Здание по современному адресу: г. Челябинск, ул. Свободы, 165, было построено около 1904-1907 гг. для отдыха машинистов и называлось «дежурные комнаты паровозных бригад».
С момента своего строительства и, вероятно, по настоящее время здание принадлежит железнодорожному ведомству. Находится в федеральной собственности. С 2019 года является объектом культурного наследия регионального значения. На тот момент использовалось в качестве склада службы дезинфекции, в настоящий момент пустует.
Подробнее об этом здании можно прочитать на сайте регионального проекта «
Памятники истории и культуры Челябинской области» (автор Ю.В. Латышев). Там же можно ознакомиться с содержанием экспертизы ООО «Маковей» 2019 года, на которой основан настоящий обзор.
Рис. 1. Интересующее нас здание располагается вблизи пересечения улиц Свободы и Российской.
Объект культурного наследия представляет собой образец промышленных зданий начала ХХ века, возведённых в кирпичном стиле - одном из направлений эклектики.
Обратите внимание, что здание стоит не строго перпендикулярно к ул. Российской. В экспертизе это объясняется тем, что ориентация здания привязана к дорожным путям. Поэтому делается вывод, что здание было построено раньше появления современного створа улицы.
Со стороны ул. Российской здание частично перекрывается деревьями вдоль тротуара.
Рис. 2. Юго-западный фасад здания. Вид здания со стороны ул. Российской.
Заходя на территорию мы обнаруживаем объект культурного наследия во всей красе.
Здание одноэтажное. Стены кирпичные на известково-песчаном растворе. По смыслу экспертизы дореволюционный облик здания - красный кирпич - оштукатурено оно уже в советское время. По штукатурке здание окрашено в два цвета (стены - жёлтый; руст, пилястр, архивольты - белый). Со всех сторон состояние штукатурного слоя аварийное. Состояние кирпичной кладки также оставляет желать лучшего: разрушения вызваны оштукатуриванием цементосодержащим составом.
Фундамент здания ограничено работоспособен, требуется усиление северо-западного угла.
Рис. 3. На северо-западном углу здания трещина.
У здания ступенчатый карниз, фриз с ширинками.
Исторические окна - арочные, при этом на юго-западном фасаде были устроены прямоугольные оконные проёмы. Такие окна портят композицию фасада, т.к. никак не были увязаны шириной простенков с существующими окнами.
Рис. 4. Арочные оконные проемы, украшенные архивольтами с замковыми камнями.
Рис. 5. Позднее неподлинное прямоугольное окно на юго-восточном углу здания.
Кроме того, был прорублен дверной проем и выполнен тамбур (из шлакоблока и кирпича).
Рис. 6. Состояние тамбура аварийное.
Переходим к северо-западному фасаду.
Стилистика здесь такая же. Асимметричная композиция в четырнадцать световых осей. Посередине вход в здание.
Рис. 7. Протяженные фасады - многочастные, разбиты рустованными пилястрами и увенчаны в западной части треугольными фронтонами с укрупнённым декором.
Укрупнённость декора, высокие треугольные фронтоны, арочные проёмы добавляют зданию монументальности и, несмотря на малую этажность, позволяют не затеряться в городском пространстве.
Сразу обращаем внимание, что в угловой части под фронтоном вновь беда с окнами - заложен один исторический проем и прорублен новый.
Рис. 8. Красивый фронтон и беда с окнами. В дальнейшем мы увидим, что центральное окно действительно крайне функциональное - освещает длинный коридор, а вот правое окно было заложено без видимой причины - лишнее окно не помешало бы.
Из-за длительных протечек воды у здания разрушился карниз фронтона. Требуется срочный ремонт.
У здания сохранился дореволюционный арочный дверной проем.
Рис. 9. Исторический проход в здание. В настоящий момент не используется.
Из прилагаемой схемы видно, что вход в здание осуществлялся по обе стороны протяженных фасадов. Были оборудованы крыльца.
