Похоже, намечается какая-то новая движуха по Жилтехстрою. По крайней мере, в
"вечёрке" вот что прочитал:
«Более 10 лет идут разговоры о высотке на углу улицы Володарского и проспекта Ленина, но до сих пор отеля высотой более 30 этажей нет...».
- Да, и эту высотку еще прозвали «Двуликим Янусом», - вспоминает Николай Ющенко. - История началась при бывшем главе города Вячеславе Тарасове. Компании «Жилтехстрой» во главе с директором Виктором Тартаковским был отведен этот участок и поручено разработать и построить гостинично-торговый комплекс. Его значимость очевидна: центр города, здесь пересекаются две основные магистрали - проспекты Ленина и Свердловский. Более того, в этой точке повышается рельеф. К тому же здание можно было бы считать началом ряда 14-этажек, стоящих на проспекте Ленина. Они в свое время считались знаковыми и даже получили премию Совмина. Они задают хороший ритм, но существует некая недосказанность как раз на углу у Свердловского проспекта.
Я принимал участие в разработке проекта, и мы решили, что нужен своеобразный акцент. Итак, на этом месте должна была стоять высотка с подиумом. И вот была построена первая очередь - торговый комплекс «Алое поле». Но он все еще не достроен и смотрится очень странно. Без основной части комплекса - той самой 30-этажки - он выглядит незавершенным. Высотка по проекту представляла собой две пластины, выгнутые на запад и на восток. А от них уже расходился «веер» в виде подиума. Предусматривались подземная парковка и даже вертолетная площадка.
Буквально месяца три назад глава администрации Челябинска Сергей Давыдов потребовал от нас разобраться, почему в центре города стоит здание в таком виде. Мы связались с Виктором Тартаковским, прошла встреча с участием администрации Центрального, района, специалистов государственного архитек-турно-строительного надзора, и была достигнута такая договоренность: застройщик закончит все работы на первой очереди. Там не завершена верхушка, не облицована башня с северной стороны, неправильно организованы входы, нет достаточных удобств для маломобильных групп населения. Где-то отпала плитка, где-то она вообще не была выложена. С северной стороны на стене появилось дикое количество кондиционеров, которые «глядят» на весь город, а по проекту там были уличные жалюзи, которые их бы закрывали. В итоге мы встретились, и компания «Жилтехстрой» подписала, можно сказать кровью, дефектную ведомость, которую мы составили по незавершенным видам работ.
Ко Дню города они пообещали довести все до ума. Если они доведут этот объект до проектного вида, тогда, скорее всего, мы поручим фирме «Жилтехстрой» проект планировки всего прилегающего квартала, на основании которого можно было бы перенести красную линию. Сейчас есть такой интересный момент: эта линия сечет построенный объект. Это градостроительный нонсенс, на основании которого муниципалитет вообще может это здание снести! Тем не менее если застройщик в срок исправит недоделки, то мы можем красную линию перенести.
Поясню: красная линия делит территорию на правовые зоны, разграничивает их. А здание «Алого поля» сейчас стоит сразу в двух зонах - общественно-деловой и общего пользования. Перенеся линию и изменив зоны в законном порядке, через публичные слушания, через думу, мы получим возможность построить следующий объект - ту самую 30-этажку. Тогда у нас появится знаковое здание на проспекте Ленина, мощный акцент на рельефе, логическое завершение угла двух проспектов. Что немаловажно, за счет таких строений создается новый силуэт города, хорошо видимый с поймы Миасса.
На реку сейчас «работают» здание ВИПР (бывший «МИЗАР»), «Челябинск-Сити». С другой стороны стоят 25-этажки жилого комплекса «Святогор» в пятом микрорайоне (на пересечении Свердловского проспекта и улицы Братьев Кашириных). Так же и это здание будет «работать», если не лучше, за счет своей оригинальной архитектуры.
- Раз уж речь зашла о «Жилтехстрое» и Викторе Тартаковском, стоит вспомнить о засыпанном недавно котловане на перекрестке проспекта Ленина и улицы Свободы. Расскажите, что задумывалось построить на этом месте?
- Здесь, как и в предыдущем случае, планировался целый комплекс, а готова только первая очередь. Кстати, я принимал участие в работе над зданием «Межрегионгаза». «Подкова» этого здания должна была получить продолжение и замкнуться в своего рода кольцо. Сюда просился некий «шарнир», ведь это тоже не последний перекресток, важный транспортный узел.
- Котлован выкопали, между прочим, лет восемь тому назад. Потому что приезжала московская комиссия и надо было показать, что работа ведется.
- Недавно Сергей Давыдов говорил, что, может быть, есть смысл действительно сделать здесь сквер.
- У города все возможности для этого есть. И это, пожалуй, оптимальное решение на данный момент. Хотя, конечно, как архитектор и автор проекта я хотел бы видеть завершенный объект. Ведь и назначение ему впоследствии можно было бы придать любое, социальное например. Все-таки недостроенное здание - это как недошитый костюм. Но на сегодняшний день это место действительно лучше подходит для сквера.
