Год губернатора Дубровского: желаемое и действительное

Sep 28, 2015 15:33

Оригинал взят у alelikand в Год губернатора Дубровского: желаемое и действительное
Прошел год, как Б. А. Дубровский официально вступил в должность губернатора Челябинской области. Самое время оценить, что сделано за этот период.

Я выбрал с сайта губернатора наиболее значимые и получившие общественный резонанс инициативы первого лица области и попытался оценить их реализацию.

В результате анализа публикаций можно выделить несколько основных направлений деятельности, которым Дубровский уделял постоянное внимание и которые можно считать для него программными:

- антикризисные меры по стабилизации социально-экономического положения
- развитие внешнеэкономических связей, привлечение инвестиций
- развитие малого бизнеса
- импортозамещение
- развитие туризма
- благосостояние и качество жизни населения
- экологические проблемы
- транспортная система
- коммунальные проблемы, платежи, капитальный ремонт.

Губернатор постоянно подчеркивал, что антикризисные меры по стабилизации экономики области являются для него приоритетными.

К примеру, в конце года правительству было поручено разработать комплекс мер по обеспечению стабильности региона с учетом возможных негативных сценариев:
"Дубровский поручил правительству подготовить комплекс мероприятий по экономической и социальной устойчивости региона" (29 декабря): "Мы должны надеяться на лучшее, а готовиться к худшему, - заявил глава региона. - Необходимы прогнозы по всем отраслям экономики, поручаю министерству экономического развития подготовить различные сценарии, которые лягут в основу принятия решений по защите социально слабых слоев населения".

В январе, то есть буквально через месяц, был проведен первый "антикризисный" штаб, на котором был сформулирован основной подход - концентрация ресурсов на наиболее перспективных направлениях:
"Дубровский провел первый штаб по обеспечению социально-экономической стабильности региона" (26 января 2015 года).
В качестве одного из основных направлений вскоре было заявлено строительство:
"От занятости до развития строительной отрасли: штаб Дубровского приступил к реализации антикризисных мер" (5 февраля): " Сохранить устойчивую ситуацию в строительной отрасли, несмотря на временные колебания в финансовой и экономической сферах, - одна из ключевых задач на 2015 год".

Чуть позже были уточнены и другие направления антикризисных мер - импортозамещение, активизация внешнеэкономических связей, диверсификация экономики и привлечение инвестиций ("Цифры, тенденции и «точки риска» как основа послания Дубровского: правительство подвело итоги года" (18 февраля).

Однако уже в марте произошла корректировка и вновь уточнены приоритеты - в качестве ключевых были выбраны такие направления, как развитие предпринимательства, поддержка градообразующих предприятий и поддержка ипотеки как средства стимулирования строительной отрасли:
"Дубровский запустил «большую тройку» антикризисных мер" (25 марта): "Дубровский заявил: чтобы не распылять средства и ресурсы, региональные власти будут следовать трем ключевым направлениям работы. "Первое - это господдержка малого и среднего предпринимательства. Второе - точечная поддержка системообразующих предприятий. И, наконец, третье - стимулирование ипотечного спроса для поддержания стройкомплекса".

Нетрудно заметить, что приоритеты постоянно менялись и порой формулировались достаточно расплывчато. Соответствующей порой выглядела и реакция исполнительных органов.
Так, на сайте Минэкономразвития есть прогноз развития, точнее "Основные показатели прогноза..." но он датируется ноябрем 2014 года. Получается, министерство выполнило поручение ранее, чем оно поступило?
Не найдете вы такого прогноза и на главной странице сайта министерства в перечне актуальных материалов.

То же самое касается и стратегии развития - последняя её версия датирована мартом 2014 года, как будто с того времени не произошло ничего значимого...
Конечно, всё это может показаться малозначимым, техническими деталями, но "детали" эти характерны именно для нас, когда управление по укоренившейся традиции ведется в "ручном" режиме и еще свеж в памяти сакраментальный девиз предыдущего губернатора "работа идёт - результат будет".

