Краткая история Хаджа

Dec 13, 2011 10:02


Передается в «Сахихе» Муслима, что Абу-Дарр (РАА) сказал: «Я спросил Посланника
Аллаха (САВС) о самой первой мечети на Земле, построенной для людей. Он ответил:
„Это Аль Масджид Аль Харам“ (Кааба). Я спросил: „А какая была построена после нее?“ Он
ответил: „Аль Масджид Аль Акса“ (Иерусалимский Храм). Я спросил: „А сколько времени прошло между их
постройками?“ Он ответил: „40 лет“."

 


Вид Каабы снаружи и внутри

1. Когда началась практика Хаджа? Когда Хадж стал обязателен?

Аллах сказал (перевод смысла):

22/27. Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех поджарых верблюдах с самых отдаленных дорог.

Ибн Касир в своем тафсире, прокомментировал этот аят: Это значит: Возвести (О ИбрахIим) о Хадже людям, зови их на
паломничество в этот Дом, который Мы приказали тебе построить. Передается, что он ответил: «О Аллах, как я возвещу об этом людям, ведь они не услышат моего голоса?» Аллах сказал: «Возвести, а Мы передадим». Тогда он занял место на скале, по некоторым сведениям на Ас Сафа, по некоторым на горе Абу Кхубайс - и сказал: «О люди, ваш Господ взял себе Дом, поэтому приходите на паломничество!» И передается что горы понизились для того чтобы его голос достиг всех частей Земли, и даже те, кто был еще в утробе и чреслах тоже услышали, и все кто его
услышал - города, лагери кочевников и деревья, все те, кому Аллах велел совершать Хадж до Дня Воскресения, ответили: «Лаббайк АллахIума Лаббайк!» (Здесь я, о Аллах, здесь я!). Это общий смысл из того что было собрано Ибн Iаббасом, Муджахидом, IикримахI, СаIидом ибн Джубайром и другими из салафов. И Аллах знает
лучше.

Ибн аль Джаузи, в своей книге «Мусир аль Iазм аль Сакин» (1/354) передал аналогичные свидетельства, указав как источник создателей биографии Пророка (САВС).

Это то, что касается истории возникновения Хаджа до того, как был послан Пророк (САВС). Что касается возникновения практики Хаджа в Исламе, то существует некоторая разница в мнениях ученых по этому поводу. Передается, что эта практика была начата в 6-м году после Хиджры, в 7-м, в 9-м или 10-м. Имам ибн аль Къайим (РАА) был уверен что это началось в 9-м или 10-м году. Он передал в своем труде «Заад аль МаIад»:

«Нет никакого разногласия в том, что Пророк (САВС) не совершал Хадж после того как он совершил хиджру в Мадину, за исключением одного Хаджа, который именуется Прощальным Паломничеством. И нет никаких разногласий в том, что это было в 10-м году послехиджры... Когда был ниспослан приказ о совершении обязательного Хаджа, Посланник Аллаха (САВС) поспешил совершить его без промедления. Из-за того, что практика Хаджа началась в поздний период, в 9-м или 10-м году от хиджры, люди могут подумать - Как вы докажете, что практика Хаджа не было до 9-го или 10-года? Мы можем ответить, что первая часть суры «Iали Iимран» была ниспослана в Год Делегаций (Iам аль Вуфуд), во время которого делегация из Нажрана встретилась с
Посланником Аллаха (САВС), он заключил с ними договор, касающийся их платы налога (джизья), а положение о джизье было ниспослано в год похода на Табук - 9-й от хиджры, когда и была ниспослана первая часть этой суры».

Аль Кхуртуби сказал в своем Тафсире (2/4/92): «Хадж был известен Арабам. Когда пришел Ислам, им было уже известно то, что вменили им в обязанность, это было то, с чем они уже были знакомы». Смотрите так же «Ахькам аль Къуран» Ибн аль Iараби, 1/286.

2. Таваф вокруг Дома (КаIабы)

Аллах сказал (перевод смысла):

2/125. Вот Мы сделали Дом (Каабу) пристанищем для людей и безопасным местом. Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления. Мы повелели Ибрахиму (Аврааму) и Исмаилу (Измаилу) очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц.

Этот аят показывает, что обряд Таваф (обход) вокруг КаIабы был известен еще во времена ИбрахIима (АС).

3. Рамл

«Рамл» означает быстрая ходьба маленькими шагами. Это Сунна (желательное действие) для мужчин, но не для женщин, во время обряда «Таваф аль Кхудум» (Таваф во время прибытия), который является первым Тавафом совершаемым паломником по прибытию в Мекку.

Как же началась эта Сунна -«рамл»?

