Административное рвение команды Собянина плодит антиконституционные предложения. Комендантский час, ограничение передвижения, слежка за гражданами создают дополнительную нервозность. Она накладывается ненужным психологическим грузом на и без того сложную чрезвычайную ситуацию в стране
Автор:
Смолин Михаил
Наша законодательная база отстаёт от развивающейся ситуации и спешно реформируется. На сегодня у нас есть оперативный штаб при Госсовете, который возглавляет мэр Москвы Собянин, и есть новый премьер-министр Мишустин, у которого свой штаб. Два штаба на одну страну слишком много. Психология наших граждан, нравится это кому-то или нет, воспринимает только единоначалие как естественное управление.
Стране сегодня нужна определённость. Если мы находимся внутри действительно опасной эпидемии, то все мы - все вместе с нашей страной - попали в чрезвычайную ситуацию. А у чрезвычайной ситуации есть свои правовые рамки, которые теперь может вводить правительство своей властью.
Любое ограничение прав должно быть основано на федеральном законе: 31 марта 2020 года Федеральное Собрание РФ спешно откорректировало старый, 1994 года закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Мишустин и его министры получили возможность оперативно реагировать на развитие чрезвычайной ситуации, сложившейся в связи с распространением коронавируса. Правительству даются полномочия принимать решения об "осуществлении им полномочий координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Ответственность за координацию в таких ситуациях всё время у нас плавала от министра ЧС к правительству и обратно. Наконец, при серьёзной эпидемии ответственность вернули Правительству РФ. Это правильно.
Теперь необходимо позаботиться о преодолении правовых противоречий между законами, в спешке принятыми в субъектах Федерации, и статьями Конституции. Ведь ни один местный закон не может ущемлять права и свободы граждан России. Ограничивать их может только федеральный закон. Но и он должен соответствовать статье 55 Конституции, которая гласит, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" (пункт 3).
Мы все законопослушные граждане и готовы нести все тяготы сложившейся чрезвычайной ситуации. Но все ограничения должны соответствовать правовому режиму, который действует.
Если чрезвычайное положение не введено в нашей стране, то откуда такие декларируемые ограничения? Режим повышенной готовности, санкционированный мэром Собяниным, по своему правовому наполнению не предполагает ни комендантского часа, ни ограничения посещения религиозных собраний, ни введения системы слежения за гражданами с некими QR-кодами, ни запретом на передвижения по городу.
Здесь многое перевёрнуто с ног на голову. Сначала нужно ввести особый чрезвычайный режим с определёнными обязанностями для граждан, а уже потом можно их дополнять местными требованиями о необходимости выполнения установленных правил поведения при введении режима повышенной готовности. И не путать ограничения, вводимые федеральной властью, с правовыми желаниями и служебным рвением местных руководителей субъектов Федерации.
Ограничения граждан неконституционны
Пока в стране не введено чрезвычайное положение, не может быть никакого комендантского часа, никаких ограничений по передвижению. При режиме повышенной готовности, на введение которого мэр города имеет право, не предусмотрено никак запретов на передвижения горожан.
Поэтому положения Указа мэра г. Москвы от 29 марта 2020 г. № 34-УМ "О внесении изменений в указ мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ" требуют уточнения.
Надо не забывать, что "регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина" (статья 71 пункт в) в нашей Конституции относится к исключительному ведению федеральной власти. К совместному же с субъектами (статья 72 пункт б) ведению относится только "защита", но не "регулирование".
Нам могут сказать, что московские власти нас хотели "защитить". Но разве мы нуждаемся в каких-то новых QR-кодах и слежке за нами? Нет, эти меры не являются ни медицинскими, ни карантинными. Они покушаются на нашу свободу как граждан РФ и не имеют на то ни полномочий, ни нашего разрешения.
Об ограничении в передвижении
Ещё раз повторим, что как законопослушные граждане мы понимаем всю ответственность за чрезвычайную ситуацию, в которую попала наша страна и её граждане. Но по Федеральному закону "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (1994) при введении режима повышенной готовности не предусмотрено никаких ограничений по передвижению по городу. Может быть введено лишь ограничение доступа людей и транспортных средств на территорию Москвы. То есть могут быть ограничены не передвижения горожан внутри города, а только въезд в город транспорта или вход в него других граждан.
В случае развития ситуации местные власти могут организовать эвакуацию населения. Команда Собянина зачем-то решила взять на себя функции, возложенные нашими законами на федеральные власти.
Банковская тайна и биллинг сотовых операторов
Не менее странно и анонсированное отслеживание банковских операций граждан, совершённых на удалении от места проживания. Граждане не давали московским властям согласия на такое разглашение своих банковских тайн. Тем более странно будут смотреться и какие-либо наказания за такие покупки.
Не соответствует Федеральному закону "О связи" (2003), статье 63, и использование биллинга сотовых операторов. В нашей стране существует тайна связи, и доступ к подобной информации имеют только правоохранительные органы, когда ловят преступников. Наши граждане не преступники и имеют право на сохранение своей конфиденциальной информации.
Зачем вообще подобная информация московским властям? Она совершенно избыточна при борьбе с коронавирусом.
Апокалиптические QR-коды
Мы подошли, быть может, к самому чувствительному месту для верующих людей. Московские власти предлагают ввести некие разрешения на перемещение с вводом QR-кодов.
Человек должен будет его показывать в качестве самоидентификации. Зачем нужна эта - ещё одна дорогущая - цифровая ерунда? Есть паспорт, есть водительские права, есть какая-то карточка москвича, есть ИНН, есть банковские карточки, есть ещё целая куча документов. Зачем нужен ещё один, да ещё и обезличенный, код, где вместо фамилии, имени и отчества будет стоять очередной набор цифр, который будет меня идентифицировать? Откуда столько рвения организовать ни кем из горожан не заказанный цифровой концлагерь? Зачем опять будоражить людей?
Зачем тратить очередные миллиарды в ситуации экономического кризиса? Эпидемия пройдёт, а кризис-то только усилится. Неужели некуда будет деть эти "лишние" миллиарды? А куда девать те сотни тысяч людей, у которых нет смартфонов? Или тех, кто не захочет иметь дело с очередным неоправданным никакими медицинскими нуждами или чрезвычайными ситуациями цифровым контролем? Или тех, кто не сможет освоить эти современные технологии?
Да и останется ли этот контроль временным - только на время эпидемии? Не захотят ли московские власти распространить цифровой контроль и на не чрезвычайное, обыденное, послевирусное время? На все эти вопросы нет внятных ответов. Зато уже есть определённые страхи и недовольства.
Если эти данные, как говорят, ещё и будут храниться за рубежом, на удалённых серверах иностранных компаний, то это вообще антиконституционно. Российское законодательство требует обязательного хранения персональных данных граждан РФ на серверах в России.
Все эти административные "новации" по меньшей мере противоречивы. И всех их можно избежать введением режима чрезвычайной ситуации. Понятно организованного и законно введённого.
Хотя, конечно, федеральную власть можно легко понять. Вводя режим чрезвычайной ситуации, она попадёт под очередной шквал оппозиционных обвинений во всех смертных грехах. Но тогда надо сдерживать ретивое администрирование местных руководителей, не давая им выходить из правового поля своей компетенции. В сложившейся непростой ситуации нам нужно прежде всего спокойствие. Его надо ценить власти и отметать всё, его подрывающее.
https://tsargrad.tv/articles/apokalipticheskie-qr-kody-vlast-poshla-protiv-zakona_245716