May 17, 2019 20:40
В 80-х годах, когда я собственными глазами увидела, как жили да (и до сих пор живут) чиновники компартии и члены их семей, и сравнила это с тем, как жили миллионы простых людей, я подумала, что это сон. Этот контраст был настолько сильным, что трудно было поверить в то, что это все наяву.
Советский Союз был оплотом самого настоящего рабства. Партийная верхушка и их семьи жила за счёт всей страны, а "коммунизм" - это просто идеология, слова. Вот и вся политика "великой" державы.
А после развала и логичного банкротсва СССР добавилась иная проблема. Жителям бывших союзных республик - разграбленных теми же партийными функционерами да и просто в результате неумной политики и управления - не остаётся выбора, как продавать себя в рабство.
Да, я считаю, что это самое настоящее рабство, как во многих азиатских странах. У людей из бывших союзных республик нет никаких прав, их ненавидят, судят по внешности. Так процветает национализм. При этом их используют как дешевую или вообще бесплатную рабочую силу: они часто работают за крышу над головой и еду.
Тем, кто их использует, это очень удобно.
Но достаточно быть просто интересующимся, наблюдательным и неравнодушным человеком, чтобы все это видеть и понимать.
А я это знаю ещё и на личном опыте. Но, как ни странно, личный опыт рабства не учит жизни. По крайней мере ко мне не приходило вот такого четкого понимания, кто раб, а кто господин в моей ситуации. Были только эмоции: горечь, разочарование в жизни, зависть, смирение, может, иногда бунт... но пассивный - жить-то хочется, точнее НАДО. И вот этот сектантский стереотип - мол так везде люди живут и даже еще хуже - заставляет, конечно, смиряться и находить в своей рабской жизни только плюсы.
Когда же я переместилась из Москвы в Швейцарию, я с огромным удивлением узнала, что хоть здесь и живут обеспеченные люди, рабство здесь не принято. Это просто некрасиво. Неприлично. Бесчеловечно.
Нет, ты можешь позволить "выписать" себе "раба" из бедной страны, но:
Во-первых, по закону ты будешь вынужден очень хорошо оплачивать его труд.
Во-вторых, здесь другие ценности, здесь это не принято.
Когда я предложила мужу (а он норвежец) найти такую няню из какой-нибудь бедной страны, он сказал: "Мы можем себе это позволить, но я просто не смогу общаться с этим человеком. Как же я буду смотреть ему с глаза?"
Меня это поначалу, признаюсь, раздражало, потому что в Москве я привыкла к тому, что за три копейки мне помоют салон машины, вынесут мой мусор, уберутся в квартире, присмотрят за моим ребенком. Я и сама была вынуждена так подрабатывать.
А здесь такого практически нет. Здесь либо простой труд полностью автоматизирован, либо ты обязан платить человеку за его выполнение достойную оплату. А это очень дорого.
Второй раз, когда у меня перевернулось мировоззрение в этом смысле и я вдруг увидела и поняла, что такое рабство, это моя деловая командировка в Абу Даби.
Все восторгаются этой страной, там красиво и богато. А мне вот совершенно невдомек, как вообще можно восторгаться страной, построенной на рабстве?
Это же бросается там в глаза везде, это полицейское государство. Богатство там - это ширма, потемкинские деревни, за которыми творится кошмар.
И после этой поездки я другими глазами стала смотреть и на большие города в России типа Москвы. Там дела обстоят также. Только когда я жила в Москве, для меня это было нормой, мне было не до того, чтобы об этом задумываться, лень, трудно, страшно. И непонятно, что с этим делать.
А надо хотя бы говорить об этом вслух, признать. Назвать вещи своими именами.
рассуждалки,
Швейцария,
крик души,
швейцария