Да, а что у нас с результатами, кстати?
Более подробно о них - чуть ниже, но для примера возьмем ту же самую строительную отрасль, которая действительно является одной из ключевых с точки зрения текущего состояния экономики и её перспектив.

Вроде бы объемы в действующих ценах впечатляющие, но если посмотреть в ценах сопоставимых (с учетом инфляции) - картина совсем другая. Спад нарастает и по итогам полугодия он уже составил 19,9% по сравнению с прошлым годом. Практически тот же самый результат зафиксирован и по итогам 8 месяцев года.
Выходит, что-то пошло не так и принятые меры не очень то помогли строительному комплексу.
Или вступил в силу тот самый негативный сценарий и его воздействие оказалось настолько ощутимым?
Ответа мы ни от губернатора, ни от кого-либо другого пока не слышим.

Вряд ли стоит говорить и о какой-то стабилизации ситуации в целом и успешному противостоянию кризису по основным параметрам - об этом я писал совсем недавно.

Далее - о внешнеэкономических связях и привлечении инвестиций.
К этой теме Б.Дубровский также обращался неоднократно и регулярно подчеркивал её важность.
В качестве основных и потенциальных партнеров упоминались разные страны, но в первую очередь Китай и Казахстан (достаточно вспомнить совсем недавнюю поездку в Сочи нашего первого лица и его выступление на форуме "Россия-Казахстан", по итогам которого губернатор сделал следующее заявление: "Сегодня товарооборот нашей области с Казахстаном составляет около 2 млрд долларов в год. Это немало, если учитывать изменение валютного курса рубля в прошлом году. Но у нас есть резервы уже в среднесрочной перспективе увеличить товарооборот с братской республикой минимум в полтора раза".

Любопытно, что практически те же самые слова мы слышали от него почти ровно год назад, 30 сентября:  "Дубровский на российско-казахстанском форуме": «Подписанные соглашения должны дать старт поставок инновационных продуктов в Казахстан» (30 сентября 2014) :"Товарооборот Челябинской области с Казахстаном составил по прошлому году около 2 млрд. 900 млн. долларов, баланс товарооборота соблюдается - экспорт практически равен импорту, но если присмотреться к нашему товарообороту, становится понятно, что сырьевых продуктов, поставок труб, инновационных продуктов недостает..."

Прошел год, а ситуация если и поменялась, то отнюдь не в лучшую сторону - товарооборот фактически снизился, каких-то значимых проектов, дающих надежду на будущее, пока не видно, потока "инновационных продуктов" не наблюдается.
Впрочем, к перспективам значительного наращивания внешнеторгового оборота с тем же Казахстаном вряд ли стоит относится слишком оптимистично - уж слишком в непростой ситуации находится наш южный сосед, впрочем как и Китай, на который в последнее время делалась большая ставка.

В целом же состояние внешней торговли не радует: несмотря на все громкие заявления про партнерские отношения с Китаем, Казахстаном, Италией, Белоруссией и пр. значительно просел и экспорт (12,9%), и импорт (34,6%).

Что любопытно, в большей мере (на 33%, т.е. на треть) снизился оборот именно со странами ближнего зарубежья, о сотрудничестве с которыми так много говорили всё это время, тогда как со странами дальнего зарубежья падение составило "всего" 15,4%.
При этом я бы не стал обольщаться тем, что в рублевом эквиваленте показатели выглядят приличнее - во-первых никто пока не отменил инфляцию и импортозависимость (45% нашего импорта - машины и оборудование), а если еще учесть, что цена стали, на которой держится не только наш экспорт (87% от общего обьема), но и экономика в целом, за последний год снизилась чуть ли не в 3 раза...

Инвестиции тоже не особо впечатляют - по данным Челстата за 6 месяцев они составили 76,4 млрд. рублей или 80,2% от соответствующего периода предыдущего года.
Надо ли говорить о реальной стоимости этих денег в условиях нынешней инфляции и их фактическом влиянии на стабилизацию экономики?

