Выдержки из сборника материалов "Проблемы архитектуры", выпущенного издательством Всесоюзной академии архитектуры (Москва). О Челябинске написано только на нескольких страницах. Сборник состоит из двух книг (
№ 1: 407 страниц и
№ 2: 473 страницы), в которых статьи различных архитекторов объединены в несколько разделов.
Так, в разделе "Архитектура жилых и общественных зданий" из первой книги, имеется статья Я. А. Корнфельда, где упоминается челябинский кинотеатр. А в разделе "Архитектура промышленных сооружений" второй книги есть три статьи, где говорится о архитектуре тракторного завода.
Челябинский тракторный завод. Главная магистраль.
1. В статье Я. А. Корнфельда описаны принципы организации многозального кино (от одно- до четырёхзального). В качестве примера двухзального кино указан проект челябинского кинотеатра.
стр. 277
...
Более универсальным является решение, предлагаемое типом IV. Один зрительный зал размещён здесь целиком своим партером на уровне земли, другой - над фойе и вестибюлем. Этот вариант обладает хорошими объёмными качествами, ясным развитием внутреннего пространства и тем несомненно важным удобством, что две трети публики находятся на уровне земли в зрительном зале и фойе. При этом эвакуация всего здания исключительно проста. Фойе на уровне земли имеет ещё и то достоинство, что оно дополняется летними площадками кафе и вклинивается ими в сад, служащий наиболее привлекательным летним фойе для ожидания.
Лаконичность объёма и его достаточная высота (16-17 м) позволяют трактовать кино в монументальных формах общественного здания и размещать его на открытой городской площади.
...
стр. 288-295
...
Сформулированные и предложенные мною принципы организации многозального кино приняты Управлением кинофикации при СНК РСФСР и легли в основу проектирования нескольких кино. Уже составлены проекты для Бежицы, Нукуса, и сейчас разрабатываются типовые проекты на 1936 г.
На этих же принципах построен проект кино для Челябинска, выполненный нами в порядке экспериментальной работы во Всесоюзной академии архитектуры по заданию Управления кинофикации. Два зала по 450 зрительных мест размещены по принципу приведённого в анализе типа IV. Один зал на уровне земли, другой над главным фойе. Здание кино обращено к городской площади. Просторный участок озеленён и будет служить летним фойе. Компактный объём верхнего зала поставлен на стилобат из окружающих фойе невысоких подсобных помещений. Высота главного объёма в 18 м. достаточна, чтобы доминировать на площади. Основной архитектурной мыслью было добиться единства и лаконичности объёма и выразительности его разработки минимумом элементов. Назначение стилобата не только в том, что он составляет контраст со стоящим на нём главным объёмом, но ещё и в том, что в нём с наибольшей экономией разместились кафе, гардероб, подсобные и административные помещения кино. На главный фасад обращён трёхпролётный портал входа. По бокам его - две витрины для фотографий кадров и исполнителей и для афиш. Рельеф колонн мелкого ордера и частых окон образует пояс, передающий тяжесть зала стилобату. Торцовая стена имеет глубокую декоративную впадину, по всему периметру освещённую спрятанными софитами. В этой впадине монтируются объёмные и живописные макеты отдельных кадров текущей картины. Вечером освещены пять пролётов в стилобате, полоса мелких окон и декоративная ниша. Таким образом, в здании созданы стабильные, связанные с архитектурой места для декорирования, избавляющие от обычного хаоса нагромождённых рекламных декораций.
Во входном портике - четыре двери: две летних ведут прямо в вестибюль, две зимних - через тамбуры с усложнённым графиком. Просторные вестибюли с двумя кассами и главное высокое фойе, крытое в центре куполом - железобетонной оболочкой. По бокам фойе - кафе, туалетные и уборные. На главной оси - четыре ступени приводят на уровень партера нижнего зала. Здесь же расположены две лестницы в верхний зал. К стене лестниц примыкают ниши двух киосков и далее - небольшие ниши запасных гардеробов. Вход в нижний зал - с торца, в широкие проходы небольшой высоты, контрастирующие с 7-метровой высотой зала.
Лестницы приводят в верхний холл перед вторым залом. Объём этого зала скомпонован по-иному, чем нижний. По бокам зрительных мест высокие колоннады являются единственным декоративным элементом зала, в остальном сдержанного по форме.
Нормальное заполнение и эвакуация обоих зал происходят с интервалом в полсеанса через один и тот же выходной вестибюль, где можно на пути к выходу получить в гардеробе оставленные там вещи. В случае аварии оба зала эвакуируются раздельными путями через противоположные входам торцы.
Нормы всех площадей помещений для публики и подсобных помещений приняты с заметным превышением против обычных норм ОСТ. Высоты всех зал соразмерны с их площадями и достаточно развиты, так что в результате этой уже не теоретической, а практической проверки мы получили объём здания 15 тыс.м³, т.е. на каждого из 900 зрителей всего по 16,5 м³. При этом в залах зрительные места имеют 55 см в ширину и проходы шириной по 1 м.
