Оригинал взят у
40_ozersk в
Об Озерске и не толькоОпубликовано на
www.politik74.ru:
О ситуации в Озерске мы побеседовали с доцентом кафедры экономики и управления Озерского технологического института НИЯУ МИФИ Александром Жмайло.
Город Озерск переживает динамичное время - уголовные дела в отношении Е.Тарасова и его заместителей, К.Цыбко, история с С.Гребером, смена директора градообразующего предприятия ПО «МАЯК»… Если ли какая-то логика в этих событиях или это все-таки цепь случайностей? И как все это сказалось на социально-экономическом состоянии города?
Цепью случайностей является уже и сам подбор событий в Вашем вопросе. Какие-то события формально еще не состоялись (назначение нового директора ФГУП «ПО «Маяк»), какие-то давно пора рассматривать как «дела давно минувших дней» (со дня отставка Тарасова прошло два с половиной года назад), а в целом, все перечисленное, вообще, мало интересуют горожан. Думаю, если бы кто-нибудь опросил прохожих на улицах Озерска, то смог бы увидеть: 90% опрошенных не знают имени-отчества упомянутых в вопросе лиц. Можно было бы гордо процитировать И.Бродского: «Свобода - это когда забываешь отчество у тирана». Вот только в нашем случае перечисленные персоны - далеко не тираны, да и со свободой не слишком хорошо…
А если серьезно, то меня как озерчанина огорчает тот факт, что сторонний наблюдатель делает вывод о «динамичной жизни Озерска» исключительно по громким и, порой, скандальным отставкам. Значит ли это, что Озерску нечего больше предложить в областную или общероссийскую новостную ленту? Хочется верить, что это не так.
Сергей Чернышев, Евгений Тарасов - экс руководители города оказались за решеткой. Причем, ведь ходили слухи, что и нынешний сити-менеджер П.Качан также может угодить под следствие…В чем феномен городских руководителей?
Нет никакого феномена. Даже эти городские руководители, скорее, подчеркивают серьезные различия, и с точки зрения их личностных характеристик, и с точки зрения обстоятельств, в которых они действовали. Каждому из них можно предъявить массу претензий, но невозможно предположить, что их появление во власти обусловлено каким-то «феноменом».
Можно понять, почему к главе администрации Озерского городского округа привлечено большее внимание, в сравнении с главами других муниципальных образований. Во-первых, Озерск - крупнейшее ЗАТО Челябинской области, и глава исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления обладает значительными полномочиями и, что не менее важно, ресурсами для проведения самостоятельной политики. С другой стороны, Озерск - «закрытый», компактный город, и его руководители не представляются какими-то небожителями, надежно отделенными от народа. Они не ходят с охраной, их можно встретить на улице, в магазине, в театре. К ним сравнительно просто попасть на прием. То есть, в представлении населения, глава - «один из нас», просто волею случая оказавшийся на высоком посту. Соответственно, любой его шаг тут же оказывается известен всем и становится предметом обсуждения. Руководитель в «закрытом» городе живет и работает в прозрачной среде, чего нет и не может быть в мегаполисе. Похоже, этого не понял Тарасов, сумевший буквально в течение месяца свести на нет все усилия своих покровителей, формировавших ему образ энергичного высокоэффективного управленца.
Еще одна чисто озерская проблема - проблемы в ЖКХ. А именно - неплатежи управляющих компаний. Причем сумма исчисляется сотнями миллионов рублей, есть уголовные дела, а толку нет. В чем проблема и каковы пути решения этой проблемы?
Не могу согласиться, это не только озерская проблема. Расчеты в сфере ЖКХ являются серьезной головной болью для большинства муниципалитетов и областей. Даже «Газпром» периодически жалуется на катастрофические размеры неплатежей.
У озерской ситуации есть две специфические черты: историческая и, если хотите, ментальная. Во-первых, к моменту начала преобразований в ЖКХ (лет 10 назад) значительная часть жилого фонда, т.н. «старый город», оказалась никому не нужна. Жители были и, к сожалению, остаются неготовыми к самостоятельному принятию решений по управлению многоквартирными домами. Частные и муниципальные управляющие компании не желали иметь дело с домами 50-60-х годов постройки с прогнившими трубами и текущими крышами. По закону для домов, самостоятельно не выбравших себе управляющую компанию, такую компанию назначают органы местного самоуправления. Так в Озерске появилось «Озерское коммунальное хозяйство» (ОКХ), самая проблемная управляющая компания, накопившая наибольшие долги перед поставщиками коммунальных ресурсов. Подчеркну, долги возникли не вчера, сегодняшняя сумма накапливалась годами.
