У нас в горах, где мы живём в Швейцарии, снега намело уже почти в человеческий рост. Дороги едва успевают расчищать, на машине можно проехать только на пониженной передаче... под поземкой на дороге - лёд.
Фермерские трактора с толстыми цепями на колёсах.
Дети по утрам пробираются к автобусной остановке через заснеженные поля и дороги, вышагивают по сугробам, пыхтят, тащат свои школьные рюкзаки... Румяные и веселые собираются на остановке и устраивают там бои, толкают друг друга в снег. Наверное, приходят в школу все мокрые! Но здесь на это внимания не обращают.
Я вспоминаю себя в этом возрасте зимой. Мой четвертый класс.
У меня был друг - Мишка. Мы с ним вместе пробирались в школу каждое утро через пургу и метель. Часто опаздывали в школу.
Однажды мы так сильно опаздывали, что Мишка сказал, а давай возьмём такси.
Дело было в подмосковном Дмитрове. Мишка был старше меня и он был хулиган. А я была хорошей тихой девочкой. Ну, в моем понимании.
Откуда у нас были деньги на такси, я не помню. Но мы приехали в школу на такси! Конечно, вся маленькая сельская школа это увидела в окна.
Вот это был фурор! Мы с Мишкой были очень горды. Сделали вид, что для нас это плевое дело!
А после школы, пока мы ждали на дмитровском вокзале электричку, мы устраивали соревнование: кто быстрее вылижет языком дырку во льду, покрывавшем огромную грязную лужу на переезде у путей. Хорошо помню пресный вкус того льда. Гудрона, сырости, застывших бычков, холода.
В электричке спали на деревянных сидениях, положив под голову портфель. Искали вагон с мотором, он хоть и тарахтит, но там всегда теплее.
Спали всегда, держа одно ухо настороже: вдруг зайдет контролер, ведь билетов у нас никогда не было. Бегали по тамбурам от контролеров, хихикая, иногда приходилось выскакивать от них на остановках и тогда надо было ждать следующего поезда. Но дома нас все равно никто не ждал.
Мы учились в Дмитрове, а жили в Катуаре, и каждый день так путешествовали туда и обратно.
И если сравнивать зиму в швейцарских Альпах и Подмосковье, то здесь много снега, но температура ниже 10ти градусов не падает,
да и то - это редкость. Обычно около 0. Почти Сочи!
А в моем детстве в России морозы доходили до 40. Минус 15-20 - норма.
И тут, в Швейцарии, дети круглый ход ходят без шапок, с голыми шеями и щиколотками, даже в самые «страшные» морозы, когда минус 10. И удивительно не видеть простуженных детей. По сравнению с Россией - это редкость.
Дальше, в главе про мой шестой класс, я повспоминаю, какие морозы были в смоленской губернии... вот это да. Цыпки на руках, сопли колом... Вечный насморк и простуды.
Вот дочь скрылась за горизонтом, ушла в школу. Это вершина горы, тут снег мелкий, его сметает ветрами. А чуть пониже - снег глубокий. Зато чистый, как слеза!
2017
Одна глава из моей книги "Секта в доме моей бабушки"
(Часть 4. Я - сверхчеловек. Жизнь в подполье)
https://ru.sandermoenpublishing.com/collections/new-books/products/product-5