История создания порталов Челябинского драмтеатра

Jun 25, 2010 17:35

На Каслинском городском портале выложена крайне познавательная статья из местного ежегодного краеведческого альманаха, в которой А. Н. Блинов, зам главного инженера, начальник КБ чугунолитейного корпуса Каслинского же машзавода, рассказывает историю создания порталов драмтеатра Челябинска.

А. Н. Блинов, г. Касли
Порталы Челябинского драматического театра
(история создания)

С площади Революции города Челябинска хорошо виден силуэт драматического театра. Порталы его оформлены каслинским художественным чугунным литьем. Работа проводилась под руководством московского скульптора Ю.В. Александрова в течение 7 лет.

Необычное по внешнему виду здание пущено в эксплуатацию в 1982 г. Оно завершало архитектурный ансамбль площади Революции с южной стороны. Если подойти к нему поближе, то можно увидеть на фоне белоснежного мрамора три центральных входа, оформленных чугунным литьем, окрашенным в черный цвет. На переднем плане, против торцов входов застыли скульптуры русских писателей - драматургов. Они как бы молча приглашают жителей и гостей города войти в храм культуры и искусства. Глядя на чугунное творение рук человеческих, сразу вспоминается история появления и создания его, имена и фамилия многих людей, причастных к этому творению.

В конце 70-х г. бывший в то время директором машиностроительного завода Матюгин Ю.Н. в разговоре в узком кругу, между прочим, сообщил, что в скором времени придется выполнять работу по оформлению чугунным литьем строящееся здание Челябинского драматического театра.

Приезжавший в г. Челябинск член Политбюро ЦК КПСС Соломенцев М.С., и, побывавший на стройке здания театра, указал на отсутствие в оформлении каслинского чугунного литья, и предложил это упущение архитекторов исправить. Тогда было предположение, что придется делать что то подобное тому, что использовано при оформления фасада здания на проспекте им. Ленина, дом 57.

5 мая 1981 г. директор каслинского завода Шастин А.И. направил в Челябинский Обком КПСС группу руководящих работников завода, в том числе Мурашкина Н.М. - заместителя директора, Блинова А.Н. - заместителя главного инженера по подготовке производства, Гилева А.С. - главного скульптора, Столбикова С.Н. - главного металлурга. В областном комитете партии они были приняты вторым секретарем Обкома.

В кабинете секретаря Обкома КПСС было несколько незнакомых нам лиц. Среди присутствующих в кабинете была заведующая отделом культуры обкома Тихоплав Т.Ф., главный архитектор г. Челябинска Глазырин В.Л., работники Челябинского горкома КПСС и Челябинского горисполкома. Тов. Ильичев объявил цель совещания - изготовление чугунного литья для архитектурного оформления трех главных входов в здание строящегося драматического театра в срок до ноября месяца 1981 г.

Естественно, что с нашей стороны возникли вопросы, что это за литье, какой сложности, в каком объеме. Глазыриным В.Л. нам была представлена фотография размером 18×24 см. макета архитектурной композиции оформления входов в здание театра и называется оно порталом (эта фотография до сей поры хранится у меня).

Впечатление от увиденного на фотографии макета портала*, переданной нам Глазыриным В.Л. было неожиданным. Это была сложная архитектурная композиция весом в десятки тонн. Видно было, что она специально создана для каслинского литья, и чем-то напоминала черты, изготовленного каслинскими умельцами в 1900 г., парижского павильона.

Те же членения на ярусы общий архитектуры портала. Внизу тот же довольно массивный гладкий плинт** и скупой орнамент нижнего яруса. Они держат многометровые стены портала. Средний ярус представляет собой двухрядные массивные рамы, причем рама верхнего ряда разделена на две и, кажется, полегче нижней. А в них, в рамах, в пол-объема запечатлены в горельефах*** сцены из спектаклей русских драматургов.

Верхний ярус боковой стены портала, отделенный от двух нижних сложным карнизом, в овальных рамах, вписанных в растительный орнамент, представлен барельефами известных российских театральных деятелей, режиссеров и актеров.

Потолочная часть портала более легка и прозрачна и представляет рамочный узор, чередующийся просветами с декоративными венками. Этот узор продольно и симметрично разделен волютой****. Карнизная часть портала ещё более прозрачна. На ее поверхности установлены вертикальные столбики, а между ними помещаются гирлянды растений. Посредине карниза, опираясь на завиток волюты, устремилась вверх декоративная ваза с декоративными цветами и которая как бы венчает весь портал.

