Принцесса Укока Ак-Кадын (Белая Госпожа)

Feb 03, 2016 15:35

Оригинал взят у olga74ru в Принцесса Укока Ак-Кадын (Белая Госпожа)
                                                                                                                       - Корнет, вы женщина?(С)
    Вернее, в данном случае - "Принцесса, вы мужчина?"
    Но - по порядку, дело то тёмное.
    Согласно верованиям коренного населения Алтая, на высокогорном плато Укок, на юге Алтая, расположившемся на высоте около трёх километров над уровнем моря, издревле считающемся сакральной территорией, у подножия великих гор Табын-богдо-ола, там "где находится горный мир, "второй слой небес", населяемый сынами неба" в древние времена была похоронена «принцесса», которую еще называют Ак-Кадын (Белая Госпожа). И является эта принцесса хранительницей покоя, и стоит она на страже врат подземного мира, не допуская проникновения Зла из низших миров в наш мир... и, возможно, происходит та принцесса от сынов неба.

Нашли "принцессу" в 1993 году. Раскопки кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок (Республика Алтай), в котором была найдена называемая "принцесса", начала Наталья Полосьмак - археолог из Новосибирска, доктор исторических наук. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который ещё в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. К началу раскопок курган был в полуразобранном состоянии и выглядел разорённым: в шестидесятые годы, во время конфликта с Китаем, в этом районе был построен укрепрайон, материалы для которого брались из курганов.




В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа, под которым располагалось ещё одно, более древнее. Исследования показали, что это захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая и сделано в 6-3 веках до нашей эры.



Молодая женщина была похоронена в деревянной колоде, а сама колода была заполнена льдом, в результате чего мумия молодой женщины так хорошо и сохранилась. Захоронение было буквально замуровано во льде. Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно и медленно растапливая лед, чтобы не принести вреда содержимому.
    В основании погребения был обнаружен лиственничный сруб, имитирующий жилище. Весь объем сруба был полностью заполнен льдом. Внутри сруба находилась длинная колода-склеп, со всех сторон обделанная кожаными аппликациями с изображением оленей (что характерно для пазырыкских захоронений). По всей видимости, олени сопровождали человека в «иной» мир. Сама колода выполнена в виде шаманской лодки «ротык». Все вместе доказывает высокий статус похороненной женщины.

Мумия лежала на правом боку головой на восток, а лицом на север, со слегка подтянутыми ногами. Женщина была одета в длинную шелковую рубаху желто-коричневого цвета и длинную шерстяную юбку с поясом и бронзовыми подвесками. На ногах у мумии были длинные, выше колен, чулки из белого войлока, украшенные аппликацией из красного войлока. В войлочном мешочке («косметичке») рядом с женщиной найдено бронзовое зеркало в деревянной оправе с вырезанным на ней оленем, кисточка из конского волоса, стеклянные индийские бусины разных цветов, коренной зуб человека и рассыпавшийся синий порошок (вивианит - а именно из него состоял порошок - как дешевый краситель стал известен в Европе лишь в ХIХ веке, а пазырыкцы использовали его двумя тысячелетиями раньше). На шею женщины была одета деревянная гривна с подвесками в виде барсов, покрытых золотой фольгой, в ушах были серьги-кольца. Сверху мумия была укрыта меховым покрывалом. Одежда «принцессы», ее бальзамирование, а также захоронение коней вместе с ней говорит о том, что женщина происходила из средне зажиточных слоев своего племени, возможно, была шаманкой.
    Настоящим открытием для археологов была находка в погребении отлично сохранившихся оригинальных парика и головного убора женщины (см.рисунок ниже). Они занимали почти треть колоды. Обритую голову пазырыкской женщины покрывал парик, состоящий из войлочной шапочки, на которую наносился специальный пластичный материал черного цвета - с его помощью парику придавалась необходимая форма и объем. В составе формовочной массы присутствуют сажа, глина, обугленные семена дикорастущих злаков, животный жир. К парику были пришиты деревянные накосники-украшения, их покрывали золотой фольгой. На темени волосы специальным образом собирали в пучок, на который сверху надевали «конус», выполненный из шерстяных ниток красного цвета. Венчал конус деревянный олень, стоящий на шаре, весь покрытый золотой фольгой. Другой покрытый резьбой олень с раздвоенным туловищем и рогами козерога «лежал» на парике перед «конусом». Сзади «конуса» к парику крепилось высокое вертикальное сооружение из войлока в виде прямоугольника с закругленными краями (61 см), покрытое черной шерстяной тканью, которое, видимо, являлось символом «древа жизни»: у его подножия «паслись» деревянные олени, в верхней части крепились пятнадцать составных деревянных птичек с кожаными крыльями, хвостами и лапками, длинными шеями, как у лебедей. Все фигурки выполнены из кедра и покрыты золотой фольгой. Кроме того, в срубе был найден остроконечный чехол-колпак из войлока длиной 84 см и широкими полями, который в каких-то случаях надевался на сложную прическу.

