Памятник красвоенлётам. Таран в небе Челябинска?

Feb 10, 2013 14:59

На сайте Министерства Культуры Челябинской области в августе 2012 г. опубликован Перечень объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (см. http://www.culture-chel.ru/htmlpages/Show/overview/regpublic/Municipalgov/chelGO/perechen2). Под номером 85 в этом перечне значится "Памятник летчикам, погибшим при освобождении Челябинска от Колчака". Категория охраны данного объекта культурного наследия - региональная. Место расположения - Митрофановское кладбище. Чуть более подробные сведения об этом памятнике есть в документах Государственного центра по охране культурного наследия Челябинской области (ул. Пушкина,1). В этих документах отмечается, что автор памятника неизвестен, а создан он в 1920 г. Перенесён на Митрофановское кладбище в 1950 г.

В 1974 г. исследователь памятников Челябинска Колпакова Вера Степановна (http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=737) подготовила паспорт этого памятника. В паспорте (он хранится в Центре историко-культурного наследия г. Челябинска, Коммуны, 69) отмечено, что "Этот памятник был самым первым памятником, воздвигнутым в Челябинске после Октябрьской Социалистической революции, в 1920 году". В этом же паспорте есть и такая запись: "В один из летних боевых дней сраженяи частей 5-ой Армии с колчаковцами за Челябинск погибли лётчики. Сколько их было? На каком самолёте они летели и кто они до сих пор неизвестно."

В 1986 г. в №10 журнала "Авиация и космонавтика" публикуется небольшая статья полковника А.Андрюшкова, в которой приводится эпизод воздушного боя в районе Челябинска в августе 1919 г. Более подробно этот воздушный бой описан в материале Михаила Никольского "865-Й ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК" (см. http://ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/AiKOut10/865IAP/865IAP002.htm). Вот описание этого боя:

"Боевую потерю [12 авиационный] отряд понес 15 августа 1919 г. В этот день над аэродромом отряда появились три английских аппарата. В воздух на «Фармане-30» поднялся дежурный экипаж в составе летчика, бывшего офицера царской армии, Широкова и летнаба Щербины.



«Памятник лётчикам» на Яндекс.Фотках

(рисунок отсюда - http://wp.scn.ru/ru/ww1/o/290/1/0)



Через несколько минут после Широкова взлетел еще один экс-офицер, Шиманев. Широков к этому времени уже выполнил одну атаку. Экипажи двух английских самолетов, не связанные боем Широковом, наблюдали запуск самолетов и предпочли ретироваться. За ними ушел Шиманев. Домой дворянин не вернулся. В отряде Шиманева сначала сочли погибшим, однако после того как никаких следов самолета и летчика на земле не обнаружили, его посчитали предателем. Так оно и оказалось: через несколько месяцев Шиманев попал в плен к красным, летчика расстреляли. Между тем Широков вел неравный воздушный бой. Неравный - ибо самолет противника во всех отношениях превосходил «Фарман». А на земле техники предпринимали упорные, но безуспешные попытки запустить моторы двух других аппаратов.

В это время Широков подловил противника на выходе из очередной атаки и таранил в хвост под углом примерно в 15 градусов. Оба аэроплана упали на землю. Опознать останки тел членов экипажей «красного» и «белого» самолетов не представлялось возможным. Очередной парадокс Гражданской войны: Шиманев вступил в Красную Армию добровольно, в то время как Широков попал в плен при отступлении белых. Более того, перед отправкой на фронт Широков на собрании отряда заявил ни много ни мало, что против чехословаков, которых он считал врагами России, воевать будет, а вот против казаков не ручается, так как сам казак. Широкова тогда оставили в отряде под личное поручительство комиссара Ярдова."

12 авиационный отряд был образован в 1918 г. в Москве из остатков личного состава и материальной части 12-го дивизиона и 10-го корпусного авиаотряда царской армии. Командиром отряда назначили красвоенлета Постромкина.