На торцовых частях портала на высоту среднего яруса на массивных тумбах, выдвинутых вперед, установлены скульптуры русских драматургов и писателей: Горького А.М., Пушкина А.С., Маяковского В.В., Островского А.Н., Чехова А.П. и Шекспира В. Выше скульптур, над карнизом среднего яруса, между легкими и стройными колонками красуются барельефы причудливой формы декоративных ваз в обрамлении того же растительного орнамента. А выше - снова карниз с портиками, увеличенными парой растений или цветов. Мне, как не специалисту, конечно, трудно давать оценку архитектурно-художественным особенностям всей композиции, но увиденное на фотографии произвело большое впечатление как на моих товарищей, так и на меня.

Специалисты могут дать более полную и точную характеристику художественным и стилевым достоинством всей этой композиции. Нас же, представителей завода, озадачила сложность и масштабность предстоящей работы, да еще в такие неимоверно сжатые сроки. Мы выразили сомнение, что такой объем литья в столь короткое время, при отсутствии готовых производственных площадей, для такого габаритного, тяжелого и сложного литья, без соответствующей подготовки производства, едва ли может быть выполнен. Однако тов. Ильичев пообещал необходимую помощь для выполнения задания через Челябинские горком КПСС и горисполком за счет крупных предприятий города.

В частности, при предоставлении технической документации Челябинскими предприятиями безвозмездно будет изготовлено необходимое количество опочной оснастки в течение 2-х недель. Впоследствии, конечно, оказалось, как мы и предполагали, задание областного комитета партии было нереальным по срокам выполнения. Но это будет потом. А пока оказалось, что моделей для литья ещё нет. Они готовятся в гипсе в г. Москве в мастерских автора проекта порталов, художника-архитектора Александрова Ю.В. и на заводе они могут появиться не ранее июня месяца.

Все, о чем говорилось в кабинете тов. Ильичева, не протоколировалось и каких-либо письменных указаний в адрес завода из обкома КПСС не поступало. Контроль за выполнением, задания был поручен тов. Ильичевым заведующей отделом культуры Тихоплав Таисии Федоровне. Она была скромной, деловой работницей аппарата обкома, очевидно хорошо разбиралась в вопросах культуры, но в производственных делах ориентировалось слабо.

На следующей день на коротком совещании у директора завода было решено, что заказ будет выполняться при цехе художественного литья в пустующем пока здании. Это здание площадью около 700 кв. м перешло заводу (как и сам цех художественного литья) от предприятия местной промышленности - артели им. Куйбышева. В нем артель производила металлические кровати. К тому времени здание было надстроено с изготовлением вторых верхних окон.

Предполагалось, что в него должен быть переведен литейный участок цеха, а старый будет разобран под строительство нового цеха. По плану это должно было произойти через год.

За подписью Шастина А. И. 12 мая 1981 г. по заводу вышел приказ № 356 (который привожу дословно): «Зам. главного инженера Блинова А.Н. назначить ответственным за подготовку производства, запуск вновь построенного отделения сухой и сырой формовки цеха № 4 и производство литья порталов строящегося здания драмтеатра в г. Челябинске в установленные сроки».

Этот приказ меня очень озадачил своей краткостью и недосказанностью. Во-первых, директор всю ответственность за выполнение задания возлагал только на меня, не освободив хотя бы частично от повседневных рутинных обязанностей. Как заместитель гл. инженера по должностным обязанностям я занимался подготовкой производства, созданием производственных мощностей для вновь осваиваемых изделий. Кроме того я занимался контролем за выполнением плана технического перевооружения завода, выполнением плана организационно-технических мероприятий текущего производства и многими другими техническими делами. Производством же на заводе командовала целая структура, начиная от директора и главного инженера и кончая производственно - диспетчерским отделом. В эту структуру входили службы: планово-экономическая, труда и заработной платы, материально-технического снабжения, транспортная, контроля качества и ряд других.

Во-вторых, запускать еще было нечего. В этом здании в разное время размещались механический участок по изготовлению отдельных деталей оборонных заказов, предпринималась попытка изготовления ножа и решетки мясорубки по выплавленным моделям, производилась сборка печного литья, складировалась тара для оборонных изделий. А формовочно-литейный участок предстояло создать.

В-третьих, этот участок не был обеспечен рабочей силой. Все трудовые и материальные ресурсы цеха художественного литья еле-еле обеспечивали выполнение годового плана по договорам «Роскульторга» и по заказ-нарядом «Разноэкспорта». Попытка решить через обком КПСС аннулирования ряда договоров с «Роскульторгом» успеха не имела. Установка на выпуск товаров народного потребления не менее 1 рубля на 1 рубль заработной платы действовала неукоснительно.

А вновь полученный заказ товаром народного потребления не являлся и был, образно говоря, нагрузкой сверху.

В короткое время отделом главного металлурга была разработана планировка участка и утвержден график проектирования, изготовления, монтажа нестандартного оборудования и проведения строительных работ. Плавку металла решено было производить в двух индукционных электрических печах емкостью 160 кг. по чугуну. Благо, что они, хотя и разукомплектованные, на складе завода имелись. Так же было решено изготовить и смонтировать по фермам перекрытия две подвесные кран-балки грузоподъемностью 2 тонны каждая.