Можно было бы не допустить нарастания задолженности? Можно. И здесь необходимо вспомнить о второй специфической черте Озерска. Дело в том, что городское управление и, шире, вся жизнедеятельность города осуществляется в старой социалистической парадигме, или, если точнее, в парадигме замкнутого сообщества. Сообщества, где все друг друга знают, где главной движущей силой являются отнюдь не деньги (коррупция в традиционном понимании в Озерске представлена не слишком широко), а знакомства, хорошие личные отношения. Иногда это даже полезно. К примеру, мне бы не удалось провести в 2009 году масштабное исследование «Кадровый потенциал закрытого города», охватившее более сотни озерских предприятий всех форм собственности, если бы я лично не знал их руководителей.
Рецидивы «старого стиля» проявляются и сейчас. К примеру, давно было решено, что управляющие компании не должны выступать посредниками между населением и ресурсоснабжающей организацией. Однако УК «ОзерскСтройЖилСервис» это решение проигнорировала, но вопросов к ней нет, ведь до ухода на муниципальную службу ее возглавлял нынешний сити-менеджер, нынешний директор - депутат озерского Собрания. Неудобно им задавать неудобные вопросы. К тому же у этой компании долгов, вроде бы, нет.
Риск «старого стиля» управления состоит в том, что сложные вопросы можно решать «по-человечески» лишь до поры, пока одна из сторон диалога не становится «чужой». Это не обязательно должен быть приезжий, есть и среди коренных озерчан думающие в совершенно других категориях. И вот тут выясняется, что просто слову верить нельзя, что написанный много лет назад через пень-колоду договор вдруг перестает работать, что любой просчет руководителя тут же используется в интересах противной стороны. Снова можно привести пример с переводом населения на прямые платежи. Этот перевод пару лет назад был организован настолько плохо («зачем выверять каждую букву в договоре, мы же свои люди, договоримся как-нибудь…»), что теперь «ОКХ» имеет серьезные шансы в суде опротестовать порядок прямых платежей и вернуть себе право взимать с населения все коммунальные платежи. Что в этом случае будет с муниципальным предприятием коммунального хозяйства, даже представлять не хочется.
В итоге «новая» манера решения вопросов вызывает резко отрицательную реакцию у городских руководителей: «Ах так, ты не хочешь по-хорошему…» А дальше - точно по А.Галичу: «Вовсе не хотим по-плохому, но как надо, извините, не знаем…». Отсутствие опыта и желания вести диалог с использованием объективных аргументов (нормы права, экономические показатели и т.п.) приводит к тому, что насущные задачи не решаются, их масштаб нарастает, и прикрываться традиционными лозунгами о «стабильности» становится все труднее. Впрочем, сегодня это тоже не только озерская проблема.
Какие, вообще, группы влияния существуют сейчас в Озерске?
Сложный вопрос. Давно прошли те времена, когда в Озерске можно было выделить три условные группы: «комбинатовцы», «строители-монтажники» и «бюджетники». После распада ЗАО «Южно-уральское управление строительства», где когда-то работало несколько тысяч человек, распалась и единая группа «строителей». Иного консолидирующего центра у этой группы сегодня нет. «Бюджетники» тоже перестали представлять единое целое, так как сфера здравоохранения и «силовики» перешли в федеральное подчинение, образование только формально подчинено местной администрации, но реальное финансирование данной сферы осуществляет областной бюджет.
Остаются работники комбината и члены их семей. Но и тут не приходится говорить о сплоченном сообществе. Причиной тому - и непростое положение самого комбината, никак не дающее оснований для привычного всеобщего «одобрямса». К тому же надо учитывать, что «Маяк» входит в новый предвыборный год с новым директором. Сумеет ли он за считанные месяцы стать авторитетом для работников предприятия, сумеет ли сформировать работоспособную команду для нового состава органов местного самоуправления? Если сумеет, то не будет смысла рассматривать иные группы влияния, «комбинат» (в широком смысле слова) определит повестку для Озерска на ближайшие годы.
