Обзор двух крутых каналов в Телеграме: про медиа и пиар

Nov 01, 2016 17:26

Оригинал взят у an2nv в Обзор двух крутых каналов в Телеграме: про медиа и пиар


Всем отличных выходных!

Коротко
Завел пару каналов в Telegram:
ОколоМедиа - канал о Медиа и всё, что с ним связано. Канал в первую очередь для журналистов, редакторов, блогеров и иже с ними.
ОколоПиар - канал про пиар и всё, что с ним связано. Соответственно, для пиарщиков.

Подписывайтесь.

Подробнее
Примерно месяц назад у меня начался отпуск, во время которого появилась возможность немного подрасти профессионально (в трудовые будни на это времени обычно не хватает).

Ну как подрасти. Почитать литературку, полистать профильные сайты, паблики и каналы, посмотреть лекции, вебинары и всё такое. Чтобы не терять интересные материалы и сделать процесс самообразования увлекательнее, придумал завести под это дело два канала в Телеграме.

Главный критерий по которому туда попадают ссылки - реальная польза для собственного (и вашего) профессионального развития.

В среднем там появляется по одному материалу в день. Буду рад, если они окажутся для вас интересными.

Не забавы ради, а раскрутки для в этом блоге периодически начну публиковать обзоры самых интересных постов из этих двух каналов.

Сегодня первый.





Самое интересное из ОколоМедиа
Советы и объяснения
20 советов для работников российских медиа


•Не относитесь к себе серьезно. Нужно знать, что всегда есть кто-то круче тебя - это помогает относиться к себе проще, искать более опытных товарищей и профессионально расти,
•Никогда не считайте, что какая-нибудь работа вас недостойна. Лучше вежливо отказаться, чем истерить, как условная Божена Рынска,
•Не экономьте на гаджетах - это ваш рабочий инструмент,
•Не забывайте про клавишу Backspace. Если даже вам кажется, что ваш текст - дерьмо, смело стирайте. Не переоценивайте свой труд.
http://click-or-die.ru/2016/10/20-media/



Почему ваша картинка к статье - говно?


Потому что она из фотобанка.
Здесь простым и понятным языком на примерах объясняют почему хорошая иллюстрация может быть только либо правдивой, либо классной. И почему фотостоки - это кал.
http://maximilyahov.ru/blog/all/image-shit/



О типичной ошибке


Артемий Лебедев заострил внимание на одной типичной ошибке современных журналистов, редакторов, блогеров и прочих писателей.
Если с ходу поймёте где ошибка в этом куске текста, то пост можете не читать:
“Apple Pay поддерживается во всех телефонах, начиная с iPhone 6 и старше” (Медуза).
http://tema.livejournal.com/2339905.html



Как найти эксперта


Александр Марфицин собрал в кучу несколько способов как найти эксперта для статьи.

• Спросите знакомых,
• Спросите главреда,
• Киньте клич в Фейсбук,
• Напишите спикеру напрямую,
• Воспользуйтесь «Прессфидом».
http://marfitsin.com/blog/all/speakers/

Автор 3D-журналистики (https://telegram.me/dddjournalism) добавили к этому списку еще несколько пунктов:
• Профильные сообщества в Фейсбуке и Линкдине,
• Каналы и чаты на профессиональные темы в Telegram,
• Специальный сервис pressfeed.ru.

От себя дополню:
• Можно найти толковых спикеров, просто позвонив в профильную контору (в юридическую фирму, строительную компанию, турагентство, в больницу и так далее),
• Форумы. В некоторых городах они до сих пор активно действуют, кроме того существуют профессиональные форумы,
• ВКонтакте. Здесь тоже можно найти паблики, в которых есть смысл написать админу, на стену или поискать нужного человека среди участников или в комментах (пользуйтесь поиском по записям конкретных сообществ),
• Твиттер. Гораздо проще, если знать там кто есть кто, но можно и просто написать твит со своим вопросом и просьбой распространить или дать контакты нужного эксперта.