В работу были вовлечены вспомогательные цеха: ремонтно-механический, ремонтно-строительный, энергоцех, цех обеспечения сжатым воздухом, водой, вентиляцией и канализацией. Сложнее всего было со строительными работами. Необходимо было создать сушильное отделение для форм, как пристрой к основному зданию. Кроме того, нужно было делать траншеи, фундаменты, перегородки, машинное отделения для высокочастотных преобразователей плавильных печей.

Рабочих катастрофически не хватало, особенно разнорабочих. Мое обращение к секретарю комитета комсомола завода Бороденку об организации субботника не было воспринято должным образом - работа для них оказалась непривлекательной. Все же совместно с начальником цеха художественного литья Жидковым В.И. мы нашли помощь в поселке Новогорный. Командир учебного подразделения полка Гражданской обороны полковник Степанов выделил два отделения курсантов. Решив вопросы питания, военнослужащих разместили в заводском пионерском лагере. Помощь этих дисциплинированных ребят была просто неоценимой.

Ход работ контролировался мной ежедневно. Все возникавшие вопросы решались на ежедневном оперативном совещании.

По моей просьбе главный инженер радиозавода Мейман Ю.М. направил к нам специалистов по запуску индукционных печей. Опыт работы на подобном оборудовании у них имелся. Плавку металла помогал осваивать работник этого завода Барсов Ю.Н. На Кыштымском Машиностроительном заводе был обучен и аттестован рабочий-плавильщик Комиссаров Б.Д.

14 июня 1981 г. зам. начальника цеха художественного литья Голышев Н.Г. принял в разливочный ковш жидкий металл первой опытной плавки. К концу июня месяца было смонтировано грузоподъемное оборудование, построено сушильное отделение с коптильной камерой и дымовой трубой. Установлены обдирочно - заточные станки, смесеприготовительное оборудование, смонтирована вентиляция. Участок был обеспечен силовой электроэнергией и освещением. В конце месяца на завод поступили первые гипсовые модели из Москвы, причем, самые габаритные.

Большую помощь в выполнении заказа оказывали главный скульптор завода Гилев А.С. и начальник художественно-технологи-ческого отдела Клевцов В.Н. Они расписали в график всю конструкцию портала по ярусам и деталям. По этому графику удобно было контролировать выдачу деталей в работу и выполнение. Можно было начинать непосредственно отливать детали.

Рабочие-формовщики в цехе художественного литья всегда были в дефиците даже на план, не говоря о дополнительном заказе. Тогда мы обратились к старым формовщикам, которые, как принято говорить, были на заслуженном отдыхе. Таких товарищей набралось четверо во главе с Захаровым Е.И., бывшим мастером участка технического литья литейного цеха № 1, хорошим организатором производства. Он обеспечил участок необходимыми для работы инструментом и оснасткой.

Модели некоторых деталей нижнего яруса были настолько крупные, что для их отливки могло не хватить металлоемкости печей, поэтому Клевцов В.Н. с форматором производили деление моделей на части. Формовку и отливку на этом участке начали с деталей нижнего и среднего ярусов, как самых тяжелых, требовавших применения грузоподъемных механизмов. На отливку более легких деталей (ажурные решетки, венки, гирлянды, столбики) дало согласие наше ГПТУ №18. Скульптуры драматургов были изготовлены на Кусинском машиностроительном заводе.

Когда на завод были доставлены модели, изображающие сцены из спектаклей, то стало ясно, что они могут быть изготовлены только по технологии кусковой формовки. А это означало, что цеху художественного литья предстояло выполнить дополнительно большой объем работы. нужно было отлить большое количество металлоемких деталей, а рабочих-формовщиков было мало и дело продвигалось очень медленно. О ходе выполнения задания я обязан был докладывать заведующей отделом культуры Обкома КПСС Тихоплав Т.Ф. не реже двух раз в неделю.

Часто приезжал на завод один из авторов проекта - главный архитектор г. Челябинска Глазырин В.Л. Однажды посетил завод и первый секретарь Челябинского горкома КПСС Щербаков. Он убедился, что завод делает все возможное для выполнения задания, но рабочих формовщиков, кроме пенсионеров, на участке нет. Он дал обещание помочь рабочими с предприятий Челябинска. Но прибывшие на помощь оказались неквалифицированными и годились только на выполнение вспомогательных работ.

Действенную помощь оказал Миасский автомобильный завод. Из Миасса к нам приезжали по 2 высококвалифицированных формовщика. Работали они по 10 дней, а затем приезжали двое других. Все они были очень добросовестными и дисциплинированными. Я до сих пор вспоминаю их с благодарностью.

