Хотел бы немного описать увиденное в этот день. Или немного о честных выборах.
Дело в том, что я наблюдаю за каждыми выборами с 2011 года. От различных партий или кандидатов я получаю статус члена комиссии с ПСГ или наблюдателя, а затем езжу по участкам, проверяя корректность их работы. Деньги, к слову, ни разу за наблюдение выборов я не получил, ибо контроль за голосованием - вещь исключетельно добровольная. В этот раз один из кандидатов в городские депутаты направил меня в ОИК (окружную избирательную комиссию) членом с ПСГ (правом совещательного голоса). Это очень удобный статус, который позволяет появляться на любом участке в округе и наводить там порядок (ибо ты с вышестоящей комиссии). При этом члены с ПСГ не работают с бюллетенями или любыми другими документами.
1. Утро наблюдателя начинается рано. Отоспавшись целых 4 часа, я встал в 6, а почти в 8 часов мы уже активно торопились на один из участков:
2. Первым нашим пунктом стала 77-ая школа (УИК 367):
Здесь наблюдатели пожаловались на конфликт с комиссией, уточняя, что им отказывают в регистрации на участке. Уже на месте выяснилось, что наблюдатель просто не полностью заполнил заявление, а комиссия не указывая на это, весьма справедливо отказала в принятии документов. Разумеется, с этим быстро разобрались. Параллельно решили посмотреть то, как открывается участок.
3. В 8 утра, перед тем как пустить первых избирателей, на каждом участке играет гимн России. Все, как положено, встают:
4. Комиссия гасит неиспользованные открепительные удостоверения:
5. Далее, в присутсвии наблюдателей, демонстрируются пустые урны, которые затем опечатываются:
Примерно на этом этапе возникли первые мелкие проблемы. Председатель начала запрещать наблюдателям и членам комиссии с ПСГ перемещаться по участку, ссылаясь на то, что они мешают работать. Это едва ли не самое распространенное нарушение на выборах. Обычно, если наблюдатель или ПСГшник старается не реагировать на необоснованные претензии, устраивается ужасный ор с участием всех членов комиссии женского пола, кому за 50. В ходе подобного спектакля человека либо морально подавляют, либо просят полицию вмешаться в ситуацию. Раньше это заканчивалось выводом наблюдателя или ПСГ с участка (примечательно, что данного федеральным законом права на наблюдение могла решить группа членов комисии на участке, просто проголосовав, как правило единогласно, за удаление не понравившегося им человека). Сейчас же закон запретил удалять ПСГ (это возможно только по решению суда), но это не помешало на нескольких участках по-старинке принять решение и с помощью сотрудников полиции удалить с участка ряд ПСГ.
6. Досконально разъяснив тонкости закона на одном участке, мы едем на другой
Стоит отметить, что я работал в так называемой ситуационной группе. Это значит, что мы (совместно с одним из кандидатов) выезжали на участки по жалобам наблюдателей. То бишь мы реагировали на потенциальное нарушение закона. Один из звонков поступил с перинатального центра №3. Там было голосование по выносной урне, голосовали врачи. Приехав на место, мы обнаружили толпу человек в 20 сотрудников роддома, которые стояли в очереди на голосование.
7. Само голосование, кстати, происходило в кабинете главного врача. В его присутсвии:
Удобно, не правда ли? Ты - бюджетник, получаешь бюллетень на глазах своего начальника, ставишь на его глазах галочку и при нем же в урну опускаешь. Уверен, никакого понуждения тут нет. Но самое удивительное, что голосование происходило без списка. Точнее как - список был, но это были несколько листов, скрепленных скрепочкой, на списке при этом не было ни печати комисии, ни подписи председателя, ни каких-либо других опозновательных знаков - ничего. Нам тут же пояснили, что мол список, по которому выдаются бюллетени - выписка из настоящего списка, а настойщий находится на участке (голосование же тут по выносной урне). Мы тут же апеллировали, мол, есть стандарт оформления списка, а у вас не список тогда, а просто несколько листов с принтера. А вы ведь понимаете, к чему ведет бесконтрольная выдача бюллетеней непонятно кому.
8. Поскольку нарушение это серьезное, на место вызвали полицию:
Полицейскому я описал все происходящее и поставил под сомнение результатов голосования непосредственно по той выносной урне. Забавно еще и то, что буквально аналогичные списки (по формату) лежали на столе у главного врача.
9. Вот они (личные данные выкладывать нельзя, поэтому все замазано):
Сотрудник комиссии потом признался, что это копия списков, с которыми работала комиссия. Что это за вторые такие списки я так и не понял, но потребовал унести их из помещения для голосования.
Другая примечательная черта этих выборов - непосредственно у нас в округе были люди, которые решали ряд конфликтов на месте.