Ну хорошо, внешнеэкономическая ситуация для нас сейчас неблагоприятная, притокам инвестиций не способствующая. Но как тогда у нас обстоят дела с развитием малого бизнеса и предпринимательства, о котором тоже неоднократно говорил губернатор?

В частности, "Губернатор о работе чиновников с бизнесом: «Играйте по правилам или не будете играть вообще» (12 декабря 2014 г.): " А я считаю, что у нас есть такой миллиардер - свой, внутренний. Только он не один, их много. У нас есть тысячи предпринимателей, каждый со своим миллионом, который он готов вложить. Надо просто всем им помочь - и вот он, миллиардер, новые производства и рабочие места", - заявил Борис Дубровский."

Или: "Глава региона провел областное совещание по развитию малого и среднего предпринимательства" (5 февраля 2015 г.): "Надо будет поработать над механизмом поддержки инициатив предпринимателей. Нужно сформировать среду для реализации идей бизнеса - это наша основная задача. При этом государственная поддержка должна реально помогать предпринимателям. Мы открыты к диалогу с бизнесом. Это важно в данном периоде, и я гарантирую поддержку всем здоровым предпринимательским идеям», - резюмировал Борис Дубровский".

Намерения, безусловно, были продемонстрированы благие, но что на практике?
Вот данные по работе малых предприятий за 2014 год

А это - результат их деятельности по итогам первого полугодия года нынешнего

Легко заметить, что численность предприятий снизилось, количество занятых в них работников уменьшилось по всем видам деятельности (всего - на 17,3%).
Не дотягивают до показателей предыдущего года и обороты деятельности - при таких темпах по итогам года они могут оказаться гораздо ниже даже без учета инфляции и пересчета в сопоставимые цены.
Низким по сравнению со средней областной зарплатой остается и вознаграждение работников малого бизнеса, хотя мы и догадываемся, что эта статистика не совсем точна.
Получается, что пока не оправдывается и эта ставка - малые предприятия не повлияли положительно на экономическую ситуацию в области.
Это тоже повод задуматься о причинах. По-видимому, пока не удается ни помочь, ни привлечь, как того хотелось бы.

Нельзя обойти и тему импортозамещения, которая громко заявлялась все последнее время, в частности в связи с созданием стакостроительного кластера.
Уже в октябре, менее чем через месяц официального губернаторства, было заявлено о необходимости создания именно кластера:
"Дубровский поручил создать в области станкостроительный кластер" (7 октября) : "Ищите партнера, а я на своем уровне окажу вашему совместному проекту всю необходимую поддержку. Я также настаиваю на необходимости формирования станкостроительного кластера."

Через два месяца губернатор опять настоятельно напомнил об этой идее и даже дал соответствующие поручения:
"Дубровский на форуме по станкостроению": «По этой отрасли судят о технологическом развитии страны и региона" (5 декабря):
"У нас есть ресурсы, кадры, сырье, наработки, промплощадки. Я настаиваю на необходимости формирования станкостроительного кластера. Это даст необходимый импульс для дальнейшего развития станкостроения на Южном Урале...".

Какая-то деятельность по-видимому велась. Во всяком случае, звучали наименования городов (Троицк, Магнитогорск, Озерск), периодически появлялись какие-то туманные слухи об инвесторах, но на сегодняшний день факт заключается в том, что конкретного результата нет - инвесторов не видно, деньги под федеральные программы не выделены, строительсво или модернизация объектов не ведется.
Во всяком случае, никаких упоминаний об этом на сайте губернатора и правительства не имеется.

Из последних событий отметим договоренность о заключении соглашения с Siemens, но вот уже на дворе конец сентября, а о заключении каких-либо соглашений ничего не слышно (Компания Siemens заинтересовалась проектом по созданию станкостроительного кластера в Челябинской области)

Еще одна, довольно давняя идея - развитие туризма. О ней периодически говорят и даже что-то пытаются делать в этом направлении.
Борис Дубровский: "Для развития туризма в Челябинской области необходимо создать комфортные условия для инвесторов" (7 октября) : "По оценке прошлого года оборот туристической сферы составил девять миллиардов рублей - этого явно недостаточно, учитывая природный, культурный и исторический потенциал Южного Урала".
Борис Дубровский одобрил работу по созданию туристического кластера на Южном Урале (24 июля):
"В этом проекте я, прежде всего, надеюсь на инвесторов. Со своей стороны правительство области и главы муниципалитетов обеспечат все условия для его реализации. Наша цель - развитие данной территории, область получит дивиденды в виде налогов, рабочих мест, формирования благоприятной среды», - резюмировал Борис Дубровский".