    На бальзамированном теле мумии отчетливо видна татуировка, полностью покрывающая обе руки женщины. На левом плече изображено фантастическое животное - по виду это олень, но на его голове растут два вида рогов - оленя и козерога, а морда оканчивается клювом грифона. У индоевропейских народов олень-козерог сопровождал умерших в «иной», «верхний» мир. Еще изображены баран, снежный барс и фантастический хищник с туловищем оленя, на котором «растет» голова грифона, хвостом тигра и страшными когтистыми лапами. Вероятно, такие несуществующие в реальной жизни животные тоже помогали человеку проникать в «иной» мир.


  У восточной стенки погребальной камеры, между «принцессой» и захоронением коней располагалась различная утварь: два деревянных столика-блюда на ножках, сосуды из дерева и рога, два керамических сосуда. За погребальной камерой найдена длинная жердь, видимо, для того, чтобы в будущей жизни у «принцессы Укока» была возможность построить юрту. В северной части могильной ямы было захоронено шесть коней в полной упряжи, лишь деревянные части которой сохранились до нашего времени.

Это лишь краткое описание найденной мумии. Более подробно о раскопках и внешнем виде «принцессы» можно прочитать в книге Натальи Полосьмак «Всадники Укока».
Позднее ученые вяснили, что смерть в столь молодом возрасте (около 25 лет от роду) произошла от рака молочной железы (при исследовании была обнаружена опухоль в груди и метастазы).





Дальнейшие исследования только увеличили количество загадок.
    Во-первых, анализы показали, что "принцесса" принадлежит к европеоидной расе, это утверждает директор новосибирского музея археологии и этнографии СО РАН Ирина Сальникова. Вспоминаем, принцессу называют Ак-Кадын -Белая Госпожа, подчеркивая непохожесть - "белая".
    Во-вторых, прекрасно сохранившиеся татуировки. Ученые бьются, пытаясь разгадать, что они значат.



В-третьих, есть сомнения в знатности "принцессы". Возможно она принадлежала к среднему классу.
    В-четвертых, недавняя сенсация. С трудом удалось выделить целую ДНК, и анализы ДНК показали, что найденная 25 лет назад «алтайская принцесса» имеет мужской пол. Результаты молекулярно-генетического анализа в 2015 году опубликовал журнал Сибирского отделения РАН «Наука из первых рук».

Несмотря на то что череп мумии был деформирован из-за давления льда, швейцарскому специалисту Марселю Ниффенеггеру удалось вылепить лицо с большой точностью. Для схожести с оригиналом на плечо воссозданной принцессы была нанесена татуировка, точь-в-точь как у мумии. Такими татуировками украшали свои тела алтайские воины.

Тем временем вокруг мистической принцессы кипели вполне реальные человеческие страсти. После находки и до 2012 года мумия хранилась в музее Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, в Новосибирском Академгородке.
    Этот факт вызывал недовольство определенной части алтайского народа. Часть населения республики считает извлечение мумии из кургана причиной стихийных бедствий, что обрушивались на Горный Алтай в последние два десятилетия, в особенности сильного наводнения и крупного града, небольших землетрясений, случившихся на Алтае в последние годы. С их точки зрения «принцессу Укока» следовало вернуть на Алтай. Причем, одни считали, что достаточно вернуть мумию на территорию республики, другие же считают, что её необходимо снова захоронить на прежнем месте.
    С сентября 2012 г. мумия хранится в новом зале Национального музея имени Анохина (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск), специально возведённом для хранения экспоната, в саркофаге с оборудованием для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима. Для экспоната построена специальная пристройка.



Прибытие мумии из Новосибирска в Горно-Алтайск.




9 августа 2014 года стало известно о том, что Совет старейшин Республики Алтай решил захоронить мумию. Это решение было одобрено Главой республики. В декабре 2015 года несколько жителей Алтая обратились в суд с иском о захоронении "принцессы". Ответчиком по делу является музей, в котором хранится мумия.
     И вот вчера, 2 января 2016, суд Горно-Алтайска постановил оставить без удовлетворения просьбу жителей Республики Алтай похоронить мумию принцессы Укока, объяснив это тем, что та имеет статус культурного объекта федерального значения.
    Ученые же считают такие действия чистой воды политиканством. Например, академик Вячеслав Молодин так характеризовал ситуацию вокруг принцессы: "Не стоит называть её «принцессой». Никакая это не принцесса, это представитель среднего слоя пазырыкского общества. Шумиха вокруг нашей находки возникает тогда, когда на Алтае происходят какие-то события: или выборы, или землетрясения, или дефицит местного бюджета. Тут же эту самую «даму» поднимают на щит"..."Даже политические партии пытаются это использовать: мол, вы нас избирайте - а мы вернем «принцессу» на Алтай. Все это политиканство самого низшего пошиба."

"Это уникальный материал, который до сих пор исследуется, и говорить о возвращении мумии в землю смешно - это какое-то средневековое мракобесие. Давайте тогда все археологические объекты закопаем обратно", - прокомментировала РИА Новости Сальникова.

Так если подтвердилось, что это юноша, молодой воин, может и спорить уже не о чем? Спит где-то на плато Укок настоящая "Белая госпожа", и не нужно поминать её в суе...






Восстановленный облик "принцессы Укока" работы Марселя Ниффенеггера

легкое, перепост

Previous post Next post
Up