Dec 19, 2007 09:49
Ради блага живых существ, сведя воедино материалы с разных сайтов (Московского Центра Ламы Цонкапы, Новосибирского Центра «Майтрейя», Красноярского Центра «Чакрасамвара» и других), осмелюсь изложить здесь его биографию.
Его Святейшество Халха Джецун Дамба, Джампел Намдрол Чокьи Гьялцен, родился в 1932 году в Тромсик Кханг в столице Тибета Лхасе, затем переехал в Шол, район у подножия дворца Поталы. Его отец, Лобсанг Джамбал, был из Пхенпо, а мать, Янчен Лхамо - из Кхама. За мальчиком были замечены случаи, когда он начинал говорить на монгольском языке. В четырехлетнем возрасте он был признан реинкарнацией Халха Джецуна Дамбы (Богдо-гегена, или Богдо-хана, Монголии) регентом Ретингом Ринпоче и рядом других видных тибетских лам, в том числе Дэмо Ринпоче, Кхарагом Ринпоче и Кхансаром Ринпоче, а также государственными оракулами Тибета.
Поскольку династия Джецуна Дамбы имела огромное религиозное и политическое влияние в Монголии, где его статус приравнивался к статусу Далай-ламы в Тибете, в течение многих лет его личность скрывалась из-за угрозы, исходящей от коммунистического режима в Монголии.
Халха Джецун Дамба считается эманацией великих мастеров всех основных линий тибетского буддизма. В школе Гелуг он признан реинкарнацией ученика Цонкапы Джамьяна Чодже, который основал монастырь Дрепунг; в школе Ньингма его считают воплощением Ронгзонг Лоцавы Чокьи Гьялцена, а в Кагью - Баромба Дхарма Вангчука. В школе Сакья он был известен как Наставник Кунга Дролчок. Затем он воплотился как Таранатха, знаменитый историк и тантрист XVI века, основавший линию Джонанг. Кроме того, считается, что при жизни Будды Шакьямуни Джецун Дамба являлся его ближайшим учеником Анандой.
Труды Таранатхи представляют особый интерес для изучения тантрического периода буддизма в Индии. Когда Таранатха начал учить в Тибете, он основал неподалеку от Шигацзе монастырь Тактен Пхунцог Линг, в котором обучалось 500 монахов и филиалы которого позже открылись во всех регионах Тибета. В этом монастыре Таранатха два или три раза в год даровал посвящение в тантру Калачакры. Позже монастырь был переименован в Ганден Пхунцог Линг. Незадолго до своей смерти Таранатха, который всегда отличался прекрасным чувством юмора, во время публичной проповеди в шутку спросил у учеников, где бы ему переродиться в следующий раз. Один из слушателей, монгол, встал со своего места и взмолился: «О, прошу Вас в следующий раз родиться в Монголии!» Считается, что именно эта просьба и предопределила место его следующего воплощения. Таранатха был 14-м известным воплощением, непосредственным предшественником Первого Халха Джецуна Дамбы, который стал главой многих монастырей Монголии.
Первый Джецун Дамба, Тенпей Гьялцен, Рангджунг Еше Дордже, родился в семье монгольского правителя. Он был признан ламой-перерожденцем и в возрасте 14 лет совершил паломничество в Кумбум - на родину Чже Цонкапы. Оттуда он отправился в Центральный Тибет, чтобы встретиться с Четвертым Панчен-ламой, Панченом Лобсангом Чогьеном, и с Пятым Далай-ламой, Нгавангом Лобсангом Гьяцо. Именно тогда Пятый Далай-лама признал юного тулку реинкарнацией святого Таранатхи, которого в Тибете почитали как основного держателя всех традиций Дхармы, и чьи перерождения были известны еще со времен Будды Шакьямуни. Затем Пятый Далай-лама и Четвертый Панчен-лама стали наставниками Джецуна Дамбы и даровали ему все посвящения, устные передачи и комментарии.
Титул «Халха (крупнейший район Монголии) Джецун Дамба (Владыка Прибежища)» был также дарован ему в то время Пятым Далай-ламой. Затем он вернулся на родину и, благодаря его трудам, буддизм распространился по всей Монголии и Центральной Азии.
Близкая дружба Богдо-Гегена Ринпоче с Далай-ламой в этой жизни началась еще в Тибете, где до 1959 года они вместе учились и играли в Норбулинке - летней резиденции Далай-лам. Их нынешние тесные связи являются продолжением многовековой традиции. Пятый Далай-лама признал Первого Халха Джецуна Дамбу реинкарнацией Таранатхи и стал его коренным учителем. Шестой Далай-лама признал Халха Джецуна Дамбу эманацией Чакрасамвары и Ваджрапани, а также бодхисаттвы Намкая Ньингпо. Во времена Седьмого Далай-ламы Четвертый Джецун Дамба переродился в его семье, благодаря чему они также стали кровными родственниками.
Тринадцатый Далай-лама и Восьмой Богдо-хан упрочили свои связи еще и в политической области, обменявшись в 1911 году официальными бумагами, в которых взаимно признавали независимость Тибета и Монголии. Затем, в 1913 году, их доверенные лица подписали договор в Урге (нынешний Улан-Батор), провозглашающий независимость Тибета и Монголии от Китая и «решимость укреплять двусторонние связи».