Буквально на днях в Златоусте и Миассе даже прошел межрегиональный форум "Внутренний туризм: инструкция по применению", на котором опять муссировалась идея туристического кластера, но все это пока только в стадии планов и ожиданий.
Однако я бы не стал слишком серьезно относится к этим планам хотя бы потому что потенциальные выгоды от туризма, даже в случае какого-то прорыва совершенно незначительны и не могут оказать какого-то существенного влияния на экономику.
Достаточно сопоставить годовой объем оборота туризма (9 млрд. рублей - порядка 1% от валового регионального продукта) с оборотом того же малого бизнеса (329 млрд.), чтобы почуствовать масштабы разницы. Это, скорее, имиджевый и социально-экономический проект.
Смущает и сам подход: много говорится об инвестициях, поддержке, программах, федеральном финансировании, но пока не видно усилий по брендированию территории и грамотному её маркетингу. Вряд ли можно привлечь туристов одним только перечислением достоинств области и ее достопримечательностей, тем более что наши соседи (Башкортостан, Пермский край, Свердловская область) в этом нам вряд ли уступают.
Нужен реальный, уникальный и комплексный туристический продукт, который привлечет своего потребителя, а его пока не видно.

Впрочем, отвлечемся от чисто экономических проблем, тем более что сам Б.Дубровский неоднократно отмечал, что для него и возглавляемой им исполнительной власти первостепенной и наиважнейшей задачей является рост благосостояния и качества жизни населения области.

Особенно отчетливо этот месседж был сформулирован в ходе праймериз ("Дубровский на праймериз: "У нас одна цель - рост благосостояния южноуральцев" (1 июня):
«У нас одна цель - рост благосостояния и качества жизни южноуральцев. Другого мерила нашей работы нет и быть не может.
Для этого сейчас особенно нужна консолидация всех уровней и ветвей власти. Нужны люди, на которых можно опереться при реализации важных для области дел».

Ключевой в смысле благосостояния и качества жизни можно считать проблему роста цен и уровня заработной платы - ведь не зря же эти вопросы регулярно называются южноуральцами наиболее актуальными в ходе социологических опросов.

Борис Александрович постоянно возвращался к росту цен и пытался как-то решить эту проблему.
В ноябре 2014 года он поручил улучшить работу по мониторингу за ценами ("Губернатор поручил доработать систему мониторинга цен на продукты питания"), а уже в январе 2015 года им была высказана идея поддержки местных производителей ("Покупай южноуральское: Дубровский продолжает реализацию политики "здорового протекционизма" в отношении производителей продуктов питания Челябинской области"): "Нам вместе нужно найти решение проблемы. Люди не могу позволить себе платить больше на 30% за привычный набор продуктов. И мы говорим не об устрицах и голландском перце, а об элементарных вещах".

В продолжение этих начинаний губернатор даже несколько раз встречался с представителями торговых сетей и убеждал их всячески сдерживать цены и обратить внимание на местные продукты питания.
Однако и здесь результат не радует: даже по официальной статистике рост цен на продовольственные товары за 8 месяцев составил 8,2%, а ведь было же еще и скачкообразное повышение цен в ноябре-декабре прошлого года.
Так что, цифра в 30%, названная губернатором скорее всего не так уж и далека от реальности. Не прибавилось местных продуктов и в торговых сетях и их можно понять - они работают на оборот и не рискуют связываться с местными аграриями, не будучи уверены в том, что сохранят свои логистические цепочки и получат качественный товар в нужных обьемах и в срок.

