Aug 31, 2012 13:41
В последнее время, в связи с событиями на Кавказе, все больше российских экспертов, упоминают о противостоянии традиционного Ислама с "ваххабитской", или "салафитской" его интерпретации. К примеру, после известного теракта в Татарстане, сразу же было объявлено, что это дело рук "салафитов", то есть радикально настроенных мусульман. Позже появилось видео, где некая группа людей, берет на себя ответственность за этот теракт, и приносит присягу Доку умарову (эмиру Кавказского Эмирата). Точно таким же образом убийство Саида Чиркейского в Дагестане было объявленно делом рук "салафитов". Что такое "традиционный" Ислам и чем он отличается от "салафитской" версии? В интернете немало материала, и конечно же, материал несколько ангажирован. Но более-менее сведущий обыватель, может сделать вывод, что "традиционный" Ислам, есть Ислам умеренный, тогда как "ваххабитский", или "салафитский" Ислам есть Ислам агрессивный, проповедующий насилие по отношению к иноверцам, та самая "Аль Каида", те самые террористы. В принципе, это подтверждается эментарным просмотром телевизионных новостей. Есть так же мнение, что Ислам везде одинаков, и просто сам по себе агрессивен, как идеология - это мнение современных европейских исламофобов и израилофилов, потихоньку просачивается и в Россию, через таких журналистов как Ю. Латынина, к примеру. Но начнем с "традиционализма". Итак, если брать более точный термин, "традиционный" Ислам, это Ислам суфийской идеологии - где упор делается на самосовершенствовании и борьбе с внутренними страстями, некая смесь индуизма, древнегреческой философии и илсмаских верований, которая абсолютно отвергает вооруженные или террористические методы. Это единогласное мнение экспертов по Исламу. Но верно ли оно? Если брат именно Кавказ, как наиболее проблемный регион, то мы можем узнать, что еще во время Кавказской войны под предводительством имамов Гази Мухаммада, Хамзата и Шамиля, исламской идеологией, подпитывающей газават (джихад) против Российской империи был именно суфизм - Накшбандийская ветвь. Именно мюриды составляли костяк воинства Имамата, и именно тогда это слово впервые вошло в обиход русского языка. После поражения Имамата и колонизации Северного Кавказа, Российская Империя не вмешивалас в религиозные верования кавказцев, разрешив им практиковать шариат в гражданском судопроизводстве. Тем не менее, именно тогда началась трансформация Ислама, и его превращение в то, что сейчас называется "традиционным" Исламом. Первая Мировая Война и последующая революция, немного притормозили этот процесс, но последующие действия коммунистов не только его проодлжили, но и убыстрили в несколько раз.
Что именно представлял собой этот процесс? Во-первых, надо вспомнить Кавказскую войну. Эта война велась под религиозным знамененм, соответственно, в первых рядах были исламские религиозные деятели, знатоки исламского права, носители знаний. И самые большие потери пришлись именно на эту категорию населения. Те же, кто остался жив, по окончанию войны, были вынуждены эмигрировать на исламскую территорию - в то время Оттоманская Порта. В то же время те, кто по каким-либо причинам не смог покинут родину, продолжили борьбу, правда уже несколко разрозненным фронтом - и точно так же отдали свои жизни. То есть, в конце 19-го века, на территории Северного Кавказа, фактически, почти не осталось носителей исламских знаний. Да, были имамы в мечетях, обряды и традиции исламской веры продолжали практиковаться, но той прослойки хорошо сведущих в религии и шариате уже почти не осталось. Причем, в некоторых регионах (Северная Осетия), в результате подобного кризиса духовенства, уже простой люд начинает массово переходит в православие, по давлением местных властей (в частности предлагались деньги). После февралской революции и последующего переворота, это давление приобрело неслыханные формы. Советский строй боролся со всеми религиями, видя в них угрозу тоталитаризму и диктатуре - первыми принялись за христианских священников, ввиду их большинства, но потом перешли и на мусульман - начало было заложено во время Гражданской войны, когда на территории Средней Азии, под религиозными лозунгами начало формироваться первое исламское антисоветское движение, т.н "басмачи". На Кавказе же, с его вековой историей сопротивления любой власти, остатки духовенства, в целях профилактики, были просто-напросто уничтожены. Их место заняли те, кто обладал элементарными знаниями, которые проповедовали лояльность советской власти. Конечно же, не все муллы были предателями, некоторыми двигало чувство самосохранения. Но результатом стало ползучее невежество в вопросах религии среди населения, что в свою очередь привело к возникновению различного рода "обычаев" и "традиций", противоречащих Исламу - причем истоки этого процесса, берут начало в середине 19-го века, а массовая депортация просто ставит на этом процессе печать.
