Весной этого года, я в очередной раз оказался поблизости от своего бывшего дома № 21-а, что по улице Российской. Двор дома меня приятно удивил. Сарайки были снесены, дорожки заасфальтированы. А еще во дворе появилась новая детская площадка. Тогда я решил углубиться и пройтись по местам своих детских прогулок.
На карте красным кружком обозначен район моих блужданий.
Виды на дом 21-а и его двор. Между рядом деревьев и машинами раньше находились сарайки.
Вид на по мой подъезд с еще старой дверью, но уже пластиковым окном комнаты.
Вид со стороны подъезда на двор и дом № 21.
В подъезде рамы накренились скорее всего из-за "метеорита".
В этом же доме до сих пор находится отделение почты - очень красивые(как мне казалось раньше), из оргстекла буквы вывески, знакомы с детства.
Аутентичная табличка с номерами квартир.
И оградка дерева, видимо от животных (может быть раньше здесь гуляли домашние животные типа овец или коз?). Дерево с тех пор сильно вытянулось и вросло в оградку.
Вид на тот же двор, только со стороны почты.
Через арку дом 21-а соединен с домом 19-в, фрагменты которого на фотографиях ниже.
Здесь раньше находилась детская поликлиника Сталинского (сейчас - Калининского района), пока не построили новое здание на улице 5-го декабря. Во младенчестве меня носила сюда мама ко врачу.
Далее проходим в арку и изучаем двор дома №19-а, где еще стоят две сарайки.
Раньше на одну коммунальную квартиру (на всех 3-х хозяев) давали одну ячейку в этих сарайках. У нас эту ячейку полностью занимала своими "вещами" одна соседка - баба Зоя у которой в комнате еще был и балкон. К слову, немного расскажу о соседях по коммуналке.
У бабы Зои было несколько детей и у нее в комнате иногда жил сын, а для меня - дядя Коля. Дядя Коля жил периодически, так как в некоторые периоды времени его садили в тюрьму за тунеядство (была раньше такая статья, для тех кто нигде официально не работает). Что уж греха таить и выпить дядя Коля любил. Сама баба Зоя всю свою жизнь вроде бы также нигде официально не работала. Она была неграмотная (никогда не училась в школе, не знаю умела ли она писать): то детей воспитывала, то что-то шила, вязала, что-то продавала, работала в саду. Баба Зоя была очень трудолюбива и активна - такая сухонькая, поджарая бабулечка. До сих пор перед глазами стоит картина, как она проносится во дворе мимо меня с двумя огромными сумками овощей. Часто она продавала свои овощи, соленья и вязаные вещи на рынке, что находился рядом, вдоль дороги на проходную ЧЭМК (за рядом домов 17-в, 19-б, 21-в). У дяди Коли была дочка Ира, лет 20-ти (речь идет, примерно, о годах начала 80-х), которая часто приходила в гости со своим женихом, а потом и мужем. У меня с Ирой были хорошие - приятельские отношения. Еще яркое имя, запомнившееся с детства - тетя Анфиса. То ли она была дочкой бабы Зои, то ли снохой, но личность была яркая, накрашенная, веселая, с какой-то "высокой прической" на голове. Часто она была под шафе вместе с грозным мужем (иногда с красным и исцарапанным лицом) Аркадием, который говорят ее систематически побивал. Но я к ним, да и они ко мне относились очень дружелюбно. Хорошо, что не часто они праздновали на нашей общей кухне.
Кроме бабы Зои и нас в коммуналке жила еще баба Оля. Она была одинока, сынок у нее умер примерно в возрасте 8 лет от какой-то болезни. Фотография сына висела в ее комнате и она часто причитала о своем сыночке, глядя на нее. Иногда она сидела со мной и водила в садик, когда у родителей случался какой-нибудь форс-мажор. От бабы Оли у нас в семье осталось несколько словесных оборотов: "Ой баатииии!" и "А ты попробуй-ка, понаклоняйся за ними!"(о непростом труде грибника). Баба Оля была младше бабы Зои и полнее, она часто сидела с другими бабками на большой лавочке, что располагалась напротив подъезда. (Бабу Зою на лавочке я никогда не замечал.) Один раз баба Оля с другими бабушками взяла меня по грибы. Мы ездили в Шагол на электричке со станции, что находится рядом (Станция - Электростанция!). Баба Оля тоже иногда чем-то (грибами-то точно) приторговывала на местном рынке.
Продолжение следует...