Если же нет, тогда станет недопустимо велик фактор случайности. Озерское сообщество сильно атомизировано (прошу простить за невольный каламбур), ни одна другая группа не сможет сформировать определяющее большинство, но будет способна окончательно «расшатать лодку» и пустить во власть людей, мягко скажу, абсолютно неготовых принять ответственность за судьбу Озерска.
Нет страха перед мощью магнитогорской группы, обладающей огромным финансовым ресурсом и, возможно, административным ресурсом?
А почему магнитогорскую группу надо бояться? Пока что я вижу положительный результат привлечения иногородних финансовых ресурсов: получена астрономическая сумма от продажи МУП «Озеленение» (другой вопрос, как она была использована, но в этом нет вины «магнитогорцев»), строится торгово-развлекательный центр, строятся жилые дома. В Озерск пришли новые деньги, новые люди, новые отношения - это нормально. Их не надо бояться, с ними надо учиться работать, учиться играть по их правилам или, что лучше, заставлять их играть по своим.
К тому же я не стал бы переоценивать административный ресурс этой группы и ее влияние на социально-экономические процессы в Озерске. Дело в том, что «Тарасов и компания» надолго вложили в головы озерчан почти евангельский вопрос: «Может ли из Магнитогорска быть что-нибудь доброе?» Вообще, вся ситуация с назначением и «общественной поддержкой» Тарасова является позорным пятном на озерской истории. И то, что до сих пор не последовала оценка поведения в этой истории озерской элиты, сводит к минимуму ее возможные призывы к народу снова проголосовать за очередного «варяга».
Мне кажется, «магнитогорская группа» это отлично понимает, и в своей работе на озерской территории старается максимально мимикрировать под «местных». Их телерадиокомпания называется «Иртяш», как и муниципальная ТРК, их сайт Sorokovka74, конечно же - совершенно случайно, копирует уже раскрученное в Интернете название совсем другого сайта.
Кроме того, пока нет оснований аргументировано рассуждать о желании «магнитогорцев» активно участвовать в политической жизни. Но не исключено, что они решат поддержать одну из групп в случае, если комбинату не удастся консолидировать озерское сообщество. И в равной степени возможно сотрудничество «комбината» и «магнитогорцев» в местной общественно-политической деятельности.
В чем, вообще, конкурентные преимущества Озерска и пытался ли кто-то за последние 15-20 лет их реализовывать?
Сразу подчеркну, что высказываю личное субъективное мнение и никоим образом не претендую на истину. Это лишь повод для начала дискуссии о будущем города. Которой, к сожалению, пока нет. Есть только несколько затертых штампов про «интеллектуальный потенциал», про «новые технологии», про «особое внимание к ЗАТО». Нет этого ничего… Во всяком случае, в масштабах, необходимых для динамичного развития Озерска.
Но даже если все это, хотя бы в самой малой степени, присутствует, чтобы это малое использовать, Озерск должен обладать реальными возможностями влияния на данные ресурсы. Но какое влияние Озерск оказывает на текущую деятельность «Маяка» или процессы принятия решений в Росатоме? Может ли Глава ОГО (без фамилий, так как речь идет о любом человеке на этом месте) добиться в области денег на строительство нового завода? Могут ли все 25 депутатов обеспечить достаточным количеством рабочих рук имеющиеся в Озерске предприятия?
Поэтому в качестве основы Стратегии развития Озерского городского округа должны быть приняты аспекты, на которые город может повлиять, которые город может использовать. Поиск таких аспектов еще предстоит. Навскидку в качестве примера могу привести озерскую систему образования. Это то, чем Озерск по праву может гордиться. По целому ряду причин нам удалось сохранить единый комплекс качественного образования и воспитания от детского сада до ВУЗа. Можно, наверное, говорить об особой культурно-образовательной среде, включающей помимо образовательных учреждений дома культуры, библиотеки, два профессиональных театра. Причем именно благодаря этой среде каждое такое учреждение получает возможность наиболее полно реализовать свой потенциал.
Сохранение и развитие данной среды могло бы стать целью программы развития, и обеспечило бы в итоге решение тактических, в том числе - экономических задач. И ведь для этого не нужно какое-то серьезное внешнее финансирование. Это уже есть, надо только дополнить уже имеющееся новым содержанием.
