На сайте Министерства Культуры Челябинской области в августе 2012 г. опубликован Перечень объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (см.
http://www.culture-chel.ru/htmlpages/Show/overview/regpublic/Municipalgov/chelGO/perechen2). Под номером 85 в этом перечне значится "Памятник летчикам, погибшим при освобождении Челябинска от Колчака". Категория охраны данного объекта культурного наследия - региональная. Место расположения - Митрофановское кладбище. Чуть более подробные сведения об этом памятнике есть в документах Государственного центра по охране культурного наследия Челябинской области (ул. Пушкина,1). В этих документах отмечается, что автор памятника неизвестен, а создан он в 1920 г. Перенесён на Митрофановское кладбище в 1950 г.
В 1974 г. исследователь памятников Челябинска Колпакова Вера Степановна (
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=737) подготовила паспорт этого памятника. В паспорте (он хранится в Центре историко-культурного наследия г. Челябинска, Коммуны, 69) отмечено, что "Этот памятник был самым первым памятником, воздвигнутым в Челябинске после Октябрьской Социалистической революции, в 1920 году". В этом же паспорте есть и такая запись: "В один из летних боевых дней сраженяи частей 5-ой Армии с колчаковцами за Челябинск погибли лётчики. Сколько их было? На каком самолёте они летели и кто они до сих пор неизвестно."
В 1986 г. в №10 журнала "Авиация и космонавтика" публикуется небольшая статья полковника А.Андрюшкова, в которой приводится эпизод воздушного боя в районе Челябинска в августе 1919 г. Более подробно этот воздушный бой описан в материале Михаила Никольского "865-Й ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК" (см.
http://ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/AiKOut10/865IAP/865IAP002.htm). Вот описание этого боя:
"Боевую потерю [12 авиационный] отряд понес 15 августа 1919 г. В этот день над аэродромом отряда появились три английских аппарата. В воздух на «Фармане-30» поднялся дежурный экипаж в составе летчика, бывшего офицера царской армии, Широкова и летнаба Щербины.
«
Памятник лётчикам» на
Яндекс.Фотках (рисунок отсюда -
http://wp.scn.ru/ru/ww1/o/290/1/0)
Через несколько минут после Широкова взлетел еще один экс-офицер, Шиманев. Широков к этому времени уже выполнил одну атаку. Экипажи двух английских самолетов, не связанные боем Широковом, наблюдали запуск самолетов и предпочли ретироваться. За ними ушел Шиманев. Домой дворянин не вернулся. В отряде Шиманева сначала сочли погибшим, однако после того как никаких следов самолета и летчика на земле не обнаружили, его посчитали предателем. Так оно и оказалось: через несколько месяцев Шиманев попал в плен к красным, летчика расстреляли. Между тем Широков вел неравный воздушный бой. Неравный - ибо самолет противника во всех отношениях превосходил «Фарман». А на земле техники предпринимали упорные, но безуспешные попытки запустить моторы двух других аппаратов.
В это время Широков подловил противника на выходе из очередной атаки и таранил в хвост под углом примерно в 15 градусов. Оба аэроплана упали на землю. Опознать останки тел членов экипажей «красного» и «белого» самолетов не представлялось возможным. Очередной парадокс Гражданской войны: Шиманев вступил в Красную Армию добровольно, в то время как Широков попал в плен при отступлении белых. Более того, перед отправкой на фронт Широков на собрании отряда заявил ни много ни мало, что против чехословаков, которых он считал врагами России, воевать будет, а вот против казаков не ручается, так как сам казак. Широкова тогда оставили в отряде под личное поручительство комиссара Ярдова."
12 авиационный отряд был образован в 1918 г. в Москве из остатков личного состава и материальной части 12-го дивизиона и 10-го корпусного авиаотряда царской армии. Командиром отряда назначили красвоенлета Постромкина.
