Какую структуру или «психический орган» мы создаем в себе, когда "работаем над собой", эффективно решаем жизненные задачи, разрешаем проблемы и противоречия, когда растет наша компетентность и целостность?
Ранее для меня было достаточно просто ощущения того, что ранее "не решабельные" задачи в этом процессе становятся "решабельными", и постепенно возрастает некое смутное чувство "общей компетентности". И становится все легче и легче восстанавливаться при всяких всякостях, или даже не реагировать на них вообще... Потом я подумала, что структура осознаваемая имеет все возможности становиться структурой более эффективной.
И...
Готовясь к докладу на конференции "Психотерапия и консультирование: технологии и духовное измерение" и обобщая опыт изучения Канона перемен, я подумала о том, что эти состояния и ощущения, возможно, хорошо известны и описаны людьми, посвятившими свою жизнь духовным практикам. Поскольку, видимо, представляют собой нечто, достигаемое подвижниками где-то на середине пути. И заинтересовалась тем, что же такое духовные практики с антропологических позиций. И какие изменения в человеке инициирует систематическая практика такого рода.
И набрела на работы С.С. Хоружего, где с позиций энергийной антропологии определяется самое понятие "духовная практика" и производится подробный сравнительный анализ различных практик.
Работы С.С. Хоружего о духовных практиках:
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/21h/horuzhy/ascetic/45.htmlhttp://www.intelros.org/lib/statyi/horuzjy3.htmhttp://monahserapion.narod.ru/biblioteka/fil/horujiy/pravaskeza2.html И вот, в работе "Парадигма духовной практики" встретился мне ряд мыслей, которые я здесь приведу:
"Лестница - древнейший и традиционный образ для парадигмы духовной практики... Ступени духовной лествицы - энергийные конфигурации, "энергоформы", и восхождение по ступеням - не смена одного состояния другим, но переход от одного типа активности (точнее, типа организации всего набора активностей) к другому"...
И далее идет описание структуры восхождение в исихазме - православной аскезе:
1. Сначала - "духовные врата", ступень обращения и покаяния (metanoia)
2. Затем - борьба со страстями - "невидимая брань". Страсти - конфигурации человеческих энергий, к которым человек влечется, так что они наделены самовоспроизводимостью, инертной устойчивостью - тем самым, ... препятствуя восхождению. (Энергоформы страстей называются "противоестественными", в отличие от "естественных" человеческих и достигаемых на высших ступенях практики "сверхъестественных"). "Невидимая брань" направлена на изменение самой душевной фактуры - такое, при котором страсти бы и не зарождались, а естественные душевные активности и реакции человека, высвобождаясь, направлялись на дальнейшее восхождение.
3. Далее - ядро духовного процесса, уникальная динамика духовной практики, образуемая сочетанием двух разноприродных механизмов. Первый сохраняет созданную энергоформу от разрушения, другой заполняет и преобразует ее. Это диада "Внимание - Молитва". Концентрированное внимание ("стража" духовного процесса) образует своего рода стенки. А внутреннее содержимое этих стенок - непрестанная молитва, которая может превратиться в спонтанный, углубляющихся и интенсифицирующийся процесс, и, подобно реакции термоядерного синтеза, создающий на следуюищих ступенях практики очередные типы энергоформ.
И мне представляется (не мне одной, конечно), что разрешение внутренних проблем, комплексов - процесс, во многом сходный "невидимой брани". И, думается, взрослеющий душой человек также создает внутри себя некое ядро...
Задумываясь о компоновке доклада, я решила доверить ее самому Канону Перемен. И открылся он мне гексаграммой 46 - "Подъем". Что и определило основной акцент доклада на исследование феномена стадийности в разных ситуациях человеческой жизни. И в докладе я сопоставила с шестью ступенями гексаграммы три процесса - духовную практику, построение бизнеса и психотерапевтическую работу.
И в этой связи основной стала для меня метафора "пустого города" (ступень 3) как залог и фундамент последующего восхождения - в бизнесе, в духовной практике и в любом деле в жизни. И эту метафору, этот образ я хотела бы исследовать.