Давно думаю написать пост про чтение, чтобы потом не забыть, как это было. Я и не задумывалась о раннем обучении чтению Антона. Хотя, еще до двух его лет приобрела магнитные буквы, показывала ему их и называла. Когда приехали в Америку буквы привезли с собой, но называть я их как-то перестала, они тихонечко себе висели на холодильнике и раз в месяц я складывала какое-то простое слово и показывала Антону. В русском саду у них были занятия русского, но я его туда не записала. По прошествии почти года, когда я увидала одну его одногруппницу, которая в 4 с лишним года читает на русском и на английском, я задумалась об обучении. Потом я встретила другую девочку, тоже из его группы, и ее мама сообщила, что она тоже уже читает. При этом мама всю заслугу приписывала занятиям русского языка. Это был февраль этого года по-моему. Я решила Антона тоже отправить на эти занятия. Они длились 30 минут и проводились раз в неделю, группа из 4-6 человек. Антона взяли в младшую группу. Я решила, что одновременно с занятиями, я буду заниматься с ним дома - сделала таблички со словами и таблички с буквами. На буквы мы наклеивали сзади наклейки, начинающиеся на такую же букву. Слова я просто ему называла и просила найти. Но моего запала надолго не хватило. После пары занятий-игр я забросила все это. Хочу упомянуть, что правильные названия букв Антон до сих пор не знает, потому что я всегда учила его только звукам, хотя он называет их буквами. В общем, понятия звук-буква для него неясны, ибо букв он совсем не знает, а я звуки называю, то буквой, то звуком.
В июне их занятия по русскому в саду закрылись до сентября (на летние каникулы). Перед отпуском мне выдали видео читающего Антона. Они выучили несколько букв и научились их соединять.
Вот это видео:
Click to view
Мне сказали, что Антон читает довольно хорошо в этой группе и, вероятно, что его переведут в старшую в следующем году. Тогда я и решили, что я буду заниматься с ним, чтобы к сентябрю его перевели в старшую группу. Так как Антон особо желания к чтению не выявлял, мне Андрей предложил выработать у него привычку читать каждый день, ну и, скорее всего, это ему понравится, и он будет продолжать это делать. Я так и решила. Приобрела букварь (даже два). Решила начать с Букварика Читайка (Василия Федиенко)
Я каждый вечер, начиная с момента отлучения Антона от груди, перед сном читала ему 2 книжки (или истории/сказки/рассказал, если в книжке их несколько). С тех пор он читает мне одну или две страницы в букваре, и только после этого я читаю ему одну или две истории (в зависимости от того, сколько он мне прочитал).
Вот его результаты к сентябрю. Но в сентябре оказалось, что мы не попадаем на занятия по русскому, потому что в день занятий он ходит в американский сад, да и учительница там сменилась. Я расстроилась, потому что заниматься с Антоном мне было непросто: иногда он не хотел читать, отвлекался, скакал, баловался, кривлялся и т.п и т.д. Но я решила, что раз ужа взялась, то нужно продолжать. К концу первого букваря он знал все буквы (иногда некоторые путал), хорошо читал слоги, но слова читать ему было сложно, он читал слоги и делал очень большие паузы между ними, прочитать и понять предложение было трудно.
После первого букваря мы принялись за второй - Букварь Жуковой.
Пожалуй, он мне понравился больше, но там намного больше текста - слов, слогов. Поэтому хорошо, что мы с него не начали - Антон бы не осилил. Мы окончили и этот букварь. Особых успехов я не видела. Антон так же читал слоги. Вполне мог выделять и слова, но по прочтению предложения не мог его повторить - читал медленно и забывал, что было вначале. После любого текста я задавала вопросы, чтобы узнать, насколько он понимает смысл. Обычно смысл улавливал и это хорошо. Когда мы приблизились к завершению и этого букваря, я начала искать книжки для начинающих читать, но так и не нашла подходящих. Здесь очень много книг на английском для начинающих читать, первого уровня, второго и т.д, где большие картинки и по одному предложению на странице. Ничего подобного я не нашла на русском. Что-то похожее книги издательства "Махаон" серии "Я люблю читать", типа такой:
Но там текст сложноватый немного. Антон не проникся, поэтому я ее отложила пока и мы взялись за еще один букварь. В этот раз это была Азбука.
Антону было легко начать все опять сначала, легкие буквы, легкие слова. Мне этот учебник понравился больше всего (если, конечно, отбросить некоторые советские тексты), там интересные герои - Карандаш, Незнайка, Буратино. Антоше нравится помогать им - разгадывать загадки, ребусы и читать для них слова.
Вот кусочек сегодняшнего чтения:
Click to view
Антон был сонный и уставший сегодня. А вот еще одно - пару дней назад:
Click to view
Теперь мне прогресс очевиден. Но, оглядываясь назад, я не знаю - стоит ли игра свеч. Мне кажется, что начать читать он бы начал - рано или поздно, но насколько лучше, что он начал это раньше, я не знаю. Хотя, если учесть, что тут русскому никто не будет уделять внимание, то начать раньше, конечно, лучше. В общем, может быть, будь мы на Украине, или если бы я не встретила этих читающих детей, я и не уделяла бы чтению никакого внимания. А так это уже вошло у него в привычку, и каждый вечер, он берет букварь и сам находит нужную страницу и читает.