Рост цен на продукты не являлся исключением - только за 8 месяцев текущего года выросли потребительские цены в целом (на 9,3%), цены на непродовольственные товары (на 8,4%), на услуги (12,5%), в том числе на жилищно-коммунальные (на 17,3%).
Беда еще и в том, что одновременно снижались реальные доходы населения: по итогам 8 месяцев они "похудели" на 8,7 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Нетрудно посчитать, насколько снизился жизненный уровень наших земляков даже по официальной статистике - минимум на 18-20%.

Как результат роста цен и падения покупательной способности снизились объемы розничной торговли и платных услуг населению.


При этом в самой структуре торговли происходят изменения: если год назад доля продовольственных товаров составляла 42%, то теперь она равна 50%.
Получается, всё больше работаем на еду, как в странах третьего мира.
Не очень хорошо и с платными услугами, то есть нашими расходами на развлечения, отдых, путешествия, лечение, бытовые услуги.


Если же более детально: снизился объем услуг гостиниц - на 15,6%, жилищных - на 14,8%, санаторно-оздоровительных - на 11,5%, бытовых услуг - на 8,4%, культуры - на 7,8%, ветеринарных - на 7,5%, правового характера - на 6,3%, медицинских - на 5,8%, туристских - на 3,5%, транспортных - на 2,1%.

Перейдем к качеству. Ясно, что снижение уровня потребления ему не способствует, но не будем забывать и про показатели, которые достаточно полно отражают достигнутые в плане качества результаты.

В январе-июне 2015 года в Центры занятости населения городов и районов (далее - ЦЗН) за содействием в поиске подходящей работы обратилось 54829 человек, что на 8,1% больше, чем в январе-июне 2014 года.
Численность незанятых граждан, состоящих на учете в ЦЗН, на 01.07.2015 г. составила 34198 человек, что на 15,6% больше, чем на аналогичную дату прошлого года.
Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда в среднем по области составил 1,1 чел./вакансию против 0,5 на аналогичную дату 2014 года.
В январе-июне 2015 года заявленная потребность в работниках организаций области составила 66591 вакансию, что на 32,4% меньше, чем в 2014 году.
Итак, растет число незанятых граждан, становится всё меньше вакансий, а значит и возможностей найти работу, что уж никак не способствует росту благосостояния и качества жизни нашего населения.

Настораживают и демографические показатели: в январе-мае 2015 года в области зарегистрировано 19352 новорожденных, что ниже уровня рождаемости января-мая 2014 года на 4,1%.
Число умерших по сравнению с январем-маем прошлого года увеличилось на 1,9% и составило 20770 человек. Естественная убыль населения - 1418 человек (январь-май 2014 года - 219 человек).

И вот здесь никак не обойти тему экологии, ибо качество среды, в которой живет человек, непосредственно и существенно влияет на его продолжительность жизни и физическое здоровье, не говоря уже об общем состоянии человеческого капитала территории.
Экология вообще - чрезвычайно болезненная для нашего региона тема еще со времен аварии на "Маяке".
К тому же мы не понаслышке знаем, что такое онкология, аллергии, астмы и прочие следствия техногенного давления на жизнь человека в промышленных территориях.
К чести Дубровского он этой повестки никогда не избегал и даже её иницировал. Видно, сказывается опыт работы в Магнитогорске, который долгое время был штатной "страшилкой" по выбросам и загрязнениям.

Уже в ноябре, после того как произошла смена министра экологии, перед новым человеком была поставлена вполне отчетливая задача ("Дубровский поставил задачи перед новым руководителем минэкологии"): "Как рассказала Ирина Гладкова после встречи с Дубровским, главная задача, которую ставит перед ней и ее починенными глава региона, - обеспечить безопасную и благоприятную среду для жителей Челябинской области."
До этого, кстати, был создан Экологический совет при губернаторе, в который вошли многие авторитетные и независимые люди.

