Вчера по всем лентам прошла
новость: российская гиперзвуковая ракета достигла маршевой скорости 8М (восемь скоростей звука). Это больше 2,5 километров в секунду. Везде сообщается, что это именно маршевая скорость, а не пиковая; то есть такая скорость вроде как поддерживалась ракетой довольно долго, возможно, десятки минут, а не пару секунд. Правда, не сообщается на какой высоте это всё было. Восемь махов у самой земли, и восемь махов на высоте двадцать километров, это сильно разные вещи. Ну да ладно, я не про это.
Для обороны страны это, конечно, штука очень важная, тут никто спорить не станет. Но у меня сразу другие мысли возникли.
Если такая ракета уже стабильно летает, то это означает, что осталось всего ничего (ну, условно) до создания полноценного воздушно-космического самолёта. Аппарата, который сможет взлетать как самолёт с обычного аэродрома, разгоняться и выходить на низкую околоземную орбиту. А потом сходить с неё, тормозиться и приземляться опять как самолёт. И что это нам даёт? Это даёт очень резкое, в десятки раз (то есть на порядок, а то и на порядки!) удешевление вывода грузов в космос. Удешевление настолько радикальное, что все Илоны Маски со своими прыгающими на ножках ракетами будут вынуждены сильно загрустить, покуривая в углу. Воздушно-космический самолёт по определению штука многоразовая, он не потребует циклопических стартовых сооружений, он стартует горизонтально, и значит, удельный вес полезного груза по сравнению с любой ракетой сильно больше. Тут вообще куда ни глянь, одни выигрыши.
Да, понимаю, что до создания реально летающего аппарата ещё долго. Но сдаётся мне, что этот путь уже намечен, и конструкторы без лишней шумихи, тихонечко и планомерно копают в этом направлении. Создание гиперзвуковой боевой ракеты как раз и есть одна из вешек на этом пути. И кажется, главным препятствием тут является двигатель. Который мог бы работать при взлёте с аэродрома (то есть с нуля скорости), потом разгонять его до гиперзвука, а потом ещё дополнительно разгонять до первой космической, причём уже в вакууме. Такой двигатель ещё не создан. Или мы просто не в курсе?...
А очень резкое, радикальное снижение стоимости вывода грузов на орбиту - это, друзья и френды, революция не меньшая, чем первый спутник. Мы сейчас очень слабо себе представляем, зачем нам нужен дальний космос. Не только в России, но по большому счёту и в мире тоже. Ближний космос, это ещё как-то понятно - связь, навигация, погода, разведка, всё такое. Это всё люди ещё как-то понимают. А вот на вопрос "зачем нам осваивать Луну или Марс?" хорошего ответа всё ещё нет. Но вопрос этот на самом-то деле, если подумать, звучит по-другому: "зачем нам осваивать Луну или Марс за такие большие деньги?" Нам никто не может объяснить, что в дальнем космосе есть такого ценного, что окупило бы колоссальные затраты на его освоение.
Так вот, если эти затраты резко снизятся, то и интерес сразу появится. Множество космических проектов вдруг в одночасье станут рентабельными. Тут уже каждый сам легко поймёт, какие перспективы могут открыться. Ну хотя бы - представьте, что обычная, средняя семья сможет себе позволить просто купить билет "до орбиты и обратно", чтобы полюбоваться на Землю сверху. Провести недельку в каком-нибудь орбитальном отеле. Который, кстати, тот же Илон Маск с удовольствием и построит! Если НАСА в очередной раз даст ему денег. :) Про все остальные возможности дешёвого доступа в космос уже каждый сам догадаться может.
Ещё раз - понятно, что до создания летающего аппарата ещё далеко. Мы же видим - у нас тут большой войной пахнет, надо бы ещё в живых остаться. Но всё же радует, что технологии подбираются вплотную к этому прорыву. Может, ещё и при нашей жизни случится. :)