При таком давлении, естесственным является искажение принципов религии, и замещение некоторых постулатов, на востребованные властями. Это произошло сначала с православием, а затем и с Исламом. Мусульмане полностью ассимилировались в плане религии, а те, кто являл собой класс духовенства сформировали новую секту - секту советского Ислама. Большинство религиозных деятелей было информаторами КГБ, или же просто лояльными коммунистическому режиму гражданами. Их задачей было пропагандировать советский образ жизни, и сообщать органам власти о настроениях в обществе. Конечно же, они не обладали достаточными знаниями в Исламе, не имея возможности посещать ни местные исламские университеты (по причине их отсутствия) ни зарубежные центры исламского образования (ввиду политики железного занавеса). С распадом Советского Союза и открытием границ, люди начали заново открывать для себя исламский мир. Сначала это были поездки в Мекку на Хадж, затем различного рода коммерческие рейсы в ОАЭ. В конце концов, молодежь начала отправляться на учебу в Каир, Дамаск и Медину. Арабский мир, при всех их диктаторах, никогда не терял исламскую интеллигенцию - несмотря на жестокую секуляристскую диктатуру насеристов и баасистов, в Каире и Дамаске продолжали существовать исламские университеты. И конечно же их Ислам очен силно отличался от Ислама советского, что сразу же бросалось в глаза студентам с Кавказа. Со временем, молодежь начинает осознавать ту пропасть, которая разделяет их и исламский мир. Место жажды знаний, начинает занимать разочарование и обида на духовенство, ставшее причиной подобного регресса и распространения языческих суеверий. Возвращаяс домой, эти молодые люди начинают активную проповедь ортодоксалного Ислама, что привлекает к ним внимание местного духовенства. Выросшие в Советском Союзе, не имеющие достаточных знаний, и запятнанные сотрудничеством с властью муллы, начинают видет угрозу своим позициям, со стороны нового, стремительно набирающего адептов среди молодежи, духовенства. И здес в игру включются силовики. Постсоветское "традиционное" духовенство сохранило свои позиции именно благодаря своим связям с силовыми структурами и местными органами власти, которым всегда нужны лояльные им личности, имеющие авторитет среди населения, при этом, благодаря своему сотрудничеству со спецслужбами, эти люди зависят от них, из страха перед оглаской. Когда же "традиционалисты" направляют силовиков на эти группы молодежи, так называемые "джамааты", или общины, полиция и спецслужбы не церемонясь, начинают просто применят насилие, считая это самым действенным способом. Так проливается первая кровь. "Джамааты" начинают уходит в подполье и разаделяются на сторонников силового ответа власти и сторонников продолжения диалога, с расчетом на то, что их проповеди возымут действие, и "традиционалисты" должны будут уступить числу. Так возникает такой современный феномен, как "исламский" терроризм, который в свою очеред дает повод "традиционалистам" на последующие репрессии, и как результат, увеличение своей власти. Силовики же получает невспаханное поле для деятелности, которая может приносит как быстроеп овышение, так и премии в денежном эквиваленте (т.н "наградные")То есть, грубо говоря, "исламский терроризм", становится бизнесом, выгодным как "традиционалистам", как метод удержания у власти и недопущения к ней конкурентов, так и силовикам, как способ быстро сделат карьеру.