Возможность продемонстрировать, что все эти нововведения были не напрасными, появилась довольно скоро - в конце года Челябинск накрыло жестким смогом и дымом. Общественное возмущение не осталось незамеченным: было инициировано расследование причин, а сам Борис Александрович пригрозил виновникам жесткими мерами и подчеркнул, что в этом вопросе он полностью солидарен с населением ("Дубровский - промышленникам: "Начните уважать людей, сотрудников и самих себя!" (19 февраля):
"Борис Дубровский заявил, что если в ближайшее время всеми заинтересованными сторонами не будут выработаны и применены конкретные механизмы стабилизации ситуации, то он вынужден будет задействовать меры политического и административного воздействия".

Казалось бы, ситуация начала разворачиваться и мы наконец-то получили возможность хотя бы жесткого и принципиального контроля за соблюдением норм и требований законодательства в области охраны природы и окружающей среды.
Но видно что-то опять не сложилось - никаких серьезных мер против нарушителей предпринято не было, да и сами имена виновных звучали как-то расплывчато, стыдливо.
Как-то сьежился и сдулся Экологический совет, в нем начали происходит какие-то непонятные кадровые и организационные изменения, снизилась актуальность и принципиальность деятельности.

А тем временем негатив и конфликтность в этой области нарастают: только в этом году кроме выбросов и загрязнений в Челябинске мы стали свидетелями аварий в Карабаше и Верхнеуральске (со смертельным исходом), отравления водой в Кропачево, сбросов Учалинского ГОКа, в результате которых остался без питьевой воды на несколько недель Троицк.
В итоге, область продолжает находиться в числе неблагополучных в плане экологии регионов, занимая самые низкие места в разных рейтингах (в последнем - 82 из 85).

Но квинтэссенцией экологических проблем постепенно становятся два объекта, строительство которых предполагается в области. Это Томинский ГОК близ Челябинска и Троицкий металлургический завод.
В обоих городах резко против выступили неравнодушные граждане. В Челябинске уже собрано более 115 тыс. подписей против строительства, в Троицке, который гораздо меньше - более 15 тысяч.
И там, и там, были проведены массовые акции, от которых стало всё труднее и труднее отмахиваться.

Но если в отношении Томинского ГОКа губернатор занимает довольно взвешенную (хотя бы внешне) позицию и настоял на проведении независимой экологической экспертизы, без которой не будет дано разрешение на строительство, то по Троицку - несколько иная ситуация.
Местная власть блокирует все инициативы граждан по поводу референдума, на областном уровне установлена информационная блокада, а в Москву на утверждение ушли документы в сопровождении письма вице-губернатора с просьбой рассмотреть вопрос побыстрее (положительно?) вследствие важности обьекта для экономики области.
Впрочем, о троицком противостоянии я уже писал достаточно подробно.
В сухом же остатке - экологические риски в области скорее усугубляются, чем снижаются, никаких конкретных подвижек ни в плане контроля, ни в плане профилактики нарушений не наблюдается.

Еще два аспекта качества жизни, на которые обращал внимание губернатор и в которых пытался навести порядок - транспортная система и коммунальные платежи.

Особенно доставалось маршруткам. Дубровский неоднократно требовал навести порядок в этом секторе пассажирских перевозок ("Губернатор продолжает держать на контроле ситуацию с маршрутными перевозками" (14 октября) : "Существует конкретная проблема в Челябинске, и я жду конкретных действий, чтобы её решить. Для этого нужен комплексный подход - понять, что мы можем сделать в кадровом учете водителей, подготовке технике и людей, соблюдении правил дорожного движения, налоговых поступлений. Бизнес должен быть организован цивилизованным образом".

Однако воз и ныне там - Челябинск заполонен этим видом транспорта, водители которого зачастую становятся виновниками аварий, стремясь любыми путями перехватить пассажиропоток. В то же время общественный транспорт брошен на произвол судьбы, никто не поддерживает муниципальных перевозчиков, а наоборот - от них требуют рентабельности любыми путями.
Однако, не стоит думать что подобные проблемы свойственны только Челябинску. Даже у нас, в небольшом Троицке дело идет к банкротству общественного транспорта -  муниципальное пассажирское автопредприятие реорганизовано и раздроблено на три ООО, автобусный парк не обновлялся уже много лет, идет слух о том что некто готов завести из Магнитогорска (?) большое количество маршруток, чтобы полностью захватить местный рынок.