Я не имею права критиковать своего прямого руководителя, но мне кажется, что высказанная ректором НИЯУ МИФИ М.Стрихановым в недавнем интервью идея о создании в Снежинске базового ВУЗа для подготовки кадров атомной отрасли нуждается в тщательном анализе. По большинству параметров: население города и территорий, находящихся в транспортной доступности, наличие упомянутой единой системы, включающей и среднее профессиональное образование, возможность прохождения практики на реальном производстве, в т.ч на предприятиях машиностроительного комплекса, - Озерск является более предпочтительным вариантом для размещения такого ВУЗа.
В чем основные проблемы реализации СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОЗЕРСКА до 2030 годов?
Это кадры. На протяжении практически всей своей истории Озерск развивался за счет приезжих. Только в конце 80-х годов поток прибывающих по распределению специалистов иссяк, и город перешел на «самообеспечение». И сразу столкнулся с обычной для современных российских малых городов проблемой - молодежь не желает здесь жить. Малый город не выдерживает конкуренции с мегаполисом. Во времена СССР привлекательность «запретки» была обеспечена высоким, по меркам советского гражданина, уровнем и качеством жизни. Сегодня этого нет. По крайней мере, так думают молодые, не отягощенные пока семьей, детьми, проблемами быта.
Когда все это появляется, многие из уехавших готовы были бы вернуться в Озерск, тем более что и работа здесь есть, и дети получат качественное образование, которое в мегаполисе стоило бы немалых денег. Но куда такие молодые семьи могут вернуться?
Значит, нужно жилье. И не по ипотеке - ее в любом городе можно получить, а служебное жилье или жилье на условиях долгосрочной аренды с правом выкупа. Решить такую проблему Озерск сам не в состоянии: ни за счет средств местного бюджета, ни за счет инвестиций местных предприятий. Развитие ядерной отрасли - это задача федерального масштаба, «Маяк» и Озерск в решении этой задачи - далеко не последние элементы. Поэтому необходима осмысленная инвестиционная федеральная программа строительства жилья в стратегически важных для будущего России муниципальных образованиях. Будет жилье - появятся кадры, будет возможность приобрести доступное жилье без ипотечной кабалы - повысится предпринимательская активность населения.
Весной в город приезжал Борис Дубровский и дал поручение о снижении цены на квадратный метр жилья. Реализовано ли это поручение?
Надо отметить, что журналисты, освещавшие визит Б.А.Дубровского в Озерск, неверно истолковали его слова, и информация о якобы данном поручении пошла гулять по всем СМИ. На самом деле губернатор потребовал от озерских властей исполнения одного из «майских указов» Президента РФ, в котором, действительно, идет речь о снижении стоимости жилья. Но срок в Указе обозначен реальный, 2018 год, а отнюдь не «к следующему визиту».
Стоимость жилья - фактор комплексный, волевым усилиям неподвластный, и меняется он очень медленно в результате целого ряда серьезных действий.
Я бы выделил несколько факторов, по причине которых жилье в Озерске не может стоить на уровне среднеобластных показателей. Во-первых, это уровень доходов населения, в Озерске он выше. Не следует пренебрегать и неденежным фактором спроса в виде программ обеспечения жильем военнослужащих. Во-вторых, более высокая себестоимость строительства за счет дополнительного 15-процентного коэффициента к зарплате в ЗАТО. Недостаток собственной базы стройматериалов, чрезвычайно дорогие железнодорожные перевозки внутри ЗАТО - это третий фактор.
Есть и четвертый фактор - недостаток и, следовательно, дороговизна земельных участков для жилищного строительства. Свободной и пригодной для этого земли в Озерске и вправду мало. Но этим нельзя оправдать то, что в 2014 году администрация ОГО не выставила на аукцион ни одного нового земельного участка в Озерске. Скандальная история с попыткой разрешить малоэтажное строительство в лесном массиве неподалеку от театра «Наш дом» - не в счет.
Думаю, дальнейшее развитие жилищного строительства должно базироваться на освоении уже застроенных участков, занятых либо промышленно-складскими объектами, либо ветхими домами. Программа комплексного жилищного строительства, реализуемая на данных участках при федеральной поддержке, способна не только обеспечить озерских строителей работой лет на пятнадцать, но и создать принципиально новый облик Озерска, сочетающий лучшие традиции советского градостроительства и новые требования к комфорту городского пространства.