Оригинал взят у
tabalow в
С калькулятором по Томинскому ГОКу или экономический блеф РМКПиарщики и лоббисты «Русской медной компании», продавливающей в Челябинской области строительство потенциально опасного и вредного для людей и окружающей среды промышленного предприятия - Томинского ГОКа, сулят жителям и руководству Челябинской области золотые горы и денежный дождь. Поверив им, наивным гражданам может показаться, что экономика в Челябинской области настолько плоха и находится на такой грани издыхания, что ГОК - едва ли не единственный спаситель от всех экономических бед.
На самом деле не надо быть профессором экономики, чтобы проверить эти щедрые обещания и экономические декларации РМК. Для этого достаточно взять калькулятор. Итак, посмотрим, стоит ли овчинка выделки и насколько важен для экономики региона Томинский ГОК?
«Золотой дождь» РМК
Итак, что нам обещает РМК, если Томинский ГОК будет построен:
Плановый период реализации проекта - 25-27 лет
Инвестиции - 55 млрд.руб.
Создание рабочих мест - 1200 чел.
Планируемая сумма налоговых отчислений за весь период реализации проекта - около 80,9 млрд. рублей.
Между тем, из официального ответаО.С. Каспарова, заместителя Руководителя Федерального агентства по недропользованию, от 12.08.2014 исх.№ОК-04-37/9063 следует, что:
Объем добычи руды составит 14 млн. тонн в год
Горизонт расчета - 14 лет
Инвестиционные затраты - 3,149 млрд.руб.
Бюджетный доход - 9,654 млрд. руб.
Как это соотносится с заявлениями РМК? Кто врет?
И даже если допустить, что показатели Федерального агентства по недропользованию занижены в 2 раза (по заявлению РМК, на Томинском ГОКе планируется добывать 28 млн. тонн в год), то все равно увеличение показателей в 2 раза не сопоставляется с заявленными показателями РМК. При этом надо также помнить, что при увеличении объема добычи уровень содержания меди в руде будет падать (поскольку разработке будут подлежать чрезвычайно бедные месторождения), а расходы на переработку сырья будут расти. Так что такое техническое увеличение показателей Федерального агентства по недропользованию в 2 раза будет некорректным, и мы его делать не будем.
Тем не менее и 80,9 млрд.рублейи даже 9,65 млрд.рублей - суммы на первый взгляд очень внушительные, чтобы какая-нибудь доверчивая бабуля-пенсионерка могла раззявить рот, думая что ей что-то от этого перепадет. Но так ли это на самом деле? Много это или мало? Давайте разбираться.
Взвесим потенциальный вклад Томинского ГОКа в экономику Челябинской области
В своих расчетах основываться будем на:
1) декларации РМК, что налоговые отчисления за весь период реализации проекта составят около 80,9 млрд.рублей
2) ответе Федерального агентства по недропользованию, что бюджетный (налоговый) доход за весь период реализации проекта составит 9654,4 млн. рублей (при объеме добычи руды в 14 млн.т в год).
Допущения при расчетах:
1. За основу при сопоставлении данных и расчете вклада Томинского ГОКа в экономику региона взяты параметры исполненного бюджета Челябинской области за 2014 год (Закон Челябинской области «Об исполнении областного бюджета за 2014 год» -
http://pravmin74.ru/pravitelstvo/byudzhet-oblasti)
2. Принимаем, что объем налогов, зачисляемых в бюджет Челябинской области, составляет 80% от суммы всех налоговых платежей (20% идет в федеральный бюджет).
3. Нам неизвестно, на основе каких цен на чистую медь РМК сделала оценку объема налогов в 80,9 млрд.руб. Какая была заложена себестоимость? Без знаний этих параметров любые заявления РМК остаются лишь красивыми декларациями.
О хитромудростях РМК в вопросах цены на медь и себестоимости ее добычи уже писал Олег Магазов. Здесь мы предполагаем, что расчет велся в ценах 2013-2014 годах (по данным Лондонской биржи цветных металлов, цена 1 тонны чистой меди в октябре 2013 года составляла 7125 долларов США, а в октябре 2014 года - 6800 долларов США). По состоянию на 13 октября 2015 года цена 1 тонны чистой меди на бирже составляет 5335 долларов США. В текущих условиях, когда цены на медь упали почти на 25%, следовало бы скорректировать и общий объем налоговых отчислений с ГОКа. Также требуется корректировка показателей в связи с изменением курсов валют.
4. Предлагаемый расчет никаким образом не претендует на глубокое и всестороннее исследование, однако вполне дает ориентировочное представление о роли Томинского ГОКа в экономике Челябинской области.
