Уважаемые участники сообщества!
Жизненно важный вопрос.
Помнит ли кто из вас достаточно подробно фильм А. Тарковского «Ностальгия»? Существует мнение, что главный герой (писатель-эмигрант), лежащий на травке в Риме в финале фильма - это А. П. Чехов (
публикация в газете «Завтра»).
Дело в том, что «эпизод с травкой» получил в «биографическом мифе» Чехова широкий спектр толкований. Суворин после смерти писателя писал в «Новом времени»: Чехова «мало интересовало искусство <…> но тотчас по приезде в Рим ему захотелось за город, полежать на зеленой травке». Зинаида Гиппиус, вспоминая о своем путешествии с Сувориным и Чеховым, пишет, что Суворин жаловался: « Все просится скорее в Рим. Авось, говорит, там можно где-нибудь на травке полежать». Как видим, интерпретация «эпизода» может идти и по такому пути; равно как и по пути желание Чехова бежать из Рима на родину, чтобы полежать на травке, или Чехов в Риме, устав от прогулок, хотел полежать на травке.
Так вот, мне интересно, является ли финальная сцена «Ностальгии» в какой-либо степени прототипической? А Чехов, соответственно, прототипом главного героя?
Может, кто-нибудь из вас что-нибудь знает по этому поводу - возможно, мнение самого Тарковского на этот счет?
Вообще, смысл финальной сцены в контексте всей картины? И в каком конкретно месте он лежит, в Риме ли? (Помню, среди каких-то арок, и снег падает. Издали Янковский весьма напоминает Чехова). Я, к сожалению, фильм плохо помню, а пересмотреть сейчас нет возможности.
Если кто-то хоть какой-нибудь информацией может поделиться - буду очень благодарна!
cross-posted in
litvedenie_ru,
hermeneutic_ru,
drugoe_kino,
seminar