Австралия, Гастроли, «Snow Show», Владимир Филонов

Aug 20, 2013 16:26

Интервью с режиссером театра-студии «Манекен», профессором Челябинской академии культуры и искусств Владимиром ФИЛОНОВЫМ о его недавней поездке в Австралию и Новую Зеландию, где он гастролировал со спектаклем «Snow Show».




- Владимир Федорович, давайте сначала напомним читателям, что собой представляет «Snow Show».

- «сНежное шоу» - это интернациональный спектакль театра клоунов Вячеслава Полунина. Был создан в Челябинске около 20 лет назад, сценограф спектакля - челябинский художник Виктор Плотников, на гастролях побывал более чем в 50 городах мира.

На Западе даже часто говорят не «сНежное шоу», а «Славашоу». В Австралии, например, актеры были уже три раза. В 2000 году полунинский проект был признан лучшим культурным событием года вместе с празднованием XXVII летних Олимпийских игр, второй раз - в 2009 году. И вот сейчас у нас состоялся двухмесячный тур по Австралии и Новой Зеландии.

- Чем в этом проекте занимаетесь вы?

- Я работаю арт-директором уже второй год. Это такая функция выпускающего режиссера - определять, кто и когда будет играть. Внутри же идет взаимозаменяемость между желтым и несколькими зелеными клоунами. На образном уровне идет сюжет. Как в живописи, есть и черная краска: тема смерти начинается сразу. Выходит желтый клоун с веревкой в руках и намерением повеситься. Результат всех его приключений - жажда жизни, появившаяся в сопротивлении. Этот спектакль - трогательно-печальная клоунада. Основная тема - одиночество.

- Это немного не соответствует слову «клоунада»…

- Шоу Полунина философское, приближенное к юмору Чехова. В нем много русского ощущения жизни. Не случайно лучших желтых клоунов играют русские. А вообще этот проект интернациональный. Среди восьми человек, которые в этот раз были в Австралии, - канадец, испанец, двое американцев, трое россиян. Причем все эти люди, как правило, работают в проекте 12-15 лет.

Но почти в каждом туре есть человек, который впервые входит в среду. Этим летом новичком был 55-летний клоун Айра из Австралии. Интересен процесс вживания человека в спектакль, вхождения в эту компанию людей. И здесь как раз проявляется моя функция - контролировать и сохранять эстетику спектакля.




- Как принимает зритель в Новой Зеландии и Австралии?

- Австралийцы - довольно сдержанная нация. Они ближе к нормальному зрителю, потому что есть мексиканские и бразильские зрители, которые параллельно со спектаклем живут своей веселой жизнью. В тех регионах проходят самые бурные спектакли. Нации к шоу склонны.

Австралийский же зритель похож на нашего. Сначала присматривается, осторожно втягивается в процесс. Все идет медленно. И Слава намеренно делает такой медитативный характер.

Эстетика спектакля держится на минимализме. Исключение - антракт, где клоуны начинают со зрителем довольно жесткие игры: обливают водой, осыпают снегом, забирают вещи, вытаскивают на сцену. Но к этому моменту зритель уже понимает, что эти зеленые клоуны - какие-то ушибленные, немного туповатые.

- Какое впечатление осталось у вас от далекого континента?

- Австралия - очень мощная страна. Если здания строятся, то колонны в три обхвата, просторные холлы. В австралийцах есть какая-то основательность. От всего, что они делают, веет уверенностью. Физически очень крепкие.

В Новой Зеландии живет племя маори. Так они еще раза в три крепче и здоровее австралийцев. Думаете, почему новозеландцы в регби обычно выигрывают? У них участники из этого племени. Для аборигенов очень много льгот.

В Австралии мы были в пяти городах. Самый холодный и провинциальный - столица Канберра. Поражаюсь мудрости австралийцев! Когда Сидней и Мельбурн спорили, как наши Москва и Питер, кому быть столицей, чтобы не перессориться, выбрали город посередине.




Мельбурн - самый душевный город. Он не такой вылизанный, как Сидней. В нем есть ощущение запыленности, стоят старинные, чуть облупленные здания. Такое сочетание домашности и современности поражает. Люди очень доброжелательные, везде улыбаются. Видно, что человек там уважаем.

- Почувствовали ли вы разницу между менталитетом русских и австралийцев? Говорят, что они очень ответственная нация, и в этом - главное отличие.

- Мы напрямую связывались только с монтировщиками сцены. В одном городе был аморфный руководитель, поэтому мы кое-как успели все вовремя сделать. В другом - быстро. Все зависит от руководителя. Люди разные, но в целом очень ответственные.

- Наверняка вы познакомились и с австралийским театром.

- Нет, все время уходило на работу. Побывали только на американском шоу, где работали наши знакомые гимнасты. Правда, к нам приходили австралийские клоуны. Один узнавал, будет Слава набирать школу или нет. А ему сейчас некогда - занимается работой петербургского цирка на Фонтанке, который недавно возглавил.

- Какие творческие открытия вы сделали в Австралии и Новой Зеландии?

- Мы вдруг увидели, что желтый клоун очень похож на коалу. Сразу стало понятно, почему местные зрители так хорошо принимают наш спектакль: своих узнают. А так как я работаю со студентами ЧГАКИ, которые сейчас как раз учатся показывать животных, то буду их двигать в сторону комического плана: пингвины, жирафы, коалы. Надо уйти от традиционных животных.

Вообще «Snow Show» действует так, что начинаешь ценить каждое движение. Это тот самый принцип минимализма, который заставляет не суетиться. Эдит Пиаф прославилась тем, что она за всю песню делала единственный жест. Это сейчас у нас певцы по-всякому вертятся, но мало кто интересен. К тому же Эдит было о чем петь…

- Как работает этот принцип минимализма в театре?

- Мужчина, который хочет вам понравиться и ведет себя навязчиво, постепенно надоедает. Так же и артист. Если внутри он несет мощную мысль, атмосферу события, то привлекает. Полунинский клоун не заигрывает со зрителем, а общается по-честному. Если вступает в контакт, то полностью погружается в него.

У Славы есть абсолютно своя клоунская манера - неактивность по отношению к зрителю. Чем отличается один клоун от другого? Либо есть личностное начало, либо нет. Молодые ребята приходят в театр, фонтанируют идеями, но из этого надо отбирать, приводить в соответствие с эстетикой спектакля. Минимальный жест на сцене лучше читается. И это - одна из моих задач.

20 августа 2013 г.
Надежда Прохорова



(клик на значок СМИ - и вы в оригинале заметки)
____________________________

владимир филонов, snow show, интервью

Previous post Next post
Up