Для чего нужны абзацы


Пост, в котором разжевано для чего нужны абзацы:
• для структуры,
• для контраста,
• для красоты.

Автор уверен, что тот, кто не разбивает текст на абзацы, не заботится о своих читателях.

“Они тоже люди. Им надо помогать и жалеть их”, - чертовски верно рекомендует Иван.

http://sourvillo.ru/all/enter/



Как писать новости в информационном стиле


• Используйте принцип (перевёрнутой) пирамиды: сначала что произошло, потом подробности, потом фоновая информация и бэкграунд (предыстория),

• благодаря структуре новости её можно продолжать бесконечно: главное - в начале, потом сколько угодно подробностей. Размер зависит от того, сколько у вас есть интересных подробностей и для кого вы вообще пишите (например, надо расписывать термины и бэкграунд или нет?),

• заголовок должен сообщать самое главное (от себя добавлю, что он также должен быть коротким и понятным, в первую очередь понятным и только во вторую - “оригинальным”).

http://artgorbunov.ru/bb/soviet/20161009/



Инструменты
Подборка полезных инструментов для журналиста, редактора, блогера, писателя.


• Главред - очистит текст от словесного мусора: https://glvrd.ru/
• Словарь сокращений: http://sokr.ru/
• Перенос слов: http://perenosslov.ru/
• Просклонять слово: http://bezbukv.ru/inflect
• Найти сходные слова, расположенные рядом друг с другом: http://quittance.ru/tautology.php
• Подобрать синоним: http://www.synonymizer.ru/

Больше здесь полезных инструментов здесь
http://redaktoru.ru/instrumenty/



Мобильное приложение для проверки ударения


Журфак МГУ выпустил мобильное приложение для теле- и радиожурналистов - орфоэпический словарь «1000 словоформ», с помощью которого можно оперативно проверить ударения.

В приложении собрано 1000 слов, в произношении которых журналисты чаще всего допускают ошибки.
http://www.the-village.ru/village/city/city/247635-zhurfak-mgu

Пока скачать приложение можно только на Android:
https://play.google.com/store/apps/details?id=com.ThousandWordForms



Видео-лекции
Редакторская гигиена

image Click to view



Вебинар для студентов Школы редакторов, в котором Максим Ильяхов рассказывает об основе основ текста - о структуре.

Приводит плохие примеры и показывает как их можно исправить.

По его словам, следить за одинаковым объемом абзацев, умело озаглавливать текст и (при необходимости) разделять его подзаголовками - это как мыть руки перед едой. Важно это делать всегда, перед сдачей любого текста.

Пренебрежение редакторской гигиеной автор сравнивает с тем, как если на встречи приходить с немытой головой или запахом пота. Об этом вам напрямую вряд ли кто скажет, но внимание обязательно обратят и сделают (пусть и подсознательно) определённые выводы.

http://maximilyahov.ru/blog/all/hygiene-webinar/



Откуда брать темы для интересных статей и постов? Кому и зачем нужен контент-план?

image Click to view



Спойлер: читателям уж точно наплевать есть он у вас или нет.

http://стоп-слова.рф/blog/all/content-strategy-webinar/



Работа с источниками информации в регионах

image Click to view



Руководителя службы информации Лайф.ру Никита Могутин рассказал о том, как Life работал с источниками информации раньше и как работает сейчас. А также поделился своими рекомендациями как стоит строить отношения с инсайдерами.



Сильный ход

image Click to view



Максим Ильяхов поделился секретами “Сильного хода”. Это такой редакторский прием, который читатель обязательно запомнит после прочтения статьи.

http://maximilyahov.ru/blog/all/power-move/



Управление вниманием читателя

image Click to view



А здесь рассказал как управлять вниманием читателя, о “проклятии инструмента” и как не переборщить с акцентами.

http://maximilyahov.ru/blog/all/webinar-attention-2/



Фактура
Число суицидов в год на 100'000 населения


Данные ВОЗ 2012 года.
Может пригодиться при написании текста об очередном суициднике.





Исследователи присвоили каждому региону индекс развитости. Он в, свою очередь, состоит из 5-ти разделов, по каждому из которых дана краткая характеристика.