- Глубоко в эту историю лезть не хочется, потому что здесь все тормозится опять же из-за судебных разбирательств. Компания «Капитал-Сити» еще в 2004 году получила право на возведение офисно-жилого дома с разработкой граддокументации всего квартала. Этот проект был сделан. Его назвали ширмой, и ею он, в принципе, и является, потому что прикрывает неприглядное хозяйство городского УВД со стороны улицы Воровского. Он начал реализовываться в виде жилого дома (Сони Кривой, 26), который пока не достроен. Потом этот самый дом был передан компании «Кемма». А ведь это была часть большого комплекса. Он «встал», потому что между «Капитал-Сити» и «Кеммой» начались какие-то разногласия касательно территории.
«Арбат, или Кировка… Нет до сих пор достойных поперечных связей с улицами Цвиллинга и Елькина… Не завершен огромный квартал бывшей табачной фабрики. Проход с Кировки до мечети на Елькина не выложен плиткой или брусчаткой… Словом, свернешь с Кировки - попадешь в захолустье XIX века», - перечисляет недочеты главной пешеходной улицы наш читатель.
Сейчас XXI век, и мы обязаны сохранить эту «ячеистость», это дань исторической планировке. Другое дело, что уже при дальнейшем строительстве могут появиться какие-то новые связи, в том числе и продольные, то есть меридианальные. Например, в генплане города заложена связь улицы Цвиллинга с набережной и с пробивкой моста в продолжении. Он будет уходить на противоположный берег и, огибая здание цирка вдоль реки, уходить под многоуровневую развязку, которая скоро будет достроена. К слову, берег реки сейчас немного заброшен, а в будущем здесь будет зона деловой активности, новые мосты, красивые и полезные здания, ухоженная набережная. Бизнес-дом «Петровский» - это только первая ласточка. Деловая активность с площади Революции должна сместиться к реке.
- Ну, это я помню еще по градостроительному совету по пойме реки Миасс (проект планировки представляли просто шикарный, «Вечерка» писала о нем прошлым летом. Архитекторы предложили крупный концертный зал, современный выставочный комплекс, рекреационные зоны, торгово-офисные площади, жилые дома, новые мосты, зеленые насаждения. - Прим. авт.)…
Победа! Резко отпадает потребность в машино-местах, потому что это не магазины и не офисы, школа получает недостающие площади. А город получает застройку вдоль улицы Коммуны с благоустройством территории. Неподалеку стоит ЦДС - тут и добавлять-то нечего. Со стороны публичной библиотеки пристраивают выставочный комплекс с подземной парковкой, но со стороны улицы Коммуны мы никого не пускаем. Есть смысл остановиться подробнее на квартале, ограниченном улицами Кирова, Коммуны, Елькина и Карла Маркса. Угол Елькина и Карла Маркса «пустой», потому что здесь находится вентиляционный ствол метрополитена, и строить в радиусе 25 метров ничего нельзя. Но и остальное пространство этого квадрата пока «висит в воздухе».
Руководство «Детского мира» и «Гостиного двора» в свое время поручило нам разработать схему застройки этой территории. Она вся забита какими-то подсобками, сараями, в общем, действительно захолустье XIX века. Могу сказать, что та самая поперечная связь с улицей Елькина в этом месте была предусмотрена. Нынешний книжный магазин, бывший «Форсаж» на Кирова, 96, - это на самом деле временное сооружение. На его-то месте эта связь и предусмотрена. Причем это должен был быть не просто проход, а крытый пассаж, по обе стороны которого шли бы бутики, наподобие московского ГУМа. Это и была бы пешеходная улочка, под ней - подземная парковка, потому что на Кирова парковок вообще нет.
Первой ласточкой стал дом на Кирова, 94. Интерес к застройке проявлял и другой инвестор, но в силу очевидных сложностей, возникших с наступлением кризиса, квартал так и остался незавершенным. Хотя по проекту там осваивалась вся внутренняя территория, и Кировка бы разрасталась вглубь. Например, в Праге, в Париже, во Львове, в любом старом городе на любой из старых улиц можно зайти в старый двор, и он превращается в какой-то объект, кафе, магазины. Это давно придумано, и здесь просится, но не дошло до этого. Есть план, есть понимание, как это сделать, но нет инвестора, а у города пока нет средств. В общем, я соглашусь с автором письма относительно этого квартала, но не насчет остальных.
- А что же с кварталом бывшей табачной фабрики?
- Это еще один запланированный, но недоделанный проулок. Даже когда строилось здание на Кирова, 84, где в свое время было казино, оно специально не примкнуло к соседнему пятиэтажному дому, именно чтобы оставить проход, ведущий к мечети на улице Елькина. Но он до сих пор не благоустроен. Сейчас в городе как раз «дорожная революция», и все больше внимания уделяется дворам. Возможно, что реконструкция дойдет и до этого места, просто нужно выделить средства. Почему бы жителям этого квартала не позвонить в администрацию и не оставить заявку на благоустройство внутридворовой территории? Власти сейчас как раз этим занимаются.
