Эпиграф: «А я - веган!!!»
(народное)
Решил всё-таки черкануть пару слов о своём знакомстве с европейскими ночными поездами. Может кому пригодится. Для тех, кому много букав, внизу ссылка на видео на ЮТюбе.
Так получалось, что раньше мы путешествовали по Европе вчетвером, а на четверых, из которых двое - дети, по-всякому выгоднее и удобнее арендовать машину. Детишки выросли, мы поехали в отпуск вдвоем, а кроме того неприятной неожиданностью стало то, что в Европе рент машины стал стоить как-то уж совсем по-конски, плюс машин с коробкой-автоматом в прокатах практически не осталось. В общем получалось, что путешествовать поездами и на такси получается удобней, и, пожалуй, что и дешевле, потому что машина нужна не каждый день. Ну и проблемы с парковкой не забываем.
На поездах по Европе я путешествовал часто, много и на большие расстояния, вроде Копенгаген-Бремен, Милан-Дюссельдорф или Верона-Мюнхен, но это всё были дневные поезда классов EC, IC и ICE. А тут мы решили попробовать поехать из Вены до итальянской Пескьера-дель-Гарда на ночном поезде (11 часов).
Выяснилось, что практически все ночные поезда Европы сейчас управляются Австрийской компанией NightJet (индекс NJ). Так что всё более-менее стандартизировано. Компания предлагает несколько типов вагонов: сидячий вагон, вагон со смешанными шестиместными купе,
индивидуальные купе на 1-3 пассажира и индивидуальные купе класса люкс на 1-3 пассажира со своими туалетом и душем. Вагоны есть двух типов: «старые» и «новые». Нам достался старый, о нём и разговор. Вначале о плохом.
Первое - купе очень маленькое, в полтора раза меньше привычного купе РЖД. На одной стороне три кресла, которые ночью проводник превращает в нижнюю полку, он же раскрывает вторую и, если едут три человека, третью полки. На другой стороне огромным пупырём в купе вдается туалет-душ. В случае обычного купе (не люкс) - это глухая стена туалета соседнего купе класса «люкс». Около окна туалет заканчивается и там небольшой закуток с откидным сиденьем (не креслом). Стол тоже катастрофически маленький и при подготовке купе ко сну он полностью снимается проводником, выносится в коридор и закрепляется в специальном держаке. Гениальное инженерное решение (сарказм)!
Общая беда европейских поездов - отсутствие адекватных мест для багажа. Сейчас европейцы планируют ссадить всех путешественников с самолётов на скоростные поезда чтобы стать еще более «зелеными», но почему-то считают, что все должны путешествовать налегке, с одним кейсом для лэптопа. Да, в скоростных поездах есть стойки для багажа: примерно 20 мест на 40-50 пассажиров. Я уже забыл, сколько раз я собачился с проводниками из-за чемодана в проходе.
В купе место для багажа есть и его масса. Это огромная полка над коридором вагона и над туалетом. Место оборудовано ремнями для фиксации багажа, так что ничего не улетит. Одна беда: эта полка на высоте двух метров и закинуть туда 25-килограмовый чемодан - задача для двух здоровых мужиков. Один чемодан (17 кг) я таки закинул, заработав кровоизлияние в глаз, сумку - не стал даже пробовать. В результате все набивают сумки и чемоданы в тот самый закуток и в купе становится ещё теснее.
Ну и большой вопрос вызвала третья полка. Если её раскрыть, то пространство второй превращается в какой-то гробик, визуально даже меньше, чем место в советском плацкартном вагоне между второй и третьей полками.
А есть ли что хорошее? Есть, и на мой взгляд оно существенно перевешивает негатив.
Первое: билет на двоих нам обошелся в 368 евро. Много? Считайте, что мы сэкономили одну ночь в гостинице или в AirBnB, то есть 150-200 евро долой. Уже не так много, но главное - мы сэкономили день! Для трехнедельного отпуска это весомо. Мы погуляли по Вене, пришли на вокзал вечером, сели в поезд, в 6 утра уже были в Италии и у нас начался новый день вместо 7-8 часов в дороге дневным поездом.
Второе: в билет входит завтрак. Утром мы получили свой кофе, сок, булочку, сыр, йогурт… В общем, всё, что обычно дают на завтрак в гостинице. Ужина, кстати, нет, это нужно иметь в виду.
Третье: билеты в индивидуальные купе (Bettplatz), не шестиместные, дают право входа в зал ожидания первого класса, в котором можно находиться 1.5 часа до отправления поезда. В Вене это очень комфортабельный полупустой зал с мягкими креслами и диванами, зарядниками, бесплатными кофе, чаем и безалкогольными напитками, а также выпечкой, фруктами и всякими закусками, вроде орешков.
Четвертое, пятое и шестое: в купе отличный климат-контроль, позволяющий выставить комфортабельную температуру, свой сортир, что очень удобно, ну и душ. Душ по размерам похож на душ на международной космической станции, но чисто ради прикола я его принял. Естественно, есть полотенца, мыло, шампунь и домашние тапочки, как в нормальных гостиницах. Халатов нет. Телевизора в купе, как у РЖД, тоже нет.
В общем и целом, хотя европейские купе класса люкс («старые») в поездах NightJet по уровню комфорта не дотягивают до уровня РЖД, но сама тема очень хорошая, так как позволяет сэкономить целый световой день, прекрасно поспать ночью и начать утро на новом месте.
Click to view
http://www.chegorian.com/2023/07/%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%bc%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be-%d1%81-%d0%b5%d0%b2%d1%80%d0%be%d0%bf%d0%b5%d0%b9%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%bc-%d0%bd%d0%be%d1%87%d0%bd%d1%8b%d0%bc-%d0%bf%d0%be%d0%b5%d0%b7/