3 наиболее интересных цитаты из паспорта Югры:
• Уровень доверия к местным СМИ в ХМАО довольно высокий - 75% опрошенных ответили, что доверяют или скорее доверяют им.
• Средняя оплата труда журналистов в регионе составляет 0,97 от средней зарплаты в регионе и 2,78 от средней оплаты труда журналиста в РФ.
• Наиболее слабой стороной контента СМИ ХМАО оказалась оперативность предоставляемой информации.

http://www.msindex.ru/



ТОП-10 самых прибыльных компаний России в 2016 году


1. Газпром - 805 млрд ₽ прибыли
2. Сургутнефтегаз - 762
3. Роснефть - 356
4. ЛУКОЙЛ - 293
5. Сбербанк России - 223
6. Транснефть - 143
7. Сахалин Энерджи - 123
8. Татнефть - 106
9. ГМК Норильский никель - 104
10. Ростех - 99

Список составлен по данных рейтинга «РБК 500». Здесь можно посмотреть более детальные характеристики:
rbc.ru/rbc500



Доверие СМИ


Фонд «Общественное мнение» провел опрос и узнал, насколько россияне доверяют СМИ в освещении экономической ситуации.

В целом, всё немного хуже, чем в прошлом году.

40% доверяют сообщениям СМИ (было 47% в 2015);
51% не доверяет (был 41%).

32% считают освещение ситуации объективным;
46% считают необъективным;
21% затруднился ответить.

61% считает картину в СМИ неполной;
20% считают полной.

30% внимательно следят за сообщениями об экономике (было 42%);
62% относятся без особого внимания (было 54%).

Опрос проводили в 104 населенных пунктах в 53 регионах РФ, участие приняли 1500 человек.

interfax.ru/business/532690



Аналитика и мнения
О конкуренции СМИ


Хороший материал про жестокую реальность в которой существуют электронные СМИ и как с этим всем им жить, чтобы не умереть.

“Медиа давно уже не конкурируют в плане контента, ведь аудитория потребляет много контента из самых разных источников. Социальные сети превратили вдумчивое чтение в скроллинг, поэтому все играют примерно на одном поле, и выигрывает тот, кто чаще попадает в новостную ленту своего читателя. Современная модель потребления информации все чаще приводит к тому, что человек может не помнить, в каком издании он прочитал тот или иной текст. Попасть в его мобильное устройство - значит получить его внимание. За это все мы и боремся”

http://theoryandpractice.ru/posts/14745-chelovek-mozhet-ne-pomnit-gde-on-prochital-tekst-izdatel-layfkhakera-o-tom-kak-delat-media-ne-v-moskve



Почему интернет - зло


Бывший интернет-наркоман после 9 месяцев лечения от зависимости рассуждает о том, почему интернет - зло. Не стоит воспринимать его статью как руководство к действию, но для понимания реальных опасностей, его стоит почитать.

Тем более, что многие узнают себя.

«Мы осознаем все положительные моменты, связанные с постоянным пребыванием онлайн (…) Но мы лишь только начинаем размышлять об издержках подобного существования - при условии, что вообще готовы признать, что издержки существуют».

Основные моменты статьи в переводе Марик Пустильник
https://www.facebook.com/notes/марик-пустильник/время-тишины-цифровой-детокс-и-вот-это-всё/10155294399193502

Подборка самых ярких моментов статьи от Lenta.ru
https://lenta.ru/articles/2016/10/11/offline/



Как поисковые системы влияют на выборы


Профессор психологии Роберт Эпштейн провел ряд исследований и рассказал как поисковые системы могут влиять на предпочтения избирателей.

Она лишний раз подтверждает слова интернет-наркомана из предыдущей статьи о том, что у юзеров всё чаще есть лишь иллюзия выбора.

Если коротко, есть 3 нюанса поисковиков, которыми грех не воспользоваться (и есть доказательства, что ими пользуются):

• Мощный эффект SEME (манипуляционный эффект поисковой системы) - фактически, 50% кликов приходится на две первые позиции в выдаче. Что туда поставишь, то люди и будут открывать.

