Оригинал взят у
sharper_ в
О пьянстве в СССР Я вот одного не понимаю - какого черта мне пытаются рассказать о пьянстве в СССР люди не заставшие его и судящие по настольной книге креаклов - "Москва-Петушки".
Я, виноват, на завод пришел в 1973 году и тему знаю немного лучше, потому что о ней много писали и в то благословенное время.
Так вот, по сравнению даже с 80-ми, СССР можно считать страной трезвости. Нет, конечно проблема с бытовым алкоголизмом была, семьи разрушались и клиенты ЛТП не переводились. Но общими усилиями, начиная от действий милиции, ДНД и "луноходами", которых выпивохи боялись, как огня, неуемное пьянство с общественных мест было загнано в такое подполье, что разглядеть его можно было исключительно вооруженным глазом.
Так что, когда вы снова услышите пропагандистские завывания русофобов о поголовном пьянстве в СССР, перечитайте Станюковича "Матрос Чижик". Там барыня всегда выпившего "в плепорцию" матроса считала пьяным. Так и в 70-х, бабы пытались строить своих мужей на тему "ты пьяный", даже в случае, если мужик выпил после смены пивка со шкаликом водки. - запах есть, стало быть пьян!
Так вот, напоминаю, что выпивка на рабочем месте была чревата отстранением, лишением премии, 13-й зарплаты, переносом отпуска на зимний период, и даже временным переводом на малооплачиваемую и тяжелую работу. Не боялись этого только те, кто уже находился на самой нижней ступени социальной лестницы - подсобники, обычно освободившиеся недавно и трудоустроенные через милицию вчерашние зеки. Вот они пили и на рабочем месте и пресловутый БФ, воспетый Хазановым. Видимо, он с этой петушней и водился, потому что основной коллектив этих "товарищей" несколько сторонился. Было их у нас 3-4 человека и двое из них в третью смену были застуканы в лифте за занятием содомией.
Остальной коллектив на работе выпивал чрезвычайно редко и обычно в начале месяца, когда цех простаивал из-за отсутствия комплектующих. Никто, естественно не напивался до положения риз, но бывало, что выпивали. Пили не водку, а плодово-выгодное, термин придуманный писаками "Литературной газеты", но хорошо описывающий структуру того, что массово пил рабочий класс в 70-е - "Яблочное", "Волжское", "Агдам", "Рубин", "Солнцедар" и еще что-то в том же духе из ценового диапазона 87-92 коп. за поллитра.
Так что ни о каких интеллигентских "на троих" с последующей покупкой пузыря водки по 2-87, как в 60-х, не было и в помине. Рабочий класс считал жлобством пить что-то дороже рубля за поллитра. И напиться этой "микстурой кватера" было довольно сложно. Она приторно сладкая с содержанием сахара до 18% при алкоголе 16%. Стакан ляпнешь и ищешь белого друга, поделиться сокровенным. Я, например, попробовав это дело, понял, что эта отрава во мне не удерживается и завязал до сорока лет, выпивая по великим праздникам по 100-150 грамм водки и бокал шампуня на Новый год.
Исключение составлял спорт. В смысле, посещение стадиона зимой. Вот тут без водки никуда, тут погода шепчет, "займи но выпей". Вот в такие дни, когда в хоккей с мячом играла местная команда, милиция выставляла усиленные наряды и успешно по окончанию, рассаживала пьяных болельшиков по автобусам, чтоб не отсвечивали и безобразий не нарушали. Естественно, болельщики вели себя смирно ибо ночевать желали дома, а не в вытрезвителе и никто не борзел.
Кстати знаете ли вы, о том, что резиновые демократизаторы, сиречь дубинки, у милиции появились ни когда нибудь, а в благословенный период хрущевской "оттепели". Видимо, есть объективная закономерность, что в условиях демократизации никак без дубинок невозможно. Это прост-таки обязательный атрибут демократии. Ибо, как только после "оттепели" последовали тоталитарные заморозки, так сразу выяснилось, что дубинки милиционерам ни нафиг не нужны и создают лишнюю напряженность в отношениях с классово близкими. Так что уже к 50-тилетию Октября, дубинки исчезли.
Так вот, на серьезных заводах с пропускной системой, пьянства в рабочее время практически не было. Пьянство было на "пьяных" заводах, где кучковались как раз те полудеклассированные элементы, которых доняли товарищеские суды на путных предприятиях, как того "Афоню". Ну так "Афоня" и есть символ советского пьяницы, вчерашнего сельчанина, приехавшего завоевывать город, но не "за забором", а вольной птицей - слесарем жека, станции техобслуживания или "пьяного завода", где на трудовую дисциплину наплевали все подряд и за кадры не держались, ибо кадрам ниже падать было некуда. Венечка Ерофеев как раз такую шарашкину контору и описал. Такие были, их было намного меньше, чем пьющих в плепорцию, но зато они были на виду у конторских "барынь" и прочих радетелей за народ гусский - тогдашних креаклов из репортерского племени.
Пьющие "в плепорцию" работяги, предпочитали делать это на отдыхе - на рыбалке, охоте, в гостях, в баньке на даче и по праздникам. Погулять с присвистом в СССР любили. Но, если массовая гулянка в доме по случаю 23 февраля или 8 марта есть признак алкоголизации (спаивания) населения, то тогда я папа римский и ничего в жизни не понимаю.
Беда пришла после принятия антирабочей Конституции-77, когда упразднив диктатуру и рабочий контроль, начальство резво научилось барствовать. Рабочие подергались, поняли, что "ты начальник, я дурак" и надо "делать вид, что работаем, пока делают вид, что платят", плюнули на дисциплину. Стало считаться доблестью пронести на предприятие спиртное и нажраться там незамеченным начальством. Вскорости к власти пришел Андропов. И чаяния народные оправдал, как никто до и после - он учредил "андроповку" дешевую в сравнении с другими, водку и удостоился не каждому данной чести наречения ее его именем. Он закрутил гайки с дисциплиной, одновременно пооткрывав рюмочные и, главное(!) разрешив междусобойные праздники на рабочем месте с выпивкой! Вот тут-то, плотину и прорвало. У нас в России, праздник может быть каждый день, и потому, водка полилась рекой, вовлекая в русло молодежь через "новые традиции" посвящения во взрослую жизнь. Вспоминая, введенный через пару лет сухой закон, начинаешь подозревать диверсию - сначала споить население, а потом сыграть на синдроме отказа.
Кстати, к 80-м, писаки газетгые, своего добились - плодово-ягодные вина пить новому поколению стало западло. Перешли на более крепкие напитки и водку. Этому способствовало повышение благосостояния и пропаганда. А мне сдается, что это был первый случай лоббирования ликероводочных заводов своей продукции против всяких колхозных фабрик выпускающих дешевые плодовые вина.