Художественный портрет русского патриота

Jan 15, 2015 01:48

Наших квасных патриотов обычно очень трудно понять: путанные мысли плюс косноязычие не позволяют адекватно осмыслить внутренний мир этого явления начала 21-го века. Поэтому небольшой эскиз безусловно талантливого Захара Прилепина "Почему я не либерал" (можно прочитать здесь) мне кажется очень интересным чтивом. И не только для понимания психологического портрета русско-православного национализма, но и для психиатра, который смог бы проанализировать все фобии и комплексы, так талантливо описанные в этом небольшом эссе. В нём всё очень концентрировано изложено: это описание портрета не российского либерала, а русского патриота, можно сказать автопортрет.

Посудите сами, в первых же двух строчках - зелёная зависть, нелибералам кажется, что всё у либералов легко, всё хорошо, не то что у всех остальных. Ну да, государева служба сопряжена с картечью, кровью, барабаном, порядком. Да, плохо пахнет, да, не нравится, но мы же терпим. А либерал от этого видите ли задыхается - всем остальным может тоже душно как в гробу, но они же не кривляются от муки. Досадно: почему либерал может позволить себе высказать свою неприязнь открыто, а мы, народ, нет? И не приходит "народу" в голову мысль, что все могут, а приходит как раз наоборотная мысль - что никто не должен.
Почему патриоты, часто обвешанные цепями, перстнями, браслетами, крестами, как рождественские ёлки, разъезжающие на бронированных мерсах, хаммерах, бэхах, чувствуют себя нагими перед лицом ненавистного либерала, который "заряжен, наряжен, всё сечёт"? Тщетно пытаюсь представить себе заряженного либерала... ПовОдит антеннами, настраивает локаторы… Не хватает мне воображения. Вот любой рассказ Стругацких живой картинкой встаёт перед глазами, а прилепинский сканирующий либерал - какой-то нелиберальный получается. Вероятно, это классический пример проецирования своего внутреннего мира на окружающий, приписывание своему воображаемому противнику своих же болезненных атрибутов, чтобы оправдать свою агрессивность прежде всего в своих собственных глазах. Если вовремя не достучаться, этот психоз прогрессирует и распространяется через информационные каналы, заражая многие закомплексованные умы, если можно так выразится.

Далее по тексту возникает Прилепин-мальчик, ассоциирующий себя с грязным крестьянским ребёнком - "руки в навозе, ногти не стрижены, сопли засохли на щеках" с одной стороны, и с "русью святой, хатой с образами, (и внимание!) гагаринской улыбкой, звёздочками на фюзеляже"- с другой. Детские путанные воспоминания, смутное, только зарождающееся чувство неполноценности фиксирует несовместимость этой блистательной гагаринской улыбки как символа успеха и славы, с половецкими плясками, соловецкими казнями и походами на медведя. В детском воображении недосягаемое ванильное мороженное и магический шоколадный штрудель достаются тем умытым детишкам в гостиной без мух - похоже на предел мечтаний простого рязанского мальчика, выросшего на картошке в мундире. И классическое - не очень-то надо! (мол, без ваших европ обойдёмся)

Это как же человек, воевавший в Чечне и служивший в ОМОНе, боится либералов - интеллигентов с честными глазами, неплохим английским и даже русским, вооружённых хартией о правах и экономической целесообразностью! Просто фобия какая-то! Боится настолько, что видит их везде, хотя их нет ни в телевизоре, ни на улице, ни в газетах, только на "Эхе" ещё мелькают, но надо же туда специально зайти, а вот Граней и ЕЖа уже нет, как и некоторых блогов. Даже с кляпом во рту эти либералы своим "брезгливым молчанием" вызывают панику у славных российских парней, на стороне которых святая русь с грузом многовековой "неправды и блажи", которая теперь в тренде под видом правды. Подсознание подсказывает, что построенное на лжи государство находится в состоянии неустойчивого равновесия, и любой толчок может столкнуть страну в хаос, поэтому сознание цепляется за "стабильность" любой ценой, опасаясь, что какой-нибудь маленький пук разрушит выстроенную за 15 лет "вертикаль", и она раздавит всё их "национальное достоинство".

Вот такая трагическая картина откроется, если внимательно почитать. Готовятся свалить всё на либералов, противопоставляя то, что может и должно сосуществовать - в этом ведь и есть прелесть либерализма, опасная прелесть. Потому что история и традиции являются такими же ценностями, как человеческая жизнь, кроме тех "традиций", которые лишают человека жизни, детства, выбора… Не это ли основная проблема: фильтр, через который не проходят наши традиционные "ценности", такие как нетерпимость, страх перед выбором и ответственностью, привычка к бытовому насилию как норме жизни, физическое наказание детей, казнокрадство, взяточничество, бесконечное враньё… Если убрать все эти "традиции", что же останется? Атомная бомба и имперские комплексы? Как растить детей? Как жить, на одну зарплату, что ли? Как заменить национальное достоинство на человеческое? Как научить людей самоуважению? Ведь тогда и не надо будет учить любить Родину, само собой получится.
Вот такие вопросы вызывает у меня Прилепин. Полезно почитать.
Next post
Up