, причем вместо рая и ада и земной жизни, они оперируют словом «свобода», причем свобода для всех ангелов осталась там, на Земле, где казалось бы человек и вовсе несвободен.



Маруся при жизни не успела понять, что такое любовь, а узнать это она очень хочет, а потому спрашивает об этом самую опытную, по крайней мере на вид, жительницу корабля. А перед нами на сцене конструкция весьма похожая на корабль, с мачтами и нарами прямо на нем. Так вот оказывается тётя Таня любила, но любила человека на фотографии, «впрочем его любили все, и он всех любил, но у него была жена, но это не мешало ему всех любить». И даже после смерти он продолжал всех любить, «с фотографии». А после выдаёт фразу, которая порождает невольные смешки среди зрителей. Оказывается все девушки в общежитии любили Ленина. Но Марусю сей факт нисколько не забавляет, и нам становится известна уже её история: у нее был жених (по крайней мере она его считала таковым), который ходил-ходил под ее окнами, а после почему-то ее зарезал. Отчего и зачем она так и не поняла, но Маруся стремится разобраться в основных понятиях для каждого человека - любовь, счастье, последнее в особенности.

Маруся, решившая непременно влюбиться, спрашивает совета все у той же Татьяны, а как же любовь мужчины и женщины, на что та отвечает, что здесь нет ни мужчин, ни женщин, все ангелы. А если уж и мужчина - то это Вася.



Вообще мне очень понравилась финальная сцена спектакля, когда, по моему мнению, ангелы решили улететь, сбежать из Рая и появились крылья бабочек. И всё это под шикарную песню.

В финале звучит песня «Юры-музыканта» «Свободу» ДДТ. Под эту песню, как и под песню Виктора Цоя «Требуем перемен», набирало силы гражданское общество в России после «выборов» в Госдуму в 2012-ом. Но в тоже время к политике «Прекрасное далёко» относится лишь отчасти. Этот спектакль про другое. Но так как мы все так или иначе живём в этом мире, то эхо московских протестов на Болотной отголосками отзывается и здесь.

Рай - это из области сверхъестественного, но, если рассуждать логически, это место, где как бы правилами религии определено находиться существам ангельского типа. А здесь собралась довольно забавная компания.



Из всего выходит, что если человек здесь и сейчас не умеет быть счастлив, он не будет счастлив нигде и никогда, будь он человеком на Земле или ангелом на небесах. Даже название пьесы говорит: «Прекрасное далёко». Это вечное «Хорошо там, где нас нет».

Здесь всё устроено, но тем не менее, ангелы хотят на «свободу».

Спектакль в общем трагический, тяжелый для восприятия. Но вкупе с танцами - нечто. Танцы оригинальны, выполнены легко, даже с каким-то азартом. Плюс музыкальное сопровождение в тему - здесь и классика, и Юрий Шевчук («Юра-музыкант»), и народные напевы разных стран.

Кроме готовки, уборки, пения песен, при этом электричества у них нет, так что поют они под гитару и гармонь, прослушивания радио «свободы» и написания писем на свободу. Каждый ангел в тот или иной момент спектакля пишет и зачитывает письмо тому, кому он считает необходимым. Кто-то пишет маме, кто-то бывшей любимой девушке, кто-то Главному, а кто-то и Богу. Последнего как бы нет (один из ангелов так и говорит), есть просто Рай, но так хочется верить, что он придет и наведет порядок в этом несвободном месте. Именно ему пишет свое письмо серьезная и опытная тётя Таня.



Как финал моего поста… Цель моего поста - рассказать о прошедшем событии и наиболее ярких впечатлениях.

Моё отношение к спектаклю неоднозначное. Положительное в нём то, что он заставляет задуматься, в нём отличная хореография, со вкусом подобранные песни и очень красивый финал. Но и есть кое-что отрицательное - некоторая затянутость сюжета, непонятность, тусклость и мрачность костюмов, куча непонятных моментов в самом повествовании...

После просмотра спектакля захотелось прочесть Привалова, чтобы сопоставить авторский текст и его режиссёрскую трактовку, о чём я и сказал на обсуждении.



После спектакля и процедуры изъятия одежды из гардероба состоялось обсуждение (в музее театра), на котором присутствовали почти все действующие лица спектакля: режиссер-постановщик Марина Глуховская, хореограф-постановщик Ольга Пона, актёры.



В общем и целом - на спектакль советую сходить, чтобы составить о нём собственное впечатление. Он того стоит. Даже ради одной только музыки и хореографии или как я - ради финальной сцены…



Это, пожалуй, весь урожай третьего блогерского театрального похода в рамках данной акции. Если какой отзыв упустили - просим добавлять через комментарии (напоминаем, что здесь собираются отзывы именно тех, кто посмотрел спектакль в рамках блог-показа: то есть записался, сделал репост, зарегистрировался на входе в театра, а после окончания спектакля посетил обсуждение - последнее, конечно, не обязательно, но очень желательно).
______ ______ ______ ______ ______ ______ ______
АФИША СПЕКТАКЛЕЙ АКЦИИ "ПроТО" на АПРЕЛЬ/МАЙ '14 г.

ПроТО, прекрасное далёко, отзывы зрителей, зрители, СМИ, блоггеры

Previous post Next post
Up