Прежде чем перейти к "салафитам", то следует упомянуть важнейший момент в новейшей истории России, очень сильно повлиявший на сегодняшнее положение дел среди народов, исповедующих Ислам. То есть, о событиях в Чечне, с 1991, по 1999 гг. Все эти процессы, описанные выше, точно так же проходили и в Чечне, с единственным но - отсутствием федеральных органов власти, и соответственно, местных, лояльных центру властей. Вкупе с сепаратистскими идеями, удавшейся революцией и объявлением независимости, эти факторы поспособствовали распространению "салафитских" идей, на большую часть молодежи. Соответственно, при отсутствии преследований, со стороны лояльных Москве духовенства и силовиков, эта ситуация привлекает на территорию Чечни, различные "салафитские" общины с других республик Кавказа, а так же и зарубежных "салафитов". Точно так же возникает конфликт, но из-за отсутствия во власти бывших номенклатурных работников, и стремительная замена советского духовенства на новое, более радикальное и антироссийское, эти конфликты остаются на уровне бытовых. После временного отступления российских войск в 1996-м году, и подписания перемирия, приоритеты националистического и традиционного руководства Ичкерии начинают потихоньку менятся. В результате тяжелой войны, "салафиты", как одна из наиболее финансируемых, и идеологически подкованных, и соответственно наиболее подготовленная к боевым действиям группа, входит в правительство, а именно в структуры МВД, т.н "шариатская гвардия". То есть, "салафитам" полностью передаются силовые органы, они начинают патрулировать города и села, задерживать нарушителей и судить их по Шариату. В результате, все чаще возникают вооруженные конфликты с "традиционалистами" - самые громкие случаи, это задержание прокурора Ичкерии, перестрелка с охраной Ш. Басаева, конфликты с Т-А. Атгериевым, Ямадаевыми и А. Кадыровым. К 98-му году, уже происходит четкое размежевение между чеченским полевыми командирами, когда на сторону "салафитов" переходят "традиционалист" Басаев, а Масхадов, присоединяется к "традиционалистам" Атгериеву, Ямадаевым и Кадырову (кроме того, эти люди входили в родственные кланы - алерой и беной). Поводом, служит столкновение в Гудермесе, где несколько дней идут боевые действия между "шариатскими гвардейцами" и отрядами Ямадаева, а так же подошедшим им на помощь соединениям Националной Гвардии Ичкерии. Так, перед самым началом второй чеченской кампании, в Чечне начинается гражданская война. Почему же "салафиты", не имея никаких препятствий к распространению своей идеологии, все-таки привели свое положение, фактически, к той же ситуации, что и в России, где "салафиты" превратились в маргиналов, а "традиционалисты" усилили свои позиции?
Для начала, попробуем разобратся с термином "салафит". Википедия говорит, что: "Главный догмат салафитов - вера в безусловно единого Бога (таухид). Своей основной задачей салафиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов. Они отвергают различные, с их точки зрения, нововведения (бид"а). Салафиты отрицают возможность «посредничества» между Аллахом и человеком. Отрицают суфизм, который в Российской Федерации получил распространение на Северном Кавказе, где закрепились несколько суфийских тарикатов. Также салафитскому течению свойственная критика "таклида" - как отрицание следовать какой-либо одной исламской школе или ученому. Отрицается любое развитие и изменение вероучения. Салафизмом джихад понимается только как вооруженная борьба с неверными. Тогда как в традиционном понимании джихад - борьба прежде всего со своими духовными пороками." Кроме этого утвержднеия, к своему величайшему удивлению, я не обнаружил больше никакой существенной информации. Если считать причисление движения "Братья Мусульмане" к салафитам информацией - что само по себе нонсенс, и только показывает неграмотность автора статьи. Но оставим детали, остановимся на последнем, самом главном моменте описания "салафизма", а именно - "салафизмом джихад понимается только как вооруженная борьба с неверными". Если посмотреть английскую версию этой же страницы, то обнаруживается в разы больший текст, с подробной информацией и интересной ссылкой на "салафитов-джихадистов", статью, где описываются, цитата: "движение салафистов, поддерживающих насильственные методы и вооруженную борьбу", конец цитаты. Итак, получается, не все салафиты джихадисты, и не все джихадисты салафиты. К примеру, "Братья Мусульмане" жестко порицаются классическими салафитами, именно за призывы к насильственному