Многим, в том числе и заказчикам, стало ясно, что при таком объеме работ, заказ к ноябрю месяцу не будет выполнен и давление со стороны обкома ослабло, но не прекратилось.

Обработка деталей, подгонка и сборка по согласованию с главным инженером завода Дайбовыми Ю.В. была организована на участке модельно-кокильной оснастки. Участок возглавляли грамотные, инициативные инженеры Механошин Е.А. и Мокин С.Н. К тому же на участке имелось необходимое для обработки крупногабаритных деталей металлорежущее оборудование, мостовой кран и квалифицированные рабочие.

По обмерочным чертежам, облицованных мрамором порталов здания, на участке были установлены стенды, повторяющие профиль боковых стенок. Образовался, наконец, технологический цикл от отливки до обработки и сборки литья. Возникла необходимость решения последующих этапов выполнения заказа - подготовки поверхностей литья под окраску, сама окраска и монтаж на месте.

Дробеструйных камер для обработки деталей таких размеров у нас на заводе не было. Технология окраски каслинского художественного литья не подходила, т.к. изделия для порталов должны устанавливаться на открытом воздухе в условиях неблагоприятной городской воздушной среды. Монтаж деталей порталов мог производиться только с помощью мобильной грузоподъемной техники и с установкой строительных лесов. Ни того, ни другого на заводе не было, да и специалистов монтажников тоже.

С заказчиками удалось эти вопросы решить следующим образом: подготовку под окраску поручено было провести заводу им. Серго Орджоникидзе (ныне Станкомаш), а монтаж деталей порталов был поручен специалистам Челябинского треста «Востокметаллургмонтаж» в присутствии нашего представителя. После обработки, подгонки и сборки деталей порталов на стенде участка модельно-кокильной оснастки, производилась их маркировка несмываемой краской с тыльной стороны. После разборки литье отправлялось в г. Челябинск автотранспортом, где дальнейшую его судьбу решали заказчики и строители.

Все литье было отправлено в г. Челябинск в первой половине следующего года. В процессе окраски и монтажа много деталей было поломано и утеряно. К повторной отливке приходилось приступать не один раз. И все же левый портал после монтажа остался не совсем комплектным. сметой строительства архитектурное оформление чугунным литьем порталов театра предусмотрено не было.

Формальным заказчиком, с кем производилось согласование цены и расчеты за выполненную работу, было Управление благоустройства Челябинского горисполкома. Таким образом, при участии работников нескольких предприятий области, где основными исполнителями были каслинцы, Челябинский Академиический драматический театр, здание которого имеет необычную архитектуру, получил единственное в своем роде оформление трех главных входов.

Это событие, как и архитектурно-художественное достоинство порталов, должного освещения в средствах массовой информации не получили. Может быть это произойдет позже. Сейчас, по прошествие более 20 лет, эти чугунные сооружения находятся далеко не в лучшем виде. Еще издали видно, что нет того контраста между белым мрамором облицовки и черным цветом литья. На торцах порталов просматриваются зияющие пустоты. Это связано с отсутствием трех скульптур драматургов вместе с тумбами-постаментами, причем обоих у левого портала и одной у среднего. остались только скульптуры Пушкина, Горького и Маяковского. У горельефов, изображающих сцены из спектаклей, исчезли многие детали. Литье покрыто далеко не однодневной пылью, оно поблекло. Оно давно уже не подвергалось очистке и окраске.

Барельефы театральных деятелей в овальных рамах верхнего яруса подверглись коррозии. Особенно пострадал барельеф Крылова И.А. Поломана часть ажурных решеток. Мрамор уже не выглядит белоснежным и на нем видны трещины. Городская атмосфера сделала свое дело.

И все это наблюдается буквально в трех шагах от здания городской администрации. Очевидно, ее взгляды были в последнее время устремлены в противоположную сторону, через театральную площадь и площадь Революции, на улицу именуемую теперь Кировкой.

Хотелось бы надеяться, что администрация города и общественность г. Челябинска обратят внимание на состояние фасада Челябинского Академического Драматического театра им. Орлова.

В ходе подготовки материала представилась возможность встретиться с директором театра Егорченковой. Во время встречи выявилась взаимная заинтересованность в восстановлении порталов в их первоначальный вид.

От имени всех каслинцев желаем театру и его руководству успехов в этом благородном деле.

Сноски автора:
* Порталы - архитектурно оформленный вход в здание.
**Плинт - основание конструкции или архитектурного сооружения, применяющее к основанию этого сооружения как плинтус.
***Горельеф - высокий рельеф, в котором изображения выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема.
****Волюта - завиток, архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с «глазком» в центре. Архитектурная деталь карнизов, порталов, дверей, окон.

история, театр драмы

Previous post Next post
Up