Раз в семестр на неделю студенты уезжают на турбазу (сосны, река, небо, воздух). Там посвящение в студенты первокурсников, там продолжается учебный процесс.
После двух пар у первокурсников, договорились с четвертым о будничной читке «Чайки».
Они хотели «Гамлета», но я всё же попросила «Чайку». C понедельника ее читали, распределяли по ролям, решали, какое для читки действие выбрать. Я хотела именно «Чайку», чтоб почувствовать, что есть художественный текст, что есть текст Чехова, театр, и, самое главное, здесь про искусство разговоров много, а мы про него говорим, это эстетика.
Я приехала в четверге.
И вот после занятий с утра, после обеда и прогулок, мы собрались в холле, расселись кружочком и стали читать.
В какой-то момент этого косноязычного чтения друг за другом по ролям (а они входили во вкус, уже меньше сбивались, интонировали, и т.д.), я вдруг поймала себя на мысли: как будто читаем никому неизвестную пьесу, автор ждет - от нас, что мы почувствуем и обнаружим, зависит его судьба.
Вдруг - вдруг! - эта мысль. Не может быть! Неужели, правда, впервые?!
А я не раз сталкивалась вот с этим: кажется, что есть некий минимум, что надо знать и к их возрасту прочесть. А потом вдруг обнаруживаешь, что вовсе нет. Умные хорошие ребята, уже Платона читали, вот в Хайдеггере секут, про Гуссерля шпарят, а потом вдруг узнаешь, что Гомера - нет, не читали (ой, ну да ладно, прямо обязательно тебе Гомера - это дочь, действительно, это уж слишком - Гомера, ладно, прощаю), «Войну и мир» - знаем краткое содержание и что-то там из фильма показывали, но читать?! - нет, уж простите, этот сериал?! (это опять моя дочь).
И совсем не спешу сразу возмущаться. По-разному учили, по-разному к книге приходили, вообще по-разному многие до той же классики доходят. Если доходят. И вовсе, иной раз, не надо кому-то пьесы Чехова именно в девятом классе, не доросли до них.
Итак, мы читаем «Чайку». Дочитали первое действие.
- В театре «Чайку» видели?
- Нет (никто, никогда - ну это как получится).
- А экранизацию какую-нибудь, телеверсию какого-нибудь спектакля?
- Да мы вообще все первый раз ее читаем!
- (Стараюсь сдерживать волнение) Объясните, как так? Почему?
- А ее в школе не проходят. Мы проходили «Вишневый сад».
- А у нас вообще не было Чехова, он попал на эпидемию гриппа, велели самим потом прочитать, не успевали все пройти.
Ну что ж. Это же здорово по-своему. У нас и вправду первая читка пьесы под названием «Чайка»! И я вижу людей, которые уже взрослые, умные (правда, умные), у которых такое свежее - первое! - впечатление от «Чайки». Интересно, что они скажут. Это не филологи, а философы, четвертый курс.
Что мы обнаружили в пьесе Антона Павловича Чехова?
Зеркальный принцип:
Аркадина и Нина - одна на пике своей актерской судьбы, другая к ней только идет, обе теряют детей - одна в начале своего пути в актрисы, другая - в конце. Обеим нужен один мужчина: одна играет (повелевает) им, другой повелевает (играет) он.
Треплев и Тригорин - ну тут очень долго можно говорить, итак понятно, сказали. Да, а где зеркальность, кроме писательство противоположно понятого? А как же - что есть Нина для того и другого (противоположное) и что есть Аркадина для того и другого (опять противоположное).
Полина Андреевна и Маша
Шамраев и Медведенко
Сорин и …Дорн - вот тут только на первый взгляд было сложно, быстро нашли зеркальность.
Нашли четыре модели искусства:
искусство поглощает (подменяет) жизнь - Аркадина;
искусство как комфортное существование в рамках однажды счастливо найденного, наработанного, профессионального, может быть, очень талантливого - Тригорин;
искусство как ломка традиции, поиск новых форм, но в изоляции от жизни - Треплев;
искусство как судьба, только опыт жизни (опыт страдания) переплавляет жизнь в искусство - Нина.
Кто бы сыграл, кого бы вы назначили из известных вам актеров на роли в «Чайке»?
С Ниной как-то было трудно - может (робко) - у Лизы Боярской бы получилось?
А вот Аркадину отдали бы Катрин Денёв.
А Тригорина Никите Михалкову.
На роль Треплева у нас прошел Хабенский.
Девочка, которая читала за Машу, очень ее жалела, сказала, она же сопьется после смерти Константина. - А так бы она разве не спилась? - Нет, потому что был Треплев.
Аркадина, сказали, после выстрела Кости уже никогда не сможет играть. - Да почему же?! Она сына не любила! - Тут разные были версии судьбы после.
Тригорин - ничего, все у него будет нормально.
Вот так.
Решили посмотреть обе «Чайки», которые у меня есть на дисках - «Чайку» Карасика С Демидовой и Яковлевым и «Чайку» Тереховой.