свержению законной власти и неразборчивость в идеологии. А "Братья Мусульмане" это и ХАМАС и "Хизб Ат Тахрир", то есть организации, во многих странах мира признанные террористическими. Классический пример салафитского государства, это Саудовская Аравия - ортодоксальная исламская монархия. Кроме публичных казней и запретом на вождение автомобилей женщинам, это государство известно как один из самых крупных экспортеров нефти. Но известно ли оно какой-либо агрессией, по отношению к иноверцам, или же соседним странам, подобно Ираку? Поддерживает ли это государство терроризм, подобно Ирану? Закрыто ли это государство для иностранцев? На все эти вопросы ответ один - нет. То же самое можно сказать и о других салафитских государствах в регионе - Катаре, ОАЭ, Кувейте. Если говорить об "Аль Каиде", костяк которй, составляют именно саудовские граждане, то мы видим, что эти люди жестоко преследуются властями, и финансирования, или даже простой поддержки этих групп, подобно поддержки Ираном "Хизболлах" и ХАМАСа, там нет. На территории России, салафитов разделяют на джихадистов и умеренных только в одной республике - в Дагестане. Мало того, был начат конкретный процесс примирения сторон, где участвовали как лидеры салафитских общин, так и лидеры суфийских братств. Но этому положил конец взрыв, унесший жизнь лидера дагестанских суфиев - Саида Чиркейского. Сделали ли это джихадисты, не желавшие мира, или же это дело рук провластных структур? Или же возник некий симбиоз этих двух структур, которые ненавидя друг друга, все равно осознают, что друг без друга им не прожить, как бы это парадоксально не звучало? Вопросы, вопросы... Но вернемся к молодежи. Итак, сегодняшние российские салафиты, подвергаясь преследованию со стороны властей, выбирают из двух зол - эмиграция или уход в горы и вооруженное сопротивление властям. Третьего пути, когда салафиты, вместе с другими общинами, совместно борются против терроризма, как это происходит в той же Саудовской Аравии, в России пока не предвидится. Сегодняшняя политика российских наместников на мусулманских территориях,направлена на конфронтацию с салафитами - этим они сохраняют свои места, имитируя борьбу с "международным терроризмом", добиваются дотаций и льгот, при этом полное уничтожение повстанцев им точно так же невыгодно, как и их усиление. В результате, поддерживается статус-кво - поддерживается определенное количество повстанцев, недостаточно сильных для масштабной вылазки, но и не совсем мизерное, для поддерживания угрозы. При этом, реальная возможность легализации и последующего союза с салафитами всячески отметается, под различными предлогами.
Но лежит ли вина только на властях? Ведь в Чечне, да и в Дагестане (Карамахи и Чабанмахи), существовали периоды, когда салафитам ничего не угрожало, но они не воспользовались этим моментом для распространения своей идеологии, и предложение ее населению как альтернативу коррумпированному "традиционализму". Напротив, идеологию салафии перехватили джихадисты, в том числе и благодаря иностранным волонтерам, ветеранам войны в Афганистане, которые вместо того, чтобы занятся искоренением невежества и клановости, стали активно готовится к боевым действиям. Из-за постоянного притока новобранцев, салафиты стали похожими на "Братьев Мусульман", которые делая упор на количестве, а не на качестве, позволили своей идеологии, под влиянием членов, принадлежащих к разных течениям в Исламе, исказить некоторые постулаты вероучения. Кавказские же салафиты, позволили влиться в свои ряды обычным невеждам и бандитам, и именно это привело к маргинализации этой идеологии сегодня. Похищения людей за выкуп, набеги на соседние территории, нарушение прав мусульман, несправедливость в наказании, хищение народного достояния - вот чем были известны салафиты на территории Чечни, в период между первой и второй войной. Это стало легализованной местными "алимами" практикой, и теперь прочно ассоциируется с идеологией салафитов. В принципе, ничего удивительного в этих процессах нет - это всего лишь отражение процессов в исламском мире, где джихадисты "Аль Каиды", созданной американскими спецслужбами, точно так же оправдывают свои преступления дозволенностю этого в Исламе.
Продолжение позже
Братья Мусульмане,
джахилия,
чеченцы,
Ислам в России,
фатва,
Ислам,
криминал в Исламе,
война в Чечне,
невежество,
нарушение закона в Исламе,
терроризм,
российские салафиты,
нововведения в Исламе,
Аль Каида,
шариат,
соблюдение соглашений в Исламе,
подчинение правителю в Исламе,
Кавказ