Аль Бухари передает в своем Сахихе (2/469-470, 1602), так же и Муслим (2/991-992, 1262), что Ибн Iаббас (РАА) сказал: «Посланник Аллаха (САВС) шел со своими сподвижниками, когда язычники сказали: „Посмотрите, вон идут люди ослабленные лихорадкой Ятриба (Мадины)“. Тогда Пророк (САВС) скомандовал сподвижникам идти быстро („рамл“) первые три круга. По другой передаче, он сказал: „Идите быстро, чтобы эти язычники видели что вы сильны“.»
4. Вода Замзама и «саIи» между холмами Ас Сафа и Аль Марва

Аль Бухари передает в своем «Сахихе» (сборнике хадисов) (6/396-397, 3364), что Ибн 1аббас (РАА) сказал: «Ибрах1им (АС) привел ХIаджар и ее сына ИсмаIила, когда она еще кормила его грудью, в место, недалеко от КаIабы, под дерево, на месте нынешнего источника Замзам, самой высокой точки мечети. В то время в окрестностях Мекки не было воды и никто там не жил. ИбрахIим (АС) оставив им сумку с финиками и кожаный бурдюк с водой, направился домой. Мать ИсмаIила провожала его словами: „О ИбрахIим! Куда же ты идешь, оставив нас в этой долине, где нет никого с кем можно было бы поговорить и нет ничего?“ Она повторяла это много раз, но он даже не посмотрел назад. Тогда она спросила его: „Аллах приказал тебе это?“ На что ИбрахIим ответил: „Да“. „Значит он не оставит нас“ сказала ХIаджар и вернулась к своему месту, в то время как ИбрахIим (АС) продолжил свой путь. Когда он дошел до Ат Тания, где они уже не могли его видеть, он повернулся лицом к КаIабе, и подняв обе руки он взмолился Аллаху, произнося такие слова:

14/37. Господь наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где нет злаков, у Твоего Заповедного дома. Господь наш! Пусть они совершают намаз. Наполни сердца некоторых людей любовью к ним и надели их плодами, - быть может, они будут благодарны.

Мать ИсмаIила кормила ребенка и пила воду, пока ее запасы не закончились. Она начала испытывать жажду, как и ее сын. Не в силах видеть страдания ИсмаIила, она оставила его. Обнаружив, что гора Ас Сафа находится к ней ближе всего, она поднялась на нее и начала разглядывать долину, отчаянно высматривая кого-нибудь, но не увидев никого, она спустилась с Ас Сафы, и, приподняв полы своей одежды, побежала в смятении и панике, пока не пересекла долину и не достигла Аль Марва, где она так же стояла с надеждой увидеть кого-нибудь, но и с той стороны не было никого. Она повторила это (бег между Ас Сафа и Аль Марва) 7 раз. Ибн Iаббас (РАА) передал: Пророк (САВС) сказал: Это первопричина обряда „саIи“ (ходьбы) между ними (т.е Ас Сафа и Аль Марва). Когда она достигла аль Марва (в последний раз), она услышала чей-то голос, и сказав себе: „Шшш!“, внимательней прислушалась. Услышав голос опять, она сказала: „О, кем бы ты ни был! Ты сделал так, что я услышала тебя, есть ли у тебя что-нибудь чем ты сможешь мне помочь?“ И она увидела ангела на месте Замзама, копавшего землю своим крылом (или
пяткой), пока не появилась вода. Тогда ХIаджар сделав что-то наподобие маленького водоема вокруг, используя свою руку, начала заполнять бурдюк водой, и вода продолжала литься, после того как она зачерпнула ее несколько раз.
Ибн Iаббас (РАА) передал, что Пророк (САВС) сказал: «Да смилостивится Аллах над матерью ИсмаIила! Если бы она оставила Замзам течь сам по себе, не совершая никаких попыток управлять им, или если бы она не зачерпнула этой воды, чтобы наполнить бурдюк, Замзам мог бы быть рекой, текущей по земле». И он добавил: «Ангел сказал ей - „Не бойся остаться без присмотра, ведь это Дом Аллаха, который будет построен этим мальчиком и его отцом, а Аллах не оставляет без присмотра своих людей“.»

Ибн аль Джавзи сказал в своей книге «Мусир аль Iазм аль Сакин» (2/47): «Этот хадис объясняет причину, по которой этот
источник называют «Замзам», потому что когда вода начала литься, ХIаджар попыталась задержать ее («заммат»). Лингвист Ибн Фарис сказал: слово «Замзам» происходит от слов «замамту ан накхахI» («держать в узде верблюда»).
5. Стояние на горе IарафахI (Арафат)


  


Место стояния Ибрахима и сохранившиеся отпечатки его ног

Абу Дауд и Ат Тирмизи (883) передали, что Язид ибн Шайбан сказал: «Мы стояли на Арафате, недалеко от
маукхифа (места, где стоял Пророк (САВС). Ибн МирбаI Аль Ансари подошел к нам и сказал: „Я посланник Посланника Аллаха (САВС), который передает вам: „Стойте там где стоите, так как это тоже место стояния - ведь вы стоите там, где стоял ваш отец ИбрахIим“.» Аль Албани классифицировал его как сахих (достоверный) хадис в
книге «Сахих Аби Дауд».

Большая часть обрядов Хаджа ведут свое начало с ИбрахIима (АС), но потом язычники включили некоторые нововведения, которые не были предписаны. Когда был послан Пророк (САВС), он запретил эти нововведения и разъяснил предписанные обряды Хаджа.

Сокращения:

(САВС) - СолаЛлахIу Iалайхи вас Салам - Мир ему и Благословение Аллаха - Произносится при упоминании Пророка Мухьаммада (САВС)

(АС) - Iалайхис Салам - Мир ему - Произносится при упоминании одного из Пророков Аллаха (кроме Мухьаммада САВС), или Ангелов (Джибрил, Микаил, Малик и тд)

(РАА) - Радия ЛлахIу 1анхIу - Да будет доволен им Аллах - Произносится при упоминании одного из сподвижников Пророка (САВС) или же ученых мусульман.

паломничество, мусульманский хадж, Авраам, Коран, Исмаил, Мекка, обряд, Ислам, Кааба

Previous post Next post
Up