Индустриальный парк - быть или не быть?

Aug 15, 2015 15:25

Я в своём ЖЖ (ну и тут ещё :)) периодически пишу насчёт переноса промышленных предприятий куда-то за город - тема эта периодически всплывает на поверхность мутного болотца зеркального пруда челябинской блогосферы (я тут всё сразу подразумеваю - и ЖЖ, и Мордокнигу, и даже Вконтактик, прости Господи. Одноклассники не просматриваю, а вот зря - вдруг там самый фонтан мысли бьёт?) Нам постоянно ставят в пример наших успешных и продвинутых соседей, мол, вот как надо делать. Стоял и стоять буду на том, что перенос (настоящий, чтоб предприятие потом работало :)) стоит огромных денег, да и не факт, что они окупятся в обозримом будущем. Вот что про это пишут мои читатели.

Инженер из Питера (под гуталиновой фабрикой имеется в виду Кировский завод):

"...Наш эффективный собственник в жирные годы планировал вынести нашу гуталиновую фабрику в чистое поле под Гатчину.
Стали просчитывать и согласовать - прослезились:))) РЖД отвечает - мощности ближайшей станции и локомотивного депо на ваши объемы не хватает, но если вы оплатите - так уж и быть, мы ее расширим. Энергетики - подключать вас некуда, реконструкция ближайшей подстанции 300кв запланирована на 2050 год. МЧСники - в связи с опасностью вашего производства и большим временем прибытия караулов вы должны нам построить новое пожарное депо. Водоканал - местные очистные сооружения перегружены, требуют ремонта, ваши стоки принять не можем, стройте очистные себе сами. Дорожный комитет - тамошняя дорога на ваши перевозки не рассчитана, но если мы оплатим ее расширение и замену на ней парочки мостов....и т.д. и .т.п. Ну и на вкусное - провели исследование среди народа - выяснилось что переезде теряется 90% существующего персонала - ну и понятно, кто ж будет по 4-5 часов в день тратить на дорогу чтоб из города добираться в эти *бени...
А там и кризис подоспел - тут то вся эта х*йня с переездами и закончилась )))))

...Есть шикарный пример - выселение ГИПХа с Петроградской стороны. Инвестор (не какой нибудь, а целый ВТБ) выжил их в областной филиал в Кузьмолово и решил там забабахать квартал элитного жилья. Кончилось все тем, что после сноса зданий оказалось, что там нужно также вынимать весь загрязненный грунт на глубину 10 метров - ну яму эту таки выкопали, а там и кризисы-шмызисы наступили.
После чего казна компенсировала ВТБ все понесенные затраты по этому прожекту, выкупив оную грандиозную яму размером с квартал в центре Питера под сооружение (за счет казны опять же) комплекса зданий для ожидаемого переезда Верховного суда в СПб.

З.Ы. У меня на полке лежит проектный том времен реконструкции 60-70х годов - на то здание цеха где сейчас сижу. Там в разделе "инженерно-геологические условия площадки" написано: слой грунта на глубину до 5,5 метров состоит из отходов производства - все что нажито и накоплено непосильным трудом за 200 лет....)))))

Архитектор из Челябинска:

"...эмоционально, но есть несколько базовых неточностей:
- природа кризиса городов Стального сердца США (Детройт, Питсбург и т.д.) не в том, что там было плохо от заводов или планировочная структура с архитектурой была плохая, а как раз, что заводы-гиганты там закрылись и проявились межрассовые проблемы. Город вымер не потому что он некрасивый, неудобный и неэкологичный, а потому что в виду сложной экономической ситуации и своеобразного для США уклада жизни, белое население выехало из города, а афроамериканкое заняло пустые кварталы центра. Думаю, понятно, что это не наш путь и "страшилки" про Детройт не для нас. Однако, формирование национальных гетто у нас возможен, как это возможно в любом крупном городе;
- уровень автомобилизации у нас не такой высокий, как в США. Наш барьер в 300-350 они прошли еще в начале 20 века. Но вот площадь УДС на автомобиль у нас примерно в 4 раза ниже чем в США и примерно в 3 раза чем в Европе ,что является показателем неустойчивости транспортной системы;
- зарубежные примеры ревитализации, джентрификации и прочего граунфилда промышленных и складских территорий в центре города характеризует отсутствие деятельности и экономической выгоды от продолжения деятельности на таких территориях в виду чего их можно реконструировать в нуждах города. Но у них эти процессы занимали десятилетия. У нас достаточно мало подобных заброшенных площадок. И это не касается тех заводов, от которых исходит основная экологическая нагрузка. Их не убрать. И это проблема;
- незатронутая проблема, которая не менее важна - нехватка кадров и низкий уровень архитектурного и градостроительного образования."