- Кстати, среди перечисленных примеров монолитного домостроения как раз нет. Хотя, конечно, все эти объекты - знаковые для нашего города. Дело в том, что это основные здания советского периода, которые реализовали генплан города в 50 - 60-е годы. Архитекторам тех лет сильно повезло. Представляете, какое это счастье было проектировать и застраивать целые улицы! Но потом этим же архитекторам пришлось заниматься и совершенно другой работой, потому что начали активно застраиваться Северо-Запад, Северо-Восток, Металлургический район, и в основном «панельками». Исключение - центр города. Тогда на эти объекты выделялись средства, все это согласовывалось на уровне Москвы.
Проспект Ленина был тогда второстепенной улицей Спартака, а главной была Сибирская улица (ныне Труда). Оформили проспект Ленина таким «нарядом», образовав, между прочим, рядом со старым кладбищем площадь Революции. Эту площадь как раз удачно «закрывало» построенное еще до войны супермасштабное здание с гастрономом. Я пришел в Главархитектуру в 2005 году, и как раз начался очередной строительный бум. Вы себе представить не можете, какое было громадье планов. Где-то в стадии эскизов, а где-то уже приступили к строительству.
Я могу и перечислить некоторые объекты. Весь «Северок», что уж говорить, спальный район. Первые ласточки нового градостроительства - это Тополиная аллея. Согласитесь, там даже привычные, казалось бы, панельные дома хорошо перемежаются высотками. К тому же их раскрашивали, старались декорировать, проложили бульвар по улице Академика Королева. А таунхаусы в этом районе - вообще первые в городе. Мы в этом плане не отстали от Екатеринбурга. И этот микрорайон продолжает развиваться. Там еще школа будет построена, детский сад и другие объекты.
Постепенно вся река пришла в бедственное состояние, и застройка вдоль нее не сложилась. Сейчас получается, что устроена набережная только в самом центре, около Троицкого моста. И больше ничего нет. Тогда мы начали, во-первых, лечить реку, сделали проект, и он уже прошел экспертизы в Москве. И сейчас формируется будущая застройка с учетом реанимированной реки. Естественно, не обойдется без очистки, дренажа, ливневых канализаций и прочей инженерной инфраструктуры, здесь будет полноценная река. А перед «Родиной» мы, возможно, будем засыпать участок, который в свое время расширили. Миасс ведь тек иначе, а расширив его, создали дамбу и привели реку в такое состояние. Волги не получилось, а ведь это живой организм. Реку растянули насильно, она обмелела и заросла. Это нереализованный проект.
Первое, что начали строить Виктор Лебедев и компания «Энергоинвест», - это бизнес-дом «Петровский». А самое главное, они должны были построить возле цирка на берегу 40-этажное здание с подиумом - многофункциональный комплекс: парковки, досуг, мультиплекс, гостиница и так далее. Это такой естественный «шарнир», вокруг которого «проворачивалась» бы река и который, конечно, стал бы знаковым зданием. Но, как и во многих других ситуациях, свое влияние оказал кризис. А тем временем поднялись первые 25-этажки комплекса «Святогор» напротив Торгового центра. И для нас они и являются той самой большой во всех смыслах архитектурой, к тому же их ряд продолжается и создается сомасштабная реке застройка. Река же гигантская территория, и даже когда смотришь с Миасса на «сидящие» в глубине 16-этажки, они кажутся такими маленькими!
Недавно, кстати, было всероссийское градостроительное совещание, и при объезде Челябинска мы показали этот объект. И наши светила его по достоинству оценили. Нельзя не сказать и про «дорожную революцию», все-таки ни в какое другое время таких масштабов строительства магистралей не бывало. Начинают у нас появляться и здания, подобных которым не было до сих пор. Когда меня спрашивают о самом интересном объекте Челябинска, я всегда сразу говорю, что это «Аркаим-Плаза». Архитектор должен ездить по миру и «нахватываться», так вот, «нахватавшись», я могу сравнивать и совершенно точно говорю, что «Аркаим-Плаза» - это уже европейский уровень.
Если брать довольно продолжительный период, то среди знаковых объектов я назову храм «Утоли моя печали». Его проектировал мой товарищ Виталий Квач. Я считаю это строение одним из проявлений традиционной русской архитектуры у нас в городе. Кстати, по его же проекту в Металлургическом районе на улице Жукова построен храм Георгия Победоносца, который освящал патриарх. Стоит отметить и торгово-развлекательный комплекс «Горки» - удачный пример, когда из центра города убирают завод, перепрофилируя площади. А ведь это намного сложнее, чем новое строительство.
Не так давно появился замечательный дом за танком на Комсомольской площади. Это здание так удачно замыкает улицу Горького, у него такая архитектура, что оно получило первую премию на конкурсе «Рука мастера» в УрФО. Продолжать можно еще и еще, но суть в том, что та самая «большая архитектура» никуда не исчезла, и в городе продолжают появляться красивые интересные здания.