В материале Никольского также описывается гибель ещё одного экипажа в августе 1919 г. в окрестностях Челябинска:

"Потери отряд нёс, прежде всего, по причине изношенности материальной части. Каждый полёт был связан с риском и требовал от лётчиков большого напряжения физических и моральных сил. 8 августа 1919 г. в 40 километpax от Челябинска после выполнения разведывательного задания самолет с экипажем из лётчика Сизаса и летнаба Саунина попал в нисходящий поток воздуха. В результате резкого «провала» самолёта, лётчика выбросило из кабины, а летнаб Саунин спасти самолет возможности не имел, так как в его кабине управление отсутствовало. Парашютов у летчика и наблюдателя не было..."

Мне не удалось выяснить первоисточник сведений о воздушном таране в районе Челябинска. Смущает дата - 15 августа 1919 г. Везде отмечается, что Челябинская операция 1919 г. закончилась 4 августа, а 15 августа войска 5-ой армии уже были около Тобола.

Поэтому в Челябинске могли похоронить как Широкова и Щербину, так Сизаса и Саунина.

Специалист по гражданской войне в Челябинске И.В. Купцов нигде не упоминает в своих публикациях об участие авиации в боях около Челябинска. Тем не менее, наличие 12-го авиаотряда в составе 5-й армии очевидно.



«Памятник лётчикам» на Яндекс.Фотках

(карта из материала М.Никольского)

В статье "Монументальная пропаганда в коммунистическом воспитании трудящихся. Первые памятники на Южном Урале" (Материалы науч.-краевед. конф. / Геогр. о-во СССР. Челяб. отд. Ч., 1969. Вып. 2), книге "Благодарная память народа" (О памятниках Челяб. обл.). Ч., 1973 (в соавторстве с С.И. Загребиным), а также паспорте памятника Колпакова В.С. отмечает, что из воспоминаний старожилов города явствует, что памятник представлял собой каменную четырёхгранную призму, сложенную из кусков камня, с карнизом. Призму венчала звезда. У подножья памятника был пропеллер от самолёта. Пропеллер сохранялся вплоть до 1939 года.

Памятник находился на краю Казанско-Богородцкого кладбища ближе к улице Спартака. На карте 1939 года место расположения этого памятника обозначено красной звездой.



«Памятник лётчикам» на Яндекс.Фотках

На этом фрагменте карты видно, что памятник находился примерно между баней и зданием пожарной части (построено в 1928-1934 годы). Каплан Абрам Львович, методист Центра противопожарной пропаганды и общест. связей управления гор. пожарной службы ГУВД Чел. обл., работал в этой пожарной части с 1947 г. Он говорит, что помнит этот памятник двум лётчикам. По его словам, высота памятника была около 1,8 м.



«Памятник лётчикам» на Яндекс.Фотках

Место, где находился памятник лётчикам. Справа цокольный этаж бывшей бани. Это во дворе между домами 49 и 51 по пр. Ленина.

В 1949 году это захоронение и памятник перенесли на Лесное кладбище. Туда же перенесли останки лётчика Веденеева Н.Н. (или Веденёва Н.Н.), погибшего в 1918 г.



«Памятник лётчикам» на Яндекс.Фотках

(фото из архива В.С. Колпаковой, хранится в Центре историко-культурного наследия г. Челябинска).

Так памятник выглядел на Лесном кладбище до 1974 г.

Захоронение большевиков перенесли с площади Революции в 1950 г. на Митрофановское кладбище.



«Памятник лётчикам» на Яндекс.Фотках

(фото 1967 г. из книги "Благодарная память народа").

Памятник большевикам на Митрофановском кладбище.

О дальнейшей судьбе этих двух памятников можно только делать предположения. В 1975 году был построен мемориал на Лесном кладбище. Вероятно, во время этого строительства захоронение лётчиков вместе с памятником перенесли к захоронению большевиков. Старый памятник большевикам демонтировали, а на его место установили памятник лётчикам. К этому памятнику была прикреплена новая мраморная доска с фамилиями большевиков.



«Памятник лётчикам» на Яндекс.Фотках

Февраль 2013 года

Если моя версия верна, то в лучшем случае, в этом месте захоронены останки 10 человек: семи большевиков и трёх лётчиков.

Очень благодарен Н.Антипину, В Боже, А.Л. Каплану и Л.В. Соколовой за информацию об истории этого памятника.

история, Памятник

Previous post Next post
Up