Первый автовокзал города. В виде автостанции существует с 1951 года, в здании на Кыштымской - с ноябре 1965 года. Помню его с конца семидесятых - от остановки "Автомобильное училище" надо было пройти квартал по улице Калинина, а дальше несколько кварталов по старым улочкам из вросших в землю деревянных домишек. Сам автовокзал был в общем обычным - бетонно-стеклянная коробка, в меру заплёванный интерьер, бабки на баулах, какие-то мутные личности. Теперь он, конечно, уже выглядит совсем иначе - изменилось время, изменились мы. Но, похоже, и в этой инкарнации Северный автовокзал свой век отжил, а значит, пора запечатлеть его - непонятно, как-то дальше сложится его судьба.
История автовокзала отлично изложена в статье на сайте
Челябинский автобус - ни добавить, ни убавить тут просто нечего.Старожилы Челябинска помнят, что в 1951 году прошлого века на месте нынешнего Театра драмы было построено деревянное здание автостанции с небольшим залом ожиданий. Так началась история «Северного автовокзала».
Штат работников автостанции состоял из диспетчера, кассира и контролера. На маршруты выходили автобусы малой вместимости. Год от года география маршрутов расширялась. Спрос на автоуслуги также возрастал. Это вызвало необходимость строительства нового здания. Оно было введено в эксплуатацию в 1965 году на улице Кыштымской. Новый автовокзал вмещал 500 человек. В 1978 году он вошел в состав областного производственного объединения автовокзалов и автостанций Челябинской области, которое возглавлял А.С. Карагодин.
Автобусы (типа ЛиАЗ и ЛАЗ) обслуживали пассажиров по 50 маршрутам, а количество рейсов составляло около 500. Для удобства пассажиров одновременно работали пять кассиров, которые продавали билеты по Свердловскому, Уфимскому и Курганскому направлениям. Билеты в то время были картонными, место и время отправления указывалось от руки, а дата пробивалась компостером. Вручную составлялась ведомость продажи билетов. Позднее были установлены билетопечатающие машины и введено операторское распределение мест.
С 1966 года значительная часть междугородних маршрутов была переведена на новый автовокзал при железнодорожном вокзале (в основном маршруты Свердловского, Уфимского и Троицкого направлений). С этого момента в городе стали работать два автовокзала разной подчиненности. На маршрутах появились более комфортные автобусы марок ИК-55, ИК-255, ЛАЗ-697 «Турист». Северный автовокзал обслуживал до 25 маршрутов и ежедневно выполнял 240 - 250 рейсов. При этом количество обслуживаемых пассажиров достигало от 3,5 тысяч в будни до 5 тысяч в выходные и праздничные дни.
С 1991 года автовокзал вышел из состава объединения. Арендное предприятие возглавил А.Л. Жеребцов. В это время оно обслуживало около 60 маршрутов и совершало около 250 рейсов в сутки.
В 1995 году была внедрена автоматизированная система управления «Автовокзал» с компьютеризацией рабочих мест кассира, диспетчера, бухгалтера.
В июне 1997 года оба автовокзала были объединены в муниципальное предприятие «Челябинский автовокзал», которое стало обслуживать около 90 маршрутов, осуществляя 330 рейсов в день. Возглавил его Б.А. Щуплецов, под руководством которого предприятие заметно преобразилось.
В 1999 - 2000 годы был произведен капитальный ремонт здания автовокзала по улице Кыштымской. После реконструкции кассовый зал и зал ожиданий очень изменились.
Помещения стали более просторными, светлыми и удобными как для работников, так и для пассажиров.
В июне 2001 года автовокзал стал филиалом МУП «Челябгортранс». Его начальником была назначена НА Дунаева. Челябинский автовокзал на тот период времени обслуживал 118 маршрутов, из них 30 пригородных, 56 междугородных, 27 межобластных и пять международных. В сутки совершалось 374 рейса.
Общая протяженность маршрутной сети составляла 22 тысячи километров. В сутки в среднем обслуживалось около семи тысяч пассажиров.
В январе 2002 года был введен в строй автовокзал в ТК «Синегорье». Работники отпраздновали новоселье, переехав из маленького тесного здания павильона на привокзальной площади, в комфортные помещения с новым оборудованием, удобной мебелью, системой кондиционирования в кассах.
В январе 2005 года вновь произошло разъединение автовокзалов: «Северный автовокзал» остался муниципальным, а «Южный» стал обществом с ограниченной ответственностью. Начальником «Северного автовокзала» была назначена Т.В. Голубникова. Это разделение негативно отразилось на работе обоих предприятий. Количество обслуживаемых «Северным автовокзалом» маршрутов сократилось, снизился пассажиропоток. Сотрудничества между автовокзалами не получалось.
Для увеличения доходов, привлечения новых перевозчиков, а также для удобства пассажиров в октябре 2006 года была организована продажа билетов на автостанции, которая расположилась в здании диспетчерского пункта по улице Блюхера, 45, возле областной больницы.
В настоящее время автовокзал вошел в МУП «Служба организации движения», первым руководителем которого стал П.В. Шелехов. Службу «Автовокзал» возглавил С.А. Новичихин. Открываются новые горизонты в развитии нашего предприятия. Оптимизируется работа сотрудников, совершенствуется программное обеспечение рабочих мест кассиров, внедряются новые технологии.
Источник: "За отличный рейс", февраль 2011 г., №2 (4692)
[источник:
Челябинский автобус]
[источник: "Уральский курьер", 10 августа 2001]
Теперь современные фотографии - то, что получилось в результате реконструкции 2000 года.
Нависает.
Источники:
А. Скрипов "Челябинск XX век", Крокус, 2006
http://www.chelautobus.ru/news/13272/"Уральский курьер", 10 августа 2001