...
Следует обратить внимание на подписанные улицы в этом плане. Кинотеатр расположен на том месте, где сейчас стоит театр оперы и балета.
2. Выдержки о архитектуре цехов ЧТЗ из второй книги. Несколько фотографий уже были в
посте о первом заводском издании.
В. А. Мыслин "Архитектура производственных цехов"
стр. 45-46
...
Художественная выразительность промышленной архитектуры базируется в основном именно на тех средствах, которые предоставляются архитектору специфическими особенностями промышленного здания или сооружения.
Анализируя в каждом отдельном случае факторы технологического и конструктивного порядка, можно вскрыть богатейшие возможности для архитектурно-художественного решения, присущего только данному объекту строительства. Конечно, ошибочно было бы считать, что эмоциональность промышленной архитектуры целиком вытекает из требований производства и из конструктивных приёмов его решения. Эти средства должны быть ещё переведены на язык архитектуры и превращены в композиционно-выразительные средства путём активной художественной переработки их.
Проблема образного обогащения промышленной архитектуры на советском заводе требует ещё и расширения выразительного языка архитектуры за счёт синтеза изобразительных искусств. Но в практике нашего промстроительства помощь изобразительного искусства - явление пока ещё очень редкое.
Челябинский завод в день пуска (рис. 7) имел на пустующих плоскостях стен живописные росписи. К сожалению, они носили временный характер, что, конечно, не способствовало художественному качеству их исполнения и органическому включению в общее архитектурно-пространственное решение.
...
Рис. 7. Механо-сборочный цех Челябинского тракторного завода в день пуска.
стр. 54
...
При полной ориентации на верхнее освещение в одноэтажном здании сплошной застройки огромное значение приобрели фонари как с точки зрения технических функций (освещение и аэрация), так и влияния, которое они оказывают на архитектурно-строительную форму. Это влияние тем сильнее, чем меньше производственная высота здания и чем выше требования к освещению и аэрации.
Размеры фонаря в этом случает вступают по своим габаритам в такое соотношение с высотой здания, что превращают одноэтажный цех в двухэтажное сооружение, причём второй этаж образуется рядом фонарей. Глядя на цеха Челябинского тракторного завода им. Сталина, трудно даже сказать, что же определяет его архитектуру: лента стекла или профиль фонарей? Для такого цеха почти полностью пропадает необходимость в боковом освещении (особенно при доведении фонаря до наружных стен), производственный цех получает возможность безграничного роста и в ширину и в длину. Сплошь и рядом форма одноэтажного цеха приближается к квадрату, что стирает грань между фронтом и торцом. Торец такого одноэтажного цеха дошёл до гипертрофических размеров и уже потерпел своё техническое крушение в связи с переходом от внешнего отвода воды к внутреннему; однако он сохранился ещё в архитектурном понятии. При незначительной производственной высоте цех приобретает совершенно новую форму горизонтального объёма, что приближает его к планировочному пятну.
...
стр. 66-67
...
Среди целой цепи сооружений, как непосредственно примыкающих к производственному зданию, так и отдельно стоящих, но связанных с его восприятием и обслуживанием, социально-бытовые и культурно-административные помещения играют особую роль. На советском заводе нет почти ни одного здания, которое не имело бы помещений для обслуживания рабочего. Общественно-бытовой сектор завода связан с масштабом человека и в ряде случаев удачно разрешает масштабность всего производственного здания или сооружения.
Однако сочетание бытовых помещений с производственным зданием или сооружением требует от архитектора решения их зрительной одномасштабности, как соизмеримости с человеком. Решения этой проблемы следует искать или путём повторения на производственном здании элементов, связанных с размерами человека, и архитектурно-строительной оболочки над производственным процессом.
Относительно большая свобода архитектурно-планировочного решения бытовой группы, при органической связи её с цехом, может разбить однотонность крупного здания и сооружения, выявить вход в цех и композиционно главную часть, оформить площадь и магистраль, дать законченность всей композиции. Это требует от архитектора специального внимания к её размещению. В нашей практике ещё очень часто размещение бытовых помещений производятся согласно нормам, путём использования оставшихся свободными от производства пространств, или простой приставкой объёмов данного назначения все всякой связи с композицией здания и с общей системой расположения их на генплане предприятия.
Вот почему пример Челябинского тракторного завода им. Сталина (рис. 23), при всей скромности решения бытовых помещений, производит отличное впечатление.
Здесь чувствуется система в расположении бытовых групп по генплану предприятия (расположены по магистрали) и относительно производственных корпусов (примыкают к торцам здания), а также стилевое единство в их обработке.
...
стр. 75
...
Совершенно особый вид приобретает ансамбль одноэтажных зданий, характерный для промышленного строительства. Почти все гиганты нашего тяжёлого машиностроения представляют собой сочетание ряда одноэтажных зданий сплошной застройки, обычно приводящее к большому однообразию зрительного впечатления, вследствие отсутствия композиционно главной формы, вокруг которой группировались бы остальные. Композиционного соподчинения между отдельными зданиями при таком сочетании не возникает, каждое из них имеет самодовлеющее значение.
Однако отдельные удачные примеры из практики нашего и заграничного промышленного строительства показывают возможности решения ансамбля зданий основного ядра производства и при сочетании одноэтажных цехов.
ЧТЗ им. Сталина, как и ряд подобных ему заводов (ХТЗ, СТЗ, Горьковский автозавод), не имеет композиционно главной формы. Крупные прямоугольные цеха образуют центральное ядро производства ЧТЗ. Однако в расположении входной группы ясно чувствуется начало завода. Магистрали чётко разбиты в поперечном и продольном направлениях. Они ограничиваются прямой линией застройки зданиями, причём утомительного однообразия здесь нет (рис. 32 и 33). В сопоставлении фасадных плоскостей на отдельных участках магистрали (кварталы) встречается большое разнообразие: то сопоставляется фронт с торцом здания, то торец - с помещениями, обслуживающими производство и рабочих. Характер обработки фасадных поверхностей, связанных с различным их назначением (торец, фронт, обслуживающие помещения), сохраняется на ряде зданий. Торец обрабатывается в свободной американской манере прямо по очертанию здания. Благодаря этому если форма фонаря и изменяется, то характер фасадной плоскости все же остаётся. Фронт здания решается сильной лентой остекления, а обслуживающие помещения - частыми пилястрами. В значительной мере впечатлению от ансамбля ЧТЗ способствовали росписи на пустующих плоскостях стен, сделанные к моменту его пуска. Пример ЧТЗ показывает возможности построения ансамбля зданий центрального ядра производства для случая сочетания одноэтажных цехов, когда невозможно решить их связь построением единой композиции. Взаимная связь здесь строится на повторности характера архитектурной обработки незначительного, легко читаемого количества элементов различного назначения.
...
М. Г. Бархин "Архитектура культурно-бытовой группы завода"
стр. 90-91
...
Торцовое расположение бытовых групп по короткой стороне корпуса применяется при узких одно- и многоэтажных корпусах с боковым освещением, частично также в корпусах с верхним светом. При этом способе остаются свободными длинные стороны здания, что удачно разрешает вопрос освещённости, а в ряде случаев и аэрации основного корпуса. Здесь решение бытовых помещений может быть также одно- и многоэтажным (рис. 17, 18, 19). Приём этот даёт большие архитектурные возможности, богато решая торцы длинных однообразных корпусов.
Ленточное расположение обслуживающих помещений вдоль длинных сторон корпуса чаще всего применяется при корпусах одноэтажных с верхним светом, по принципу параллельного обслуживания цехов. В ряде случаев неравномерность насыщения рабочими отдельных цехов вызывает местные изменения ширины ленты бытовых помещений. В случае особо трудоёмких производств бытовые помещения занимают весь периметр корпуса или проектируются в два и более полуэтажа. При недостаточной выразительности фасада одноэтажного производственного корпуса большой длинны этот приём может дать более разнообразные и интересные решения (рис. 20).
...
И. Антипов и Б. Варгазин "Проблема детали в архитектуре промышленного ансамбля"
стр. 117
...
В промышленной архитектуре решение остекления является одной из основных задач, так как им нередко целиком заполняются плоскости фасадов. К сожалению, как раз здесь более всего сказался проектировочный стандарт, который снял с архитектора ответственность за проработку деталей, рельефа и фактуры остеклённых поверхностей. Между тем, членение рельефными импостами, введение железобетонных импостов, дающих контрастное сопоставление каменной и стеклянной фактур, различные изломы, обогащающие игру блестящей поверхностью окна, - все эти приёмы, мало или даже совсем не усложняющие конструктивного решения, дают значительные средства архитектору. Наконец, по архитектурным соображениям можно варьировать сам материал переплётов - дерево, металл, железобетон, из которых каждый вносит свои особенности и возможности в решение.
В литейном цеху ЧТЗ (рис. 3) остекление фасада крайне однообразно вследствие отсутствия общих членений и вялого рельефа сравнительно небольших переплётов с частыми импостами. При этом нижняя полоса вертикального застекления ни по членениям, ни масштабно не связана с верхней. Совершенно отлично по фактуре металлическое остекление фонаря. Три полосы остеклений делятся совершенно безразлично решенными поясами. Таким образом, на фасаде отсутствует общая система архитектурных деталей, которая дала бы цельность и выразительность поверхности.
...