Рис. 10. План расположения путей и зданий на станции Челябинск Сибирской железной дороги. 1911 г. Под № 5 описываемое здание. С двух сторон расположены два крыльца.
Источник.
Рис. 11. С северной стороны устроена некая погрудочная рампа. Над зданием труба.
На крыше виднеются поздние трубы.
Дежурные комнаты паровозных бригад - место, где они могли отдохнуть между рейсами (в пределах одной рабочей смены) или просто в ожидании своего поезда. Они строились по принципу общежития, в их составе были комнаты для сна, в каком-то виде обязательно была кухня или столовая и вспомогательные помещения.
Рис. 12. Переоборудованное окно.
Подвала у здания нет. Цоколи и отмостка вокруг них частично разрушены.
Рис. 13. Северная оконечность здания. Современный пристрой.
Наконец, обратимся к юго-восточному фасаду здания.
К сожалению, растительность с этой стороны слишком плотная.
Кровля у здания многоскатная стропильная. Сохранились полуциркульные чердачные окна - люкарны. Покрытие крыши из волнистого асбестоцементного листа, уложенного по металлическим плоским листам. Состояние неудовлетворительное. Часть листов утрачена.
Впрочем, к моменту съемок крыша здания без проблем справлялась с дождливой погодой три дня подряд. Однако, в экспертизе 2019 года ясно видны следы подтеков по стенам. Эксперт выявляет подсос воды в кладку стен.
Рис. 14. Композиционная структура фасада аналогична той, что с противоположной стороны.
Здание прямоугольное в плане с небольшим эркером на юго-западной стороне. Габариты: 50,5 х 12,4 м.
Стены кирпичные. Применялся красный глиняный обожжённый кирпич, известково-песчаный раствор. Размер кирпича - 265х130х70 - характерный для начала ХХ века в регионе. Все стены поражены грибком. Состояние предаварийное / аварийное. Местами требуется усиление кладки, ремонт лицевого слоя кирпича, гидроизоляция и гидрофобизация.
Рис. 15. Эркер. Структура окон сохранена, симметрична и оттого красива.
Рис. 16. Украшение фронтона
В центре располагается симметричный исторический вход, как с северо-западной стороны. Просматривается позднейший сварной металлический козырек с покрытием из профлиста. Как вы видите, этот проход эксплуатируется.
Рис. 17. С северо-восточной стороны к зданию в начале ХХ в. достроены гаражи железной дороги.
Сразу обращаю внимание, что в этой части здания устроен еще один вход, при этом, как станет ясно ниже, угловое помещение является изолированным от остального доступного объема строения. По юго-восточному фасаду проложены инженерные сети.
Отсутствие фриза в виде мерного ряда из квадратных ширинок на северо-восточной части здания не означает, что она не является подлинной. Как следует из прилагаемого ранее плана композиционная структура здания сохранена, изменения незначительны.
Давайте теперь ознакомимся с современной планировкой здания.
Рис. 18. Коричневым отмечены заложенные окна, голубым - новые. Стрелки: красная - главный вход через тамбур, синяя - вход во вторую часть здания, зеленая - закрытый вход, фиолетовая - вход в изолированную часть здания, желтая - закрытый проход в пристрой.
Центральный вход в здание располагается с юго-западной стороны через тамбур.
Рис. 19. Тамбур демонстрирует нам удручающее зрелище.
Нас сразу встречает длинный коридор. В настоящий момент здание сильно захламлено.
Рис. 20. Коридор.
Первая дверь направо - та самая комната с прорубленным окном на южной оконечности здания.
Рис. 21. Комната 1.
Возвращаемся в коридор доходим до первого разветвления и поворачиваем налево.
Перед нами вновь длинный коридор. В самом конце виднеется прорубленный, но закрытый оконный проём.
Рис. 22. Коридор налево.
Входим в первую дверь налево. Стены изъел грибок.
Рис. 23. Комната 2.
Рис. 24. Комната 2.
Рис. 25. Комната 2.
Выходя из комнаты, по левую руку видим две двери. Первая закрыта, идем в дальнюю.