• Его незаметность. Если добавить в 4-ю и более низкие строки выдачи ссылки на альтернативные точки зрения, то пользователь не заподозрит подвоха в подборке.

• Уязвимость определенных демографических групп к манипуляции - практически все интернет-пользователи, которые верят, что поисковик - это робот, который беспристрастно выдает именно то, что ты ищешь (однако, этих роботов создали и настроили люди).

“В странах за исключением России и Китая он (Google) контролирует 90% интернет-поиска”

“Мы подсчитали, что поисковый движок Google решает судьбу около 25% национальных выборов”.

“Другим медиа люди не доверяют, но когда они заходят в поисковик, уровень доверия очень высок. Одна из причин этого - люди постоянно находят в поисковике правильные ответы на свои вопросы”

http://apparat.cc/network/epstein-interview/



О несоответствии журналистских и экономических ценностей и как это можно изменить


Фредерик Филлу (Frederic Filloux), ведущий Monday Note, написал программный пост о несоответсвии журналистских и экономических ценностей - по крайней мере, пока.

Любопытный материал о том, как, возможно, будет меняться реклама и ее расценки в электронных СМИ.

Как пишет автор, у рекламы (в первую очередь ее стоимости) должна появиться привязка к качеству новости, рядом с которой она публикуется.

Мол, возле скучной заметки про детский утренник размещение рекламного блока будет стоить, например, 500 рублей, а возле расследования года - 5000 рублей.

Основные тезисы, которые приводит канал “Мы и Жо” (https://telegram.me/themedia):

• Пока цифровые издатели усредняют ценность контента, надежды на улучшение новостной экономики мало;

• Цифровые платформы неспособны оценить разные материалы в разные суммы в зависимости от их типа и качества;

• Рекламное место продается по одной и той же цене вне зависимости от того, рядом с чем стоит баннер - новостью стажера или профессиональным расследованием на 10 тысяч слов;

• Пока на СРМ влияет только расположение рекламных модулей;

• Экономика СМИ до сих пор не имеет ничего общего с размером, глубиной, уникальностью материала, с его авторством, наконец;

• Видео на Bloomberg, заимствующее большую свою часть из промоматериалов SpaceX, продает рекламу по тем же расценкам, что и видео, созданное командой в студии;

• Возможность привязать ценность контента к его стоимости для рекламодателей и потребителей могла бы существенно помочь издателям;

• Для этого надо разработать систему, которая учитывала бы не только статические характеристики материала (например, жанр и объем), но и динамические (например, как только новость про пропавший самолет оказывается частью цикла о катастрофе, ее экономическая стоимость стремится к нулю, а многие издатели даже специально отключают рекламу).

Новый подход мог бы заставить рынок уважать (или хотя бы поощрять эксклюзивность и традиционную работу в поле).

Заключительные тезисы:

• Хотя журналистская ценность новостей сильно варьирует, экономическая ценность пока не меняется;

• Сеть наполнена специализированным и уникальным контентом большой журналистской ценности, однако отыскать его непросто;

• Чтобы пересмотреть журналистские и экономические/коммерческие ценности, способ продажи рекламы надо придумать заново. С нуля.

Автор предполагает, что систему оценки качества надо внедрять на уровне CMS (системы, которая управляет всем содержимым на сайте) и внедрять повсеместно.

https://mondaynote.com/journalistic-and-economic-values-are-unfortunately-not-correlated-for-now-9011693a468e#.nf50lcq95



Прочее
Тест «Медузы», посвящённый журналистской этике и основанный на реальных событиях.
Убедись, что ты не дерьмо.
https://meduza.io/games/zhurnalistskaya-etika



Сооснователь проекта «СМИ о нас» Михаил Климов подготовил материал о молодежных (хипстерских) региональных медиа. Кто их создает и как эти издания зарабатывают.
https://vc.ru/p/regions-media



В модном издании Blueprint вспомнили журналы, которых больше нет, и попросили их бывших сотрудников рассказать, как их (журналов) не стало.
Кроме того, что статья познавательная, она еще и красивая.
http://theblueprint.ru/culture/cool-defunct-magazines



Юрий Сапрыкин рассказал о том, что в России появилась новая премия для журналистов (в том числе и региональных).