Согласно сохранившимся свидетельствам, Первый и Восьмой Джецун Дамба являли собой образец святости, будучи духовными лидерами Монголии и соседних регионов Центральной Азии. Первый прожил очень долгую жизнь, что способствовало упрочению его влияния во множестве монастырей этого региона. Восьмой Джецун Дамба был весомой политической фигурой и сыграл большую роль в революционных событиях начала XX века, сотрясших устои России и внутреннего Китая. Все реинкарнации Джецуна Дамбы с Первого до Пятого были полностью посвященными монахами. Шестой, Седьмой и Восьмой позже сняли с себя монашеские обеты и вступили в брак. Восьмой Джецун Дамба направлял и защищал свой народ в кровавые времена большевистской революции в России, которая в конце концов привела к присоединению Монголии к Советскому Союзу. За этим последовало уничтожение монастырей и практическое исчезновение буддизма в Монголии на 60 с лишним лет.
В возрасте семи лет Ринпоче поступил в колледж Гоман монастыря Дрепунг как простой монах. Там в течение четырнадцати лет он, будучи монахом, изучал буддийскую философию вплоть до уровня Мадхьямики. В начале обучения его наставником был учитель монгольского происхождения Геше Тхубтэн Нима. Ринпоче получал учения и посвящения от Его Святейшества Далай-ламы и основных держателей всех четырех традиций тибетского буддизма, включая Панчена Ринпоче, Линга Ринпоче, Триджанга Ринпоче, Кунделинга Ринпоче, Лхацуна Ринпоче (это были его учителя по передаче традиции Гелуг). Дилго Кхьенцзэ Ринпоче, Калу Ринпоче и Сакья Тридзин были его основными учителями под чьим началом он осваивал вершины духовных традиций Ньингма, Кагью и Сакья соответственно.
Богдо-Геген Ринпоче является держателем редких линий передачи тантры Калачакры и тантры Тары, а также учений Майтрейи - Будды будущего, которые исходят непосредственно от Таранатхи. Также он является хранителем тайной традиции практики Чод линии Ганден. В 21-летнем возрасте Халха Джецун Дамба оставил монастырь Дрепунг, чтобы провести серию затворничеств по практике Чод. В это время он жил как нищий йогин, совершая паломничества по святым местам Тибета.
Когда ему исполнилось 25 лет, он снял с себя монашеские обеты и поселился в Ганден Пхунцок Линге, который был основан Таранатхой. Там он прожил четыре года, до 1959 года, когда вторжение китайских войск в Тибет вынудило его вслед за Его Святейшеством Далай-ламой покинуть свою родину. В Индии он в течение многих лет жил со своей семьей в Дарджилинге и Майсоре как простой мирянин, испытывая на себе все тяготы нищенского быта тибетских беженцев.
Затем, в 1981, он переехал в Мадхья Прадеш в Центральной Индии и жил там до 1990, тихо неся свою службу духовного руководителя тибетского землячества. В этот период Ринпоче совершил множество ретритов и несколько раз в год давал наставления большим собраниям местных тибетцев.
В 1991, вслед за распадом советского Союза и становлением Монголии как независимой державы, Тибетское Правительство в Изгнании направило в Монголию делегацию доброй воли, в которую входил Министр и Секретарь Министерства Религии и Культуры.
В ходе визита тибетской делегации Президент Монголии, настоятели буддийских монастырей и простые граждане выразили огромный интерес к вопросу о перерождении Девятого Халха Джецун-Дамбы. Их интересовало, признал ли его Е.С. Далай-Лама в качестве перерождения Великого Восьмого.
По возвращении, делегаты направили запрос к Е.С. Далай-Ламе. 20 сентября 1991 Его Святейшество XVI Далай-Лама даровал свою официальную печать признания Е.С. Девятому Халха Джецун-Дамба Ринпоче, главе духовной линии буддизма Монголии.
В честь этого долгожданного события был устроен большой праздник.
Именно в это время Ринпоче перебрался в Дхарамсалу, чтобы быть ближе к Его Святейшеству Далай-Ламе.
В 1993 Е.С. Халха Джецун-Дамба Ринпоче смог посетить Тибет и Пунцог Чойлинг, свой личный монастырь, разрушенный в ходе культурной революции. Для восстановления и реставрации монастыря Пунцог Чойлинг Е.С. основал Проект Института Калачакры Так-Тэн (Tak-Ten Kalachakra Institute Project).
Сейчас Халха Джецун Дамба живет в Дхарамсале в Тактен Хаусе - в центре, основанном им в 1997 году для изучения и практики буддизма, главным образом практики Чод.
В Россию Халха Джецун Дамба впервые прибыл летом 1997 года по приглашению Фонда Агвана Доржиева в Бурятии. Его прибытие в Курумканский дацан в Баргузинской долине, где в июне 1997 года проходил первый всероссийский ретрит учеников геше Джампа Тинлея, сопровождалось множеством благоприятных знаков: необычными явлениями в небе, радугами и пр.
В Курумкане Халха Джецун Дамба даровал буддистам, приехавшим из разных регионов страны, передачу текста по Ламриму Третьего Далай-ламы, а также вместе с Геше-ла Тинлеем и Еше Лодоем Римпоче провел ритуал посвящения в тантру Ямантаки.
С тех пор он часто приезжает в Россию по приглашению своих многочисленных учеников и дает наставления и тантрические посвящения.
Богдо-Геген Ринпоче