В материале Никольского также описывается гибель ещё одного экипажа в августе 1919 г. в окрестностях Челябинска:
"Потери отряд нёс, прежде всего, по причине изношенности материальной части. Каждый полёт был связан с риском и требовал от лётчиков большого напряжения физических и моральных сил. 8 августа 1919 г. в 40 километpax от Челябинска после выполнения разведывательного задания самолет с экипажем из лётчика Сизаса и летнаба Саунина попал в нисходящий поток воздуха. В результате резкого «провала» самолёта, лётчика выбросило из кабины, а летнаб Саунин спасти самолет возможности не имел, так как в его кабине управление отсутствовало. Парашютов у летчика и наблюдателя не было..."
Мне не удалось выяснить первоисточник сведений о воздушном таране в районе Челябинска. Смущает дата - 15 августа 1919 г. Везде отмечается, что Челябинская операция 1919 г. закончилась 4 августа, а 15 августа войска 5-ой армии уже были около Тобола.
Поэтому в Челябинске могли похоронить как Широкова и Щербину, так Сизаса и Саунина.
Специалист по гражданской войне в Челябинске И.В. Купцов нигде не упоминает в своих публикациях об участие авиации в боях около Челябинска. Тем не менее, наличие 12-го авиаотряда в составе 5-й армии очевидно.
«
Памятник лётчикам» на
Яндекс.Фотках (карта из материала М.Никольского)
В статье "Монументальная пропаганда в коммунистическом воспитании трудящихся. Первые памятники на Южном Урале" (Материалы науч.-краевед. конф. / Геогр. о-во СССР. Челяб. отд. Ч., 1969. Вып. 2), книге "Благодарная память народа" (О памятниках Челяб. обл.). Ч., 1973 (в соавторстве с С.И. Загребиным), а также паспорте памятника Колпакова В.С. отмечает, что из воспоминаний старожилов города явствует, что памятник представлял собой каменную четырёхгранную призму, сложенную из кусков камня, с карнизом. Призму венчала звезда. У подножья памятника был пропеллер от самолёта. Пропеллер сохранялся вплоть до 1939 года.
Памятник находился на краю Казанско-Богородцкого кладбища ближе к улице Спартака. На карте 1939 года место расположения этого памятника обозначено красной звездой.
«
Памятник лётчикам» на
Яндекс.Фотках На этом фрагменте карты видно, что памятник находился примерно между баней и зданием пожарной части (построено в 1928-1934 годы). Каплан Абрам Львович, методист Центра противопожарной пропаганды и общест. связей управления гор. пожарной службы ГУВД Чел. обл., работал в этой пожарной части с 1947 г. Он говорит, что помнит этот памятник двум лётчикам. По его словам, высота памятника была около 1,8 м.
«
Памятник лётчикам» на
Яндекс.Фотках Место, где находился памятник лётчикам. Справа цокольный этаж бывшей бани. Это во дворе между домами 49 и 51 по пр. Ленина.
В 1949 году это захоронение и памятник перенесли на Лесное кладбище. Туда же перенесли останки лётчика Веденеева Н.Н. (или Веденёва Н.Н.), погибшего в 1918 г.
«
Памятник лётчикам» на
Яндекс.Фотках (фото из архива В.С. Колпаковой, хранится в Центре историко-культурного наследия г. Челябинска).
Так памятник выглядел на Лесном кладбище до 1974 г.
Захоронение большевиков перенесли с площади Революции в 1950 г. на Митрофановское кладбище.
«
Памятник лётчикам» на
Яндекс.Фотках (фото 1967 г. из книги "Благодарная память народа").
Памятник большевикам на Митрофановском кладбище.
О дальнейшей судьбе этих двух памятников можно только делать предположения. В 1975 году был построен мемориал на Лесном кладбище. Вероятно, во время этого строительства захоронение лётчиков вместе с памятником перенесли к захоронению большевиков. Старый памятник большевикам демонтировали, а на его место установили памятник лётчикам. К этому памятнику была прикреплена новая мраморная доска с фамилиями большевиков.
«
Памятник лётчикам» на
Яндекс.Фотках Февраль 2013 года
Если моя версия верна, то в лучшем случае, в этом месте захоронены останки 10 человек: семи большевиков и трёх лётчиков.
Очень благодарен Н.Антипину, В Боже, А.Л. Каплану и Л.В. Соколовой за информацию об истории этого памятника.