“А вот новая полезная инициатива - премия “Редколлегия”, ежемесячная награда за лучшие журналистские материалы. Учредил все это Борис Зимин, основатель похожего по смыслу фонда “Среда” (которого, спасибо Думе и Минюсту, больше нет). У премии есть свой сайт и несколько уже объявленных победителей, особенно рад, что среди них эпический текст Даниила Туровского из “Медузы” про технологии распознавания лиц. На сайте есть постоянно обновляемая лента претендентов - публикаций из региональной прессы, которые редко попадают под столичные радары, еще их можно читать, если подписаться на эккаунт премии в фб или вк, все это заметно расширяет сознание. В общем, следите за развитием событий”.

redkollegia.org



На днях в свет вышла книга журналистов Андрея Солдатова и Ирины Бороган «Битва за Рунет: Как власть манипулирует информацией и следит за каждым из нас».

Вероятно в качестве промо незадолго до этого в сети стали появляться выдержки из книги. Я бережно собрал эти кусочки для вас.

• Какие технологии слежки использовали спецслужбы на Олимпиаде в Сочи
https://meduza.io/feature/2016/10/09/kakie-tehnologii-slezhki-ispolzovali-spetssluzhby-na-olimpiade-v-sochi

• Как Кремль подчинял своим интересам «ВКонтакте» и «Яндекс»
http://secretmag.ru/longread/2016/10/10/bitva-za-runet?utm_source=sftw&utm_medium=social&utm_campaign=kak-kreml-podchinil-svoim-interesam-vko

• Большая красная кнопка Навального
https://snob.ru/selected/entry/115301

• Распознавание лиц - лишь верхушка огромного и скрытого от посторонних глаз айсберга технологий, которые используются спецслужбами для слежки за собственными гражданами
http://apparat.cc/world/red-web/

Довольно любопытное чтиво.

Почитать подробнее об издании и приобрести полную версию (479 руб) можно здесь:
https://www.alpinabook.ru/catalog/PublicismDocumentaryProse/89045/



Самое интересное из ОколоПиара
Рейтинг российских директоров по общественным и корпоративным связям


На первые места в различных категориях (IT, банки, машиностроение, медиабизнес и прочие) попали:
• Манджиков Очир - “Яндекс”,
• Игнат Леонид - Альфа-банк,
• Иванова Софья - Rambler & Co,
• Лидов-Петровский Петр
 - “Мегафон”,
• Асоян Карен - “Ингосстрах”,
• Цеплинская Ирина - “Эльдорадо”.

http://www.kommersant.ru/doc/3102084



История компании Diesel и ее сооснователя Ренцо Россо


История о том как с помощью эпатажной рекламы можно превратить небольшой бренд в один из самых популярных в мире.

https://vc.ru/p/diesel-story



Как писать пресс-релизы


Автор телеграм-канала “3D-журналистика (https://telegram.me/dddjournalism) составила несколько советов для пиарщиков по написанию годного пресс-релиза:

1. Лучший текст для журналиста тот, который не нужно редактировать. Дайте четкий ответ на шесть топовых вопросов: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Почему?» и «Как?». Хорошее начало - одним предложением охватить сразу четыре из них.

2. Мы, журналисты, любим быть первыми. Если вы делаете то, что до вас никто не делал, обязательно укажите это в самом начале и в теме письма - нас зацепит.

3. Используйте в тексте прямую речь создателя проекта или руководителя. В идеале - если он ответит на главный наш вопрос “В чем идея проекта?”