Еще одна болезненная для населения точка - коммунальные платежи, в том числе за капитальный ремонт.
Из года в год платежи за ЖКХ растут стабильно, а качество услуг скорее снижается. все чаще и чаще героями криминальных сводок становятся коммунальщики, которых регулярно ловят за руку на жульничестве и воровстве. Население уже устало отбиваться от желающих залезть к нему в карман.
На фоне снижения доходов населения устойчиво растут и задолженности, люди порой просто отказываются платить, как в случае с капитальным ремонтом, платежи по которому составляют меньше трети от начисленных сумм по области.
Б.Дубровский высказывал свое мнение и по этим вопросам ("За коммуналку надо платить, при объективных сложностях будем помогать!" (23 июня) :"Подводя итоги анализа сложившейся ситуации, губернатор отметил, что данная работа является ключевой в период подготовки к новому отопительному периоду, и необходимо погасить кредиторскую задолженность перед ресурсоснабжающими организациями. «За коммуналку надо платить! А кому объективно сложно будет - будем помогать. Мы социальное государство, оказываем поддержку семьям, у которых платежи больше 22% от совокупного дохода".

Только вот ничего хорошего в этом нет, когда люди вынуждены платить все больше и больше, ущемляя себя в самом насущном. Налицо элементарное обнищание, которое не смогут компенсировать даже монетизируемые и съеживающиеся льготы.
Не лучше ли было бы областному министерству по тарифам  попробовать провести хороший аудит затрат наших поставщиков-монополистов, вместо того чтобы с незавидным постоянством подмахивать им тарифы каждый год? Может пора задуматься и о моратории на рост тарифов?

Подхватил губернатор в предвыборный период и еще одну насущную тему - сборы за капитальный ремонт. И высказал по этому поводу вполне здравые идеи ("Нужно ввести мораторий на сбор средств на капитальный ремонт ветхих домов" (17 июля): "Инициатива депутатов ЗСО своевременная. Люди справедливо задаются вопросом: почему мы должны платить за капремонт, если наши дома через несколько лет будут подлежать сносу.
Уверен, нужно ввести мораторий на оплату капитального ремонта ветхих домов с износом более 70%. И совершенно точно исключить любую комиссию при совершении платежа. Наши жители должны точно знать, что их средства будут использованы только на капитальные ремонты, - заявил Борис Дубровский. - Жильцам новостроек тоже непонятно, почему нужно платить сейчас, если ремонт будет проводиться через десятки лет.
Предлагаю депутатам на рабочей группе внимательно изучить вопрос об отсрочке уплаты взносов для жителей новых домов".

Только вот выборы прошли, а про мораторий или отсрочку, о которых говорил губернатор, пока ничего не слышно. Не до этого уже?
Впрочем, пора остановиться и подвести итоги
На мой взгляд, по выбранным направлениям не было достигнуто не то чтобы успехов, но даже пресловутой стабилизации:
- кризисные явления притормозить не удалось, ключевые экономические показатели снижаются, не давая особых надежд на будущее
- внешнеэкономические связи ослабляются, падает товарооборот, уменьшается приток инвестиций
- малый бизнес хиреет, снижается численность занятости и объемы деятельности
- импортозамещение буксует, нет значимых проектов, станкостроительный кластер остается пока только в планах и пожеланиях
- туманны перспективы развития туризма, нет отчетливого понимания территориального маркетинга
- усугубляются экологические проблемы, растут сопутствующие им риски
- снижается благосостояние, уровень и качество жизни населения, доходы и фактическое потребление.

Но самое главное - нет никаких отчетливых перспектив выхода из кризиса кроме надежды на рост мировых цен на нефть, газ и металлы. Область замерла в оцепенении, не зная куда двигаться.

Вот такой наш год и год губернатора Дубровского.
Такие времена, видно...

губернатор, кризис, экономика, Челябинская область, развитие

Previous post Next post
Up