Расчет ежегодного налогового вклада Томинского ГОКа в бюджет Челябинской области
1. В соответствии с декларацией РМК ежегодный налоговый вклад Томинского ГОКа в бюджет Челябинской области составит:
80,9 млрд. руб. х 0,8 (доля областного бюджета в общем объеме налогов) /27 лет (срок реализации проекта) = 2,397 млрд.руб./год
2. В соответствии с официальным ответом Федерального агентства по недропользованию ежегодный налоговый вклад Томинского ГОКа в бюджет Челябинской области составит:
9,654 млрд. руб. х 0,8 (доля областного бюджета в общем объеме налогов) /14 лет (срок реализации проекта) = 551,68 млн.руб./год.
Почувствуйте разницу!!!
Теперь для понимания ситуации рассмотрим структуру налоговых доходов бюджета Челябинской области (для примера взять исполненный бюджет за 2014 год)
Из таблицы хорошо видна структура налоговых доходов бюджета Челябинской области в 2014 году:
Изприведенный данных, видно, что преподносимый как «масштабный» экономический вклад Томинского ГОКа в бюджет Челябинской области на деле оказывается весьма незначительным и не играющим значимой роли в структуре доходов.
Основным «кормильцем» бюджета является население области, которое более чем на 30% формирует доходы областной казны. Стало быть принятие мер по притоку трудоспособного населения в регион, повышению благосостояния граждан и борьбе с «серыми» зарплатами сможет потенциально увеличить собираемость НДФЛ и во много раз перекрыть экономический эффект от «грязного» ГОКа. Строительство же ГОКа, наоборот, может снизить собираемость НДФЛ, поскольку большое число трудоспособного и экономически активного населения просто уедет из региона в другие более экологически благополучные регионы страны.
Из приведенных данных также видно, что общий вклад ГОКа в структуру доходов бюджета Челябинской области оказывается даже меньшим чем доход от пивоваренной деятельности (сумма акцизных сборов с пива составляет 2,8% от доходов бюджета). При этом пивоваренное производство является экологически безвредным и не наносит вреда экологии региона.
Вторым по значимости донором региональной казны является бизнес, в том числе малый и средний. В развитых странах его вклад может достигать 60-70% в экономику стран, именно он создает основную массу рабочих мест. Суммарный налоговый вклад бизнеса в бюджет Челябинской области составляет более 24% (сумма налога на прибыль организаций и налога на совокупный доход). Но бизнес в том числе зависит и от среды, в которой он функционирует. Неблагоприятная среда уменьшает и инвестиционную привлекательность, и снижает доходы, а значит снижает и налоговый эффект.
Как мы уже отмечали, совершенно неясно, из какой цены на чистую медь исходила РМК, делая и представляя нам свои расчеты. Между тем цена на медь уверенно и неуклонно падает из года в год. И совершенно очевидно, что при сохранении текущей тенденции Томинский ГОК не может быть прибыльным предприятием. Скорее всего прав Олег Магазов, когда говорит, что истинная причина строительства ГОКа может лежать в иной плоскости - обналичиванию многомиллиардного кредита, который
РМК собирается получить от банков под государственные гарантии.
Динамика цен на чистую медь на мировом рынке за период 2012-2015 годы
Отдельно рассмотрим вопрос о создании новых рабочих мест
РМК заявляет о создании 1200 новых рабочих мест. Если взглянуть на статистические данные по занятости и труду в Челябинской области (это можно сделать здесь -
http://szn74.ru/htmlpages/Show/Rynoktruda), можно увидеть, что эта заявленная цифра не делает никакой погоды на рынке труда. Более того это вовсе не означает и то, что будет трудоустроено именно местное население. По опыту Михеевского ГОКа мы знаем, что значительная часть работающих - приезжие (в том числе гастарбайтеры, которым можно платить значительно меньше), работающие по вахтовому принципу.
Предположим, что средняя заработная плата по ГОКу составит 30 тысяч рублей в месяц.
Ежегодный фонд оплаты труда составит: 1200 человек х 12 месяцев х 30000 руб. = 432 млн.руб.
Ежегодная сумма начисленного НДФЛ: 56,16 млн. руб.
Из них в бюджет Челябинской области будет зачислено только 85% от суммы, т.е. 47,736 млн.руб., что составит только 0,14% от совокупного объема НДФЛ в бюджете Челябинской области (по состоянию на 31.12.2014).
Таким образом, запуск ТоминскогоГОКа и не окажет заметного влияния на рынке труда, и не вносит практически никакого заметного вклада в структуру доходов Челябинской области.
Зато потери и убытки региона будут огромны: безвозвратно потерянные для использования тысячи квадратных километров территории, миллионы тонн отходов, ухудшение состояния здоровья населения и увеличенные расходы на лечение, снижение стоимости недвижимости, неизбежный отток экономически активного населения в другие регионы и другие.