4. Не перехваливайте себя. Слова типа “инновационный”, “уникальный”, “перспективный”, “важнейший” и “лучший” можно забыть. Лучше, чтобы текст состоял из фактов. Расскажите о достижениях в самом конце релиза. Если ваш релиз хорош, мы обязательно дочитаем до конца :)

5. Помните, кому именно вы пишете. Не допускайте ошибок в имени адресата и обращении к нему. Трижды перепроверьте, действительно ли редактора или обозревателя зовут так, как вы написали.



Срач между Минаевым и Golden Apple Boutique с точки зрения пиара


Не так давно по интернетам прокатился срач между писателем Сергеем Минаевым и работниками отеля Golden Apple Boutique.

Как оказалось, это хорошая история для рассмотрения её с точки зрения пиара.

Коротко для тех, кто не в курсе: Минаев в соцсетях факнул отель за то, что его работники отказались заселять его по копии паспорта в телефоне.

Через несколько часов после публикации рейтинг заведения на Фейсбуке упал с пяти до двух звёзд. Но когда последовала реакция СМИ, самому Минаеву прилетела обраточка - поток комментариев от возмущенных пользователей за несправедливое гнобление чужого бизнеса.

Подробности: https://tjournal.ru/35986-minaev-razvyazal-na-feisbuke-voinu-ocenok-otelya-otkazavshegosya-zaselyat-ego-bez-pasporta

И вот новый поворот - рейтинг ресторана “Хлеб и Вино” Сергея Минаева в Фейсбуке тоже “уронили”. Вероятно, в отместку за травлю.

Произошло это после комментария основателя сети «Додо Пицца» Фёдора Овчинникова о том, что в ресторане Минаева ему и его друзьям отказались продать алкоголь без документов.

Подробнее: https://vk.com/page-79925455_53035690

“На момент публикации заметки рейтинг «Хлеба и Вина» составляет 2,5 звезды, а тот же показатель у Golden Apple Boutique вырос до 4 звёзд. По словам Минаева, отель купил две тысячи ботов, ставящих лайки, однако среди отзывов по работе гостиницы многие оставлены настоящими людьми”

На тему срача @rosalypr пишет:

“Во-первых, это очередной кейс в копилку, когда инфлюенсер встал в конфронтацию какому-либо бизнесу, а бизнес от этого типа репутационно потерял (…).

Во-вторых, лично меня приятно порадовало, что это чуть ли не первый российский кейс на моей памяти, когда люди, к отелю не имеющие никакого отношения, начали вставать на сторону бизнеса - просто из здравого смысла. (…) Людей, вставших на защиту отеля, образовалось чуть ли не больше сторонников Минаева. Навалившись на бедную страницу отеля, они подняли рейтинг обратно - практически до прежних 5 звезд.

В-третьих, работникам отеля хочется отвесить большой поклон за профессиональную работу в кризисной ситуации. Они очень мягко и с огромным множеством реверансов, но подробно и доходчиво объяснили, почему они не сделали исключение даже для известного писателя. Более того, они донесли свою позицию там, где начался сам конфликт - то есть и в комментариях под записью Минаева и на своей странице в ФБ. Их поведение - просто как по учебнику кризисного менеджмента”.



6 страшных поступков пиарщика


В журнале Media Bitch на гифках объяснили 6 страшных поступков, которые никогда не стоит совершать пиарщику:

1. Не разбрасывайтесь пресс-релизами налево и направо, ожидая, что новость попадёт на первые полосы газет,
2. Никогда никому ничего не отправляйте по факсу,
3. Не думайте, что ваше голосовое послание будет настолько эффектным, что журналист перезвонит вам,
4. Не обещайте своему боссу, что какая-то газета точно напишет о вашей истории,
5. Не распространяйте информацию, которая не стоит того, чтобы стать новостью,
6. Уважайте время журналистов и их мнение.

http://mediabitch.ru/scary-pr/



Большое спасибо Olga Tolstunova за вдохновение и пример для подражания, а также за систематические наводки на интересные материалы.

Чтобы не пропустить следующий пост, подписывайтесь где удобно:
Медиум · Телеграм · Твиттер · Фейсбук · ВКонтакте · Одноклассники

Или пишите на почту: an2nv@bk.ru

Previous post
Up