Поэтому, когда я слышу про перенос предприятий куда-нибудь за город и шире - про Челябинск без заводов, я хватаюсь за пистолет понимаю, что: а) оратор плохо себе представляет масштаб проблем; б) о сохранении производства речь не идёт, а кому-то срочно понадобились площади под застройку.

Но, как ни крути, заводы у нас конкретно устарели, их много, они занимают излишние площади, они шумят и неприятно пахнут. И что-то надо с этим делать, если мы действительно хотим, чтобы город наш развивался - вторым Екатеринбургом он не станет, как бы тут этого ни хотелось кое-кому, значит, должен стать Штутгартом или Мюнхеном. Или Франкфуртом. Лично мне такая постановка вопроса нравится - я инженер, и я хочу, чтобы наш город остался городом мастеров, а не превратился в город продавцов сделанного кем-то (торговля - дело достойное и Челябинск на этом в своё время поднялся, но пусть это будет одной из наших опор, второй же должна стать производственная и научная деятельность).

А тут уважаемый grantass мне сообщил совершенно замечательную вещь




"...весьма интересно то, что происходит сейчас на "Станкомаше" - с конца 2014 вся заводская территория - это индустриальный парк "Станкомаш". Ведётся строительство новых и реконструкция старых цехов. В здании центральной проходной 16 мая открыт заводской музей. Перед проходной, где раньше был фонтан теперь расположена аллея Ветеранов."

Разумеется, эта новость меня заинтересовала - вот, картинку упер с сайта Индустриального парка. Что же пишут? Вот кусочек из интервью с директором, А.В. Абрамовой

- Как будет развиваться площадка?
- Деятельность индустриального парка направлена на реконструкцию инженерной инфраструктуры, развитие логистической сети и создание условий, необходимых для разработки промышленных технологий и открытия новых производств.

- В чем отличия нашего проекта от других проектов?
- Основными отличительными чертами Индустриального парка являются, во-первых, комплиментарность (взаимодополнение) производств по видам деятельности продукции резидентов. Во-вторых, создаются условия для инновационных разработок, развития высокотехнологичных производств. Много внимания уделяется разработке и выпуску импортозамещающей продукции. Компании, разместившие производства на территории индустриального парка, связаны технологической (производственной) цепочкой или одной отраслевой специализацией. Производства будут иметь замкнутый цикл, они объединены в целях создания высокотехнологичного, конкурентоспособного продукта. Организационные моменты возьмет на себя Управляющая компания, что позволит резидентам сконцентрироваться на развитии собственного бизнеса, оптимизировать бизнес- процессы, упростить контроль качества и управление.

- В каких региональных или федеральных программах будет участвовать резиденты Индустриального парка?
- Планируется принять участие в программах государственной поддержки индустриальных парков, проектов импортозамещения и прочих. Проект ЗАО «КОНАР» по созданию производства продукции для нужд нефтегазовой отрасли с целью замещения иностранных технологий вошел в Перечень приоритетных инвестиционных проектов, способствующих импортозамещению, формируемый Минэкономразвития РФ. Также проекты ЗАО «КОНАР» и ООО «БВК» направлены для включения в Областную государственную программу импортозамещения.

- На каком этапе сейчас формирование Парка?
- Подготовлен план реконструкции сетей инженерной инфраструктуры. Разрабатываются перспективы развития на 2015-2020 годы и план площадки индустриального парка. На площадке уже начато производство следующими резидентами: ООО «БВК», ООО «СПК-Чимолаи», ЗАО «КОНАР», ООО «Станкомаш». Кроме того, ведется строительство производственных площадок для АО «ТНН».


В общем, я взял да съездил к "Станкомашу", чуть-чуть поснимал :)

Да, идёт реконструкция здания, которое на картинке на сайте изображено













Дорогу вдоль пруда делают




Новые фонари вдоль дороги будут - опоры еще не поставили, только питание подводят




Пруд и "Станкомаш"







Всюду реконструкция




Панно




Аллея ветеранов










Красиво у них тут







Опять же, окрестности




"Алмаз"







В общем, что-то явно происходит. Я не хочу восторженно писать про вставание с колен и прочую пропагандистскую чушь, но если индустриальный парк задышит, это будет здорово. Потому что Челябинск - всё ещё пока город инженеров и квалифицированных рабочих, так пусть им же и остаётся впредь. А смыслы пусть производят прочие, если у них получится.

Копейское шоссе, 2015, улица Енисейская, Ленинский район, завод

Previous post Next post
Up