Рис. 26. Закрытая дверь и вход в комнату 3.
Рис. 27. Комната 3.
Входим в дверь напротив. Имеются следы подтеков. Тем не менее, столетнее здание вполне стойко переносит осадки.
Рис. 28. Комната 4.
Рис. 29. Комната 4.
Справа вход в узкое помещение.
Рис. 30. Комната 4, вход в комнату 5.
Рис. 31. Комната 5.
Вышли из дальней комнаты и продолжаем открывать все двери по левую руку.
Рис. 32. Коридор. Слева вход в комнаты 6 и 9, справа - в комнату 2.
Рис. 33. Вход в комнату 6.
Здесь санитарная комната. Справа душевая, а вдали еще два захламленных помещения. Полы в душевой облицованы керамической плиткой. Состояние ее неудовлетворительное. В остальных помещениях полы деревянные.
Рис. 34. Комната 6.
Рис. 35. Комната 7.
Рис. 36. Комната 8.
Выходим в коридор. Крайняя комната слева - уборная. Не функционирует.
Отопление и канализация в здании централизованные. Вода отключена из-за аварийного состояния трубопроводов. Здание электрофицировано. Состояние сетей - требуется замена. Вентиляция естественная.
Рис. 37. Комната 9.
Поворачиваем налево вновь в самый первый коридор. Заходим в крупный проем справа.
Рис. 38. Коридор. Справа вход в комнату 10, прямо - в комнату 11.
Здесь у нас крупная комната.
Рис. 39. Комната 10.
Рис. 40. Комната 10.
Выходим назад в коридор и идем направо. Напротив входа через тамбур находится зал.
Рис. 41. Комната 11.
Рис. 42. Комната 11.
Рис. 43. Комната 11. Слева вход в комнату 12, справа проход к комнате 15.
Заходим в левую дверь. Здесь у нас небольшой карман.
Рис. 44. Комната 12.
По правую руку кладовка.
Рис. 45. Комната 13.
Рис. 46. Комната 13.
А вот и дальняя комната. Это единственная комната с кирпичными сводчатыми перекрытиями по металлическим балкам (своды Монье). В остальных помещениях перекрытия плоские деревянные, обшитые дранкой. Стены поражены грибком.
Рис. 47. Комната 14.
Рис. 48. Комната 14.
Возвращаемся в холл и поворачиваем налево.
Рис. 49. Комната 11.
Рис. 50. Комната 11. Проход к комнате 15.
Здесь расположилась электрощитовая и дверь в еще один карман.
Рис. 51. Проход. Справа комната 15, прямо - комната 11.
Проходим в дверь. Здесь две комнаты - одна прямо, вторая направо.
Рис. 52. Вход в комнату 15.
Идем прямо.
Рис. 53. Комната 16.
Рис. 54. Комната 15. Прямо комната 17.
Наконец, выходим назад в карман и идем в оставшуюся комнату.
Рис. 55. Вход в комнату 17.
Стены окрашены масляной краской. Сверху видно разрушение штукатурной обработки потолка - обнажилась дранка и подшивная доска.
Рис. 56. Комната 17.
Рис. 57. Комната 17.
В остальные помещения можно пройти только через боковые двери.
Рис. 58. Арочный проход на юго-восточной стороне здания.
Попадаем в короткий коридор. Слева три двери.
Рис. 59. Комната 18.
Заходим в первую дверь.
Рис. 60. Слева-направо комнаты 19-21.
Рис. 61. Комната 19.
Следующие две комнаты - уборные с чашами Генуя
Рис. 62. Комната 20.
Рис. 63. Комната 21.
Проходим через дверь с фрамугой. По правую руку длинный коридор.
Рис. 64. Комната 18. Вход в коридор.
Вновь начнем с комнат по левую руку.
Рис. 65. Коридор. Первая дверь слева - комната 22.
Рис. 66. Вход в комнату 22.
Здесь у нас карман с двумя комнатами. Идем сначала в ту, что прямо.
Рис. 67. Комната 22.
Рис. 68. Комната 23.
