Отвечая на вопрос
comrade_dimge о том, в чём, собственно, истоки негативного отношения Шамара Ринпоче к Его Святейшеству Далай-Ламе, обнаружил, что ответ как-то слишком разросся для комментария и имеет смысл опубликовать его отдельной записью. Засим под катом - краткое изложение вопроса (подробнее об этом можно почитать в книге Мика Брауна «Танец 17 жизней»).
История эта началась несколько столетий назад…
Линия Шамарпы возникла в начале XIV века, когда третий Кармапа, Ранджунг Дордже, даровал монаху по имени Кхедруб Дракпа Сенге титул Шамарпы и корону с красным рубином, которая была точной копией его собственной Чёрной короны. Шамарпы Ринпоче быстро достигли второго по значимости положения в иерархии Кагью. Однако, в отличие от Кармап, они были не только духовными учителями, но и искушёнными политиками и проявляли склонность и талант к политическим интригам и махинациям. Своего пика они достигли при десятом Шамарпе. Он родился в 1742 году в одной семье с Чунгпа Хутухту Тулку, Ринпоче в традиции Гелуг, и шестым Панчен-Ламой (второй по величине фигурой в традиции Гелуг после Далай-Ламы). В 1780 году в Пекине умер от оспы шестой Панчен-Лама, находившийся там с визитом у китайского императора. В качестве компенсации китайский император подарил семье Панчен-Ламы много золота, однако Чунгпа Хутухту, регент Панчен-Ламы, отказался поделиться этим подношением с Шамарпой на том основании, что Шамарпа принадлежит к Кагью, а Панчен-Лама - к Гелуг, и соответственно деньги должны пойти в гелугпинский монастырь Панчен-Ламы Ташилунгпо. Шамарпа посчитал себя обиженным и отправился в Непал, чтобы подстрекать непальского короля напасть на Тибет, дабы силой отнять у Ташилунгпо его добычу. В то время отношения между этими двумя странами были и без того напряжёнными, и долго уговаривать непальского короля не потребовалось… Однако в дело вмешался китайский император, пославший тибетцам на помощь свои войска, и непальцы (гуркхи) были разбиты. В качестве одного из условий мирного соглашения гуркхи должны были выдать тибетскому правительству Шамара Ринпоче, его семью и последователей, а также вернуть все сокровища, захваченные в Ташилунгпо. К этому времени, однако, Шамар был уже мёртв. По одной из версий, он сам лишил себя жизни, приняв яд, дабы не быть выданным тибетцам. Правительство в Лхасе поставило на нём клеймо «предатель». Все его поместья были конфискованы, а монастырь в Янгпачене передан правящей школе Гелуг. Также был принят закон, запрещающий обнаружение инкарнаций Шамара - наказание, которое тибетский историк Церинг Шакья сравнил с «замораживанием активов компании и остановкой её хозяйственной деятельности». Красная корона Шамара в знак попрания и позора была замурована в ступени здания суда в Лхасе.
Есть, однако, и другая интерпретация этой истории, согласно которой Шамар «пал жертвой заговора правящей гелугпинской верхушки», опасавшейся его растущего влияния и воспользовавшейся его пребыванием в Непале в тот момент, когда гуркхи напали на Тибет, и объявившей его предателем. По этой версии Шамар не принял яд, а умер от желтухи.
Какова бы ни была правда, изгнание Шамара Ринпоче привело к образованию определённой бреши как в его собственной линии, так и в линии Карма Кагью и судьбе Тибета в целом. Взять хотя бы тот факт, что вторжение китайской императорской армии, которое помогло отбросить непальских захватчиков, вместе с тем дало китайском императору большие возможности для вмешательства в дела Тибета. Двести лет спустя этот факт будет рассматриваться китайскими коммунистами как исторический прецедент и оправдание оккупации Тибета…
Был Шамар Ринпоче справедливо наказан или же пал невинной жертвой политической мести - последствия были одни и те же: полное забвение в линии Кагью. Никаких монастырей, никакой земельной собственности, никакой власти. Больше Шамарпы уже не принимали участия в признании, возведении на трон или обучении Кармап, и в течение последующих 150 лет инкарнации Шамарпы не играли практически никакой роли в истории Кагью.
Линия Шамарп была восстановлена лишь в 1956 году, когда шестнадцатый Кармапа официально признал в своём четырёхлетнем племяннике четырнадцатого Шамара Ринпоче. Однако официальное согласие на это было получено от нового правительства Далай-Ламы в изгнании лишь в 1963 году. Хотя он и был восстановлен в правах, тем не менее у Шамарпы не было той власти, влияния и престижа, которыми некогда обладали его прежние инкарнации. Изгнанный более чем на 150 лет, он лишился своего положения в линии Карма Кагью, которое за эти годы заняли другие фигуры, в основном Таи Ситупы. Вряд ли стоит спорить о том, что у Шамара есть все основания, чтобы неприязненно относиться как к школе Гелуг, которая 200 лет назад изгнала его линию, так и к Таи Ситу, который занял его место в иерархии Карма Кагью.