В декабре 2014 Минпромторг РФ озвучил интересную информацию. В соответствии с новым ФЗ «О промышленной политике» наукоемкие предприятия смогут брать кредиты на долгосрочное развитие под 5%. Подопечные государству заводы и фабрики получат налоговые льготы и прямые субсидии. При этом предусмотрен жесткий контроль за целевым расходованием выделенных средств.
Чтобы идея работала, Минпромторг придумал несколько простых инструментов:
1) Фонд промышленного развития - структура, которая будет выделять деньги. В его кассу влились средства «Фонда технологического развития», который передали минпромторгу по решению Правительства. Естественно, Фонд планируется пополнять и за счет привлечения частных инвестиций. Однако его главным донором станет федеральный бюджет, из которого только в 2015 году будет выделено как минимум 16 миллиардов рублей. По словам замминистра Глеба Никитина «До конца 2018 года объем средств может достичь 70 миллиардов».
2) Специальный инвестиционный контракт. Заключается на срок до 10 лет - долгосрочная форма сотрудничества власти и предприятия, которая налагает на носителя технологии определенные обязательства.
Товарищ Никитин сообщил в интервью Российской Газете, что государство готово финансировать не только готовые наукоемкие производства, но достаточно крупные проекты на предкоммерческих стадиях исследований: от создания новых технологий и подготовки технико-экономических обоснований и вплоть до проектов по импортозамещению «под ключ».
3) Реконструкция законодательной базы. В ближайшее время будут внесены изменения в Налоговый кодекс, которые позволят освобождать подопечные предприятия от федерального (2%) и регионального (18%), по желанию регионов, налога на прибыль, а также от налога на имущество. Налоговый рай предусмотрен как минимум до 2025 года. То есть предприятию дается не менее 10 лет на существование в тепличных условиях.
4) «Захват заложников» - подопечный бизнес, берущий у Родины займ под 5%, со всеми потрохами отдается в залог государству.
5) Приоритет в предоставлении госкредита для предприятий национальной промышленности, выпускающих продукцию аналогичную западным конкурентам; и субсидирование тех, кто готов производить продукты, не имеющие аналогов в России.
Среди приоритетных направлений работы госкредита указаны
- производство оборудования для топливно-энергетического комплекса,
- создание новых материалов для жилищного строительства, авиа- и судостроения
- разработка передовой машинотехнической продукции и автокомпонентов.
Негатив
Товарищ Никитин проговорился, что в рамках одного проекта частные инвестиции должны превышать государственные в три-пять раз. Пока невозможно уточнить является ли данная пропорция ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ для программы специального инвестиционного контракта. Или товарищ Никитин просто озвучил одну из возможных схем сотрудничества.
В постсоветской России уже была опробована форма госкредитования бизнеса в формате Особых Экономических Зон (ОЭЗ). К сожалению, этот перспективный и талантливый проект возрождения плановой экономики, сконструированный и запущенный в жизнь во время второго президентского срока Владимира Путина, был бездарно угроблен в 2009-2010 году.
Причем основной причиной его неэффективности стало самоустранение государства через резкое сокращение доли государственного участия в экономических заповедниках.
В ныне еще действующих ОЭЗисах предусмотрена низкая пропорциональная доля государственного участия, - примерно такая, о которой оговорился товарищ Никитин. Иными словами НИКТО кроме государства основное бремя рисков и вложений в русскую индустриализацию на себя не возьмет. Рассказы о частных инвесторах это сюжеты из области либеральной мифологии, которые не имеют никакого отношения к реальности.
Пока не очевидно, как планируется защитить госкредит от «отверточной индустриализации». Товарищ Никитин привел в интервью не самый удачный пример работы специального инвестиционного контракта - промышленную сборку автомобилей в России.
Большая честь производить педали и прикуриватели, сегодня угрожает не только «отсталому» национальному автомобилестроению, но и передовому по всем техническим параметрам российскому авиапрому, и железнодорожному транспорту и ряду других отраслей, в которых приоритет отдается иностранному инвестору на правах первой брачной ночи.
Так или иначе сама перспектива развития в своей стране на свои деньги внушает оптимизм и надежды на то, что Россия сможет войти в новый технологический уклад.
источник