Рис. 69. Комната 23.
Теперь во вторую. Сразу при выходе налево.
Рис. 70. Комната 22. Вход в комнату 24.
Рис. 71. Комната 24.
Рис. 72. Комната 24.
Рис. 73. Комната 24.
Вновь выходим в коридор. Идем через синий пролет в дверь прямо.
Рис. 74. Вход в комнату 22, справа вдали вход в комнату 25.
Рис. 75. Коридор. Вход в комнату 25.
Маленькая комнатушка: и не развернуться. Слева кладовка.
Рис. 76. Комната 26.
Справа окошко бухгалтера.
Рис. 77. Комната 25.
Прямо очередной карман.
Рис. 78. Комната 25. Слева вход в комнату 27, справа - в комнату 28.
Рис. 79. Комната 25. Слева вход в комнату 27, справа - в комнату 28.
Начнем с левой комнаты.
Рис. 80. Комната 27.
Рис. 81. Комната 27.
Теперь та, что рядом. Это самая северная комната Дежурных комнат паровозных бригад. Металлическая дверь закрыта, но, видимо, ведет уже в пристрой.
Рис. 82. Комната 25. Вход в комнату 28.
Рис. 83. Комната 28.
Рис. 84. Дверь в пристрой.
Рис. 85. Комната 28.
Рядом с входом в комнату еще одна дверь, идем туда.
Рис. 86. Комната 28. Слева вход в комнату 29, прямо - в комнату 25.
Таким образом, с северной стороны до осуществления пристройки раньше были арочные оконные проемы, а сейчас глухая стена.
Рис. 87. Комната 29.
Возвращаемся через карман в длинный коридор.
Рис. 88. Комната 25. Прямо коридор.
Рис. 89. Коридор. Слева вход в комнату 30.
Вдали выход из здания. Нас интересует первая дверь слева с табличкой бухгалтерия.
Рис. 90. Вход в комнату 30.
Рис. 91. Комната 31.
Рис. 92. Комната 30.
Рис. 93. Комната 30.
Рис. 94. Комната 32.
На этом моменте мы понимаем, что восточная часть здания частично изолирована от этих помещений - в нее можно попасть, вероятно, только с отдельного входа с улицы.
Далее идем в следующую дверь слева.
Рис. 95. Комната 32.
Рис. 96. Комната 33.
Рис. 97. Комната 33.
Следующая комната налево.
Рис. 98. Коридор. Слева вход в комнату 34.
Рис. 99. Вход в комнату 34.
Рис. 100. Комната 34.
Рис. 101. Комната 34.
Наконец, последняя комната.
Рис. 102. Коридор. Вход в комнату 35.
Рис. 103. Комната 35.
Рис. 104. Комната 35.
Все. Можем выходить на улицу.
Рис. 105. Коридор. Прямо выход в комнату 18.
Рис. 106. Крыльцо юго-восточного входа. Впереди здание по адресу Свободы, 169.
Ранее не было доступа к входным боковым дверям на юго-восточном и северо-западном фасаде из-за зарослей дикорастущих кустарников и деревьев. Кроме того, растения вызывали застой влаги, препятствуя вентиляции и испарению воды со стен.
В настоящий момент силами всероссийской инициативной группы «
Том Сойер Фест» эта проблема устранена.
Так, 22 апреля 2023 года
проведен субботник, по результатам которого здание стало гораздо лучше видно, что ясно и следует из настоящего обзора.
Раньше оно выглядело так:
Рис. 107. Северо-западный фасад. 2019 год.
Резюмируя, нужно повторить вывод эксперта, что объект при эксплуатации изменен незначительно, имеются фрагментарные утраты архитектурно-декоративной отделки фасадов, достоверно восполнимые реставрационными методами. Подлинное объемно-планировочное решение и первоначальное декоративное убранство в целом сохранено.
Объект является памятником истории - связан со строительством железной дороги, развитием инфраструктуры станции Челябинск.
Кроме того Дежурные комнаты паровозных бригад признаны еще и памятником архитектуры.