10. Вот на этом кадре запечатлен такой человек (саратовские политизированные читатели сразу поймут, о ком я):
Этот человек ездил в паре с несколькими людьми представительского вида, в том числе, с одним из юристов и сотрудником областного избиркома. Также совместно с ним всегда ездило несколько человек нерусской наружности (видимо, сфера решаемых вопросв предполагалась весьма обширной). Этот человек сражу же пояснил, что основной задачей для него стоит снижение числа написанных жалоб и заявлений, поэтому конфликтные ситуации он решал слету, пообщавшись с председателями комиссиий или позвонив кому-либо по телефону. Мы этого человека много раз видели за этот день. Интересная у него функция, однако.
Другая эпичная история дня голосований - поимка карусельщицы. Это произошло в 3-ей гимназии (УИК 359). Кандидат спросил у одной из избирательниц, после того как она получила бюллетень, где она прописана. Та пояснила, что совершенно в другом районе города. Кандидат попросил ее показать прописку в паспорте. Та показала, пояснив, что ей сказали проголосовать именно на этом участке, она подошла и расписалась за кого-то в списке.
11. Тут же была вызвана полиция:
Члена комиссии, которая позволила расписаться за другого человека, предупредили об уголовной ответственности. 5 лет тюрьмы за продажу Родины.
12. Вот она, делает вид, что не нервничает:
Примечательно, что после приезда вышестоящей избирательной комиссии, после написания заявления в полицию, нам рассказали, что придет отписка. Ибо нарушения не установлено, сотрудник комиссии просто ошиблась, перепутав район проживания, фамилию, имя и отчество избирателя.
13. Сотрудник комиссии просто набросала объясненние, и дальше села работать:
Надо сказать, что в нашем случае девушка-карусельщица, видимо, испугалась, поэтому рассказала историю как есть. Были карусельщики (не я их ловил, но слышал истории), которые просто убегали, когда их ловили.
14. Вот приехавшая милая сотрудница вышестоящей комиссии пытается объяснить, что ничего собственно не произошло:
Честно говоря, нарушений мы за день выявили немало, здесь я лишь описал пару колоритных примеров. Еще важная деталь - что происходит в ТИК и ОИК (территориальной и окружной избирательных комиссиях). Дело в том, что окончательные результаты получаются там. Находиться в ОИК и ТИК очень скучно. Если УИКи подсчитывают свои результаты в 3-4 ночи, а затем все везут в ТИКи или ОИКи, то последние заканчивают работать уже утром, а то и вовсе во второй половине дня.
ТИКи и ОИКи, как правило, находятся в администрациях районов. И нередко, в нарушение установленной процедуры, председатели УИКов заходят с результатами сначала к главе района, а уже потом вносят данные в электронную систему.
15. Вот по центру кадра два дядечки из участков, расположенных в СГАУ, собирались сначала зачем-то подняться на 2ой этаж:
Дядечек этих с криками остановили и указали, что сначала надо вносить данные в систему, а уже потом идти разговаривать с кем-угодно.
16. В результате один из них все равно сбежал наверх:
Примечательно, что председатели этих комиссий умудрились случайно забыть огромные мешки с бюллетенями в своих комиссиях. И уже наверняка отпустив всех наблюдателей, отправились обратно за забытыми документами строгой отчетности. Бывает.
17. А вот эта комиссия провела в ОИКе около 4 часов:
У них на участке были установлены электронные урны, которые сами все считают. Во время голосования выключился свет. После включения, насколько я помню, нужно составить акт, вынуть при наблюдателях все бюллетени и заново их прогнать через сканер (нет там батарейки, не запоминает он ничего). Но в комиссии этого делать не стали, просто продолжив голосование. В результате контрольные цифры у них не сходились. Не сходятся цифры - это дело почти подсудное, поэтому итоги голосования они в вышестоящую комиссию не сдавали.
18. Итогов нет, а бюллетени уже 4 часа лежат:
19. Комиссия неоднократно выходила, пришлось даже обращаться к сотрудникам полиции, чтобы их нашли:
Придя, комиссия заявила, что им нужно было отдохнуть, а потом у председателя, больной сахарным диабетом, случился приступ. Поэтому они ее коллективно на 2ом этаже откачивали. Интересные истории, но спустя 4 часа в ОИКе, контрольные цифры начали сходиться. Мистика.
20. Рабочий день наблюдающего за выборами заканчивается поздно (в моем случае рано):
В очередной раз разочаровался от выборов. И выводы делать никакие не хочу, анализоровать новый состав Думы и т.д. Я лишь уверен, что когда в следующий раз я услышу жалобы от врачей и учителей на низкую зарплату и огромную нагрузку, я обязательно им напомню, что они приложили немало сил, чтобы их положение никак не изменилось. В следующий раз, когда будете удивляться очередным непонятным законопроектам, обязательно позвоните в ближайшую школу или больницу, и отблагодарите их за это.