Автор - Антон Чубуков
В одном мире жили люди.
Это был очень красивый мир - с высокими горами, широкими долинами, чистыми реками и плодородной почвой. Всем хватало в нём места, и никакие рамки не сдерживали человеческую свободу. Увы, люди того мира не были счастливы. Существуя без всяких норм, они не умели работать и отдыхать вместе. А в одиночку нельзя вспахать большое поле, построить крепкий дом, сделать надёжные инструменты. У них не было школ, так как дети не слушались учителей. У них не было врачей - ведь лекарю нужно доверять, а как довериться тому, для которого нет «хорошо» и «плохо», для которого абсолютно всё равно - улыбаться, лечить или убивать? Когда человек видел другого человека, то не здоровался, а обходил по большой дуге - вдруг встречному захочется пырнуть ножом или ударить камнем?
В общем, жили в том мире плохо и умирали рано.
* * *
Однажды мудрый человек (мы не знаем настоящих имён, но представим себе, что его звали Томас Гоббс) поднялся высоко в горы и нашёл там страшного дракона-людоеда. Том обратился к чудовищу:
- Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Прилетай княжить и владеть нами.
Дракон был сыт, он попытался отговорить человека:
- Ты уверен, что хочешь этого? Ведь я - людоед, я установлю законы и буду пожирать всех тех, кто их нарушает. А если у меня разыграется аппетит, то сочиню новые правила, еще строже прежних.
- Без законов мы пожираем себя сами.
- Подумай хорошенько! Ты же знаешь, что взрослый дракон непобедим, и вы уже не сможете ничего изменить!
- Это горько, но я не вижу другого выхода.
Так дракон спустился в долину, установил свои драконовские законы и лишил людей их свободы. Каждый день из его нового логова доносились мольбы и крики - чудовище изрядно растолстело, пока подданные не привыкли жить по правилам. В языке появились новые слова, а старые изменили смысл. То, что было угодно дракону, стало именоваться «благом» и «справедливостью». Свои изречения чудовище называло «правом» (сначала они тщательно запоминались и передавались из уст в уста, а потом стали записываться на камнях и бумаге), самого себя - «правителем» или «государем», а долину - «государством».
Удивительно, но в рабстве жилось лучше, чем в прежней «свободе». Дракон запретил убивать (и вообще применять насилие) всем, кроме себя и своих слуг. Он разделил население и приказал подчинённым слушаться своих начальников. Люди боялись нарушить обещания, данные друг другу, поэтому они научились жить и работать вместе. Одни стали крестьянами, другие - кузнецами, третьи - портными. Народ построил деревни и крепкие города. На городской площади появился рынок, где подданные государя учились договариваться и обмениваться результатами своего труда.
* * *
Однажды, дракон проголодался. Но вместо того, чтобы, как обычно, сочинить новый закон (например, о запрете синих штанов) и тут же сцапать кого-нибудь за его нарушение, чудовище собрало своих слуг и совершило набег на соседнюю долину. Уцелевшие поняли, что лучше кормить своего дракона, чем чужого. Смельчаки снова отправились в горы, и вскоре в каждом населённом уголке мира жестоко правил свой государь.
* * *
Случилось, что дракон умер. Да, драконы непобедимы, но, как и все существа - подвержены болезням и старости. Жители страны очень обрадовались - не было больше липкого страха оказаться неугодным чудовищу и попасть в его никогда не чищенные зубы. Отбросив все правила, люди праздновали свою свободу несколько дней. Многие были убиты: осознав, что некому наказывать за насилие, бывшие подданные стали сводить друг с другом застарелые счёты. Потом прилетели соседние драконы и устроили свой кровавый пир - несчастная долина опустела на много лет. Узнав об этом событии, народы стали ценить порядок и любить своих бесчеловечных правителей как отцов.
* * *
Вновь одно государство осиротело. Жители пришли в драконье логово, нашли огромный труп, множество наваленных в кучу ценных вещей (а ведь известно, что все драконы обожают драгоценности, и никто кроме них не может быть богат) и трёх детёнышей, что лишь недавно вылупились из яйца. Люди опечалились - ибо больше некому было их защитить - и уже снаряжали посланца в горы, как вдруг нашёлся умный человек (его имени мы тоже не знаем, но пусть будет Джон Локк) и предложил неожиданный выход:
- Давайте не звать новое чудовище, а править собой сами.
Его земляки засомневались:
- Но тогда нас завоюют и съедят наши соседи.
- Три маленьких дракона вместе сильны также, как один большой. Они смогут отбиться.
- Ты же знаешь, эти твари не терпят конкуренции, поэтому в гнезде останется только один птенец: он пожирает остальных, набирает вес и становится непобедим.
- Мы посадим их на толстые цепи и не дадим скушать друг друга.
- Но кто теперь даст нам законы?
- Мы сами напишем себе законы и определим, что справедливо, а что нет. Пока драконы маленькие и относительно слабые, даже им придётся жить по правилам. Никто больше не будет убит или лишён имущества лишь потому, что у государя