К 70-летию Челябинского часового завода "Молния"

Nov 22, 2017 13:16

В изданном в 1941 г. Всероссийской Академией художеств исследовании Ф.Н.Пащенко «Архитектура и строительство библиотечных зданий» приводится довоенный вариант проекта Челябинской Публичной библиотеки: комплекс роскошных зданий переходной архитектуры от неоклассицизма к модернизму (что было решено в одном стилевом ключе с проектом главной библиотеки страны - им. В.И. Ленина в Москве) образует целый библиотечный городок. Его возведение существенно изменило бы облик Челябинска.






Ступенчатое хранилище архитектуры модернистского толка заканчивается зимним садом, выходящим на классическую внутреннюю площадь (для проведения литературных праздников и книжных ярмарок). Есть там место и для клубов, кинотеатров, элитарного отдыха и интеллектуального труда в специальных читальных залах. Вероятно, фасад главного здания должен был формами перекликаться с фасадами других доминирующих зданий городского общественного центра: оперного и драматического театров, краеведческого музея и картинной галереи (к сожалению, они так и не получили тогда собственных зданий: первый долгое время занимал здание померанцевской «Красной» церкви [органный зал на Алом поле], а галерея до сих пор ютится в тесном здании бывшего купеческого магазина Яушевых). Автор этого выдающегося, невероятно талантливого библиотечного проекта, не имевшего аналогов даже в столице (и, думаю, нигде в мире), в книге Пащенко не назван: по появившимся в прессе во время «перестройки» сообщениям известно только, что он был арестован и репрессирован как «враг народа».

В июне 1935 года директор треста "Челябстрой" тов. Ительсон писал на имя председателя Челябинского горсовета тов. Перевалова, что для начала строительства библиотеки надо освободить смешанный двухэтажный жилой дом по ул. Цвиллинга, 25, каменный одноэтажный нежилой там же, а также 3 жилых дома по ул. Коммунны. Очевидно, что площадка была расчищена и строительство началось в 1935. За 1937 год на строительстве библиотеки было освоено 700 тыс. руб. капвложений.

"Вредительская деятельность врагов народа, направленная на срыв реконструкции городского хозяйства, дискредитацию мероприятий партии и правительства, в основном осуществлялась путём:
[...]
6) искусственного завышения и занижения стоимости об'ектов, приводившего к затяжке стр-ва (дом Облисполкома, гостиница, баня, библиотека и т.д.);"




"Строительство городской библиотеки." Отчет Челябинского Городского Совета РК и КД перед избирателями. - Челябинск, 1938. - с. 61.

В 1929 г. в США советское торговое представительство "Амторг" приобрело две обанкротившиеся часовые фабрики - «Дюбер-Хемпден» из Кантона (штат Огайо), выпускавшей карманные и наручные часы и «Ансония» из Нью-Йорка, выпускавшей будильники и настенные часы. Эти два предприятия стали основой для 1-го и 2-го государственных часовых заводов треста точной механики в Москве, уже в 1930 - 1931 гг. начавших выпуск первых советских часов.

В годы Великой Отечественной войны прародитель предприятия - Первый Московский часовой завод был эвакуирован из Москвы в город Златоуст. После окончания войны было принято решение о переводе оборудования в Челябинск и организации производства часов. Решено было разместить это предприятие в так и недостроенном здании публичной библиотеки.

62 квартал расположен в центре Челябинска. Его обрамляют улицы: Цвиллинга, Карла Маркса, Советская, Коммуны. Сейчас тут ещё временно ютятся небольшие домики, которые в ближайшее время предназначены на слом. На 62 квартале сооружается большой государственный часовой завод, который в большом количестве будет вырабатывать часы образца «Молния». Главный корпус разместится в большом 4-х этажном здания с кубатурой, превышающей 60 тысяч кубических метров. В нём будут размещены все основные цехи: сборочный, инструментальный, автоматный, ремонтно-механический, термический, цех комплектов и др. Отдельные корпуса будут построены для гальванического и заготовительного цехов. На этой же территории будет строиться красивое здание заводоуправления, столовая и ряд других вспомогательных зданий. Красиво оформленные заводские корпуса украсят центральную часть города. Чтобы судить о мощности будущего завода, достаточно сказать, что затраты на его, строительство предусмотрены в сумме 18 млн. рублей. Строительство начато. Ведётся монтаж металлических конструкций, устройство перекрытий. Закончена подготовка для ведения строительных работ в течение всего зимнего периода. Ввод в эксплоатацию первой очереди часового завода намечается летом 1946 года.

Михайлов Н. Часовой завод // Челябинский рабочий. - 1945. - №235 (7937) от 24 ноября. - с.4.

Первая очередь завода вошла в эксплуатацию 17 ноября 1947 года на основании распоряжения Совета Министров СССР. Завод разместился в центре города в четырехэтажном здании. Из Златоуста в Челябинск перевели более 100 опытных рабочих и более 30 инженерно-технических работников.

"Закончился монтаж Челябинского часового завода. В феврале завод выпустит первую партию настольных и карманных часов". [Цитата из заметки]

Первая продукция Челябинского часового завода // Челябинский рабочий. - 1948. - №36 (8514) от 20 февраля. - с.4.

Уже в 1948 г. (спустя год после начала работы) завод выпустил первую партию авиационных бортовых часов АВР-М с рантовым 8-ми-суточным заводом, разработанных и изначально выпускавшихся 1-м московским часовым заводом. Часы устанавливались на первые советские военные самолёты: ближний бомбардировщик, разведчик и штурмовик Су-2, дальний бомбардировщик Ил-4, самые скоростные советские истребители начального периода Великой Отечественной войны МиГ-1, МиГ-3, первый боевой самолёт Як-1, Як-2, Як-4, Як-7.

В дальнейшем завод начал изготавливать авиационные часы АЧС-1, производство которых было освоено 1-м московским часовым заводом и затем передано в Челябинск. Прототипом для АЧС-1 послужили авиационные часы, производимые одной из швейцарских мануфактур для советской авиации до 1939 г.

Производство этих часов стало основным направлением в деятельности завода и является таковым до сих пор. Появившись впервые в кабине самого массового реактивного истребителя в истории авиации МиГ-15, ставшего впоследствии культовым, они быстро подтвердили свою надёжность, и уже через 10 лет после пуска завод производил до 30 тыс. специальных часов в год. Они стояли в кабинах всех поколений советских боевых самолётов марок МиГ, Су, ТУ, Ан, Як, поэтому название АЧС-1 стало для советских и российских лётчиков именем нарицательным в отношении любых авиационных часов. Вместе с каждым новым поколением советских истребителей появлялись и новые модификации АЧС-1, доработанные с учётом рекомендаций пилотов.

Также завод производил танковые часы 127-ЧС (для комплектации танков Т-64, Т-55, Т-72) и часы для подводных лодок и судов 60ЧП.




1950-е годы












Фото 1990 г. Из фонда ЦИКНЧ











































часовой завод, улица Коммуны, история, архивное, улица Цвиллинга

Previous post Next post
Up