Продолжаю рассуждать о теоретических вопросах звездоплавания.
И пришло в голову важное, о чём я как-то начал уже забывать. Мой роман заявлен как книжка «для детей старшего возраста, подростков и юношества». Про это написано прямо в заглавной записи журнала, во второй строчке списка. А эта аудитория как правило не обращает внимания на наукообразность, на соответствие текста современным научным представлениям, и так далее. Техно-троллями становятся уже в зрелом возрасте, после того, как перестали верить в Деда Мороза и в справедливость для всех; после того, как перестали верить во всё подряд, и всё подряд стали подвергать сомнениям. Вот тогда да, становится критически важным количество мегаватт в плазменном шнуре, площадь и толщина паруса, соотношения дейтерия и гелия-3 в топливе… Вообще, про это можно говорить много, и я точно насчёт этого феномена пройдусь ещё не раз. Важно то, что молодой аудитории всё это в голову не приходит, для них важно другое. Сюжет и люди. Про это и надо писать.
Поэтому если мне и следует углубляться в технические подробности, то не для того, чтобы понравиться техно-экспертам (им всё равно не понравится), а чтобы (1)детям было интересно читать, и (2)чтобы не вводить их уж совсем в заблуждения относительно научной картины мира.
В предыдущей записи я рассказал, почему мой звездолёт должен быть оснащён «тирьямпампатором» - устройством, которое даст ему возможность двигаться быстрее скорости света. Увы, этого в моём сюжете избежать не удаётся.
Для начала нужно сказать, что способ «тирьямпампации» для Талисмана я уже выбрал. Звездолёт будет уничтожать пространство перед собой, по вектору своего движения, но не так, как это описано у Сергея Снегова, а несколько хитрее… Но про это позже.
Раз пространство перед кораблём уничтожается, значит, принципиально нельзя использовать прямоточный двигатель, который захватывает набегающий поток межзвёздного вещества, делает из него рабочее тело, и выбрасывает позади себя, формируя реактивную тягу. Что же он будет захватывать, какой же такой поток будет на него набегать, если всё перед кораблём превращается в ничто? Итак, прямоточник отпадает сразу.
Также нельзя использовать и самый романтичный способ разгона звездолёта, а именно огромный парус. В который что-то очень мощное светит из точки старта.
Например, корабль ISV Venture Star из фильма Дж.Кэмерона «Аватар» перемещался именно так. (На картинке как раз он.) У него имелся очень большой парус 16 километров в диаметре, в который сзади, от Земли ему светил массив сверхмощных лазеров. Разгон продолжался полгода, подсветка обеспечивала кораблю постоянное ускорение 1,5G и при его окончании достигалась скорость в 0,7с - то есть 70% от скорости света.
Про него можно много говорить, но не имеет смысла, ибо для моего Талисмана парус не подходит так же, как прямоточник. Что произойдёт, когда Талисман включит свой «тирьямпампатор» и начнёт обгонять свет, который подталкивал его сзади? Вся тяга паруса пропадёт! Ну или начнутся какие-нибудь труднопросчитываемые эффекты, которые мне, плохо знающему теорию относительности, предсказать проблемно.
Следующий способ перемещения в пространстве на большие расстояния - аннигиляционный фотонный двигатель. Который уже давно придуман фантастами и успешно ими применяется. Теоретически идея красивая. Но техно-тролли её тоже уже всю изъели, как трухлявый пень. Говорят, например, что для создания одного ньютона тяги аннигилятор должен тратить 300 мегаватт энергии! Это дофига, граждане! Будущее человечество должно научиться просто супер-эффективно упаковывать энергию, если хочет запускать звездолёты с фотонными моторчиками!
Так или иначе, корабли на фотонной тяге широко применяются в фантастической литературе, и я тоже намерен оснастить Талисман такой штукой.
Ну и ещё один двигатель, который единственный из всех рассмотренных имеет все шансы быть реализованным уже в ближайшем будущем. То есть для времени действия моей книги это будет уже древний, надёжный и хорошо отработанный агрегат. Это термоядерный реактор-пробкотрон.
Он также уникален среди всех четырёх ещё и тем, что единственный из всех способен придать кораблю реальное, заметное ускорение. Тяга пробкотрона может достигать вполне внушительных величин, а не измеряться граммами, как у аннигилятора, например.
И ещё: включаться он может прямо с нуля скорости и сразу сообщать звездолёту чувствительное ускорение. Аннигилятор, зажжённый на нуле, придаст кораблю совсем незаметное ускорение, и разгон будет продолжаться многими годами. Парус, возможно, в этом смысле гораздо лучше, особенно при старте, когда корабль находится прямо возле батареи лазеров. А прямоточник, тот на нуле скорости вообще теряет смысл. Пробкотрон же на начальном этапе полёта играет роль такой мощной старой доброй ракеты, стартового ускорителя. Зато на релятивистких скоростях толку от него будет меньше, особенно если есть аннигилятор.
Итого, имеем вывод. Двигательная установка моего корабля будет состоять из одного фотонного движка и сразу трёх(!) пробкотронов. Три реактора, это для того, чтобы он мог достаточно активно маневрировать в системе звезды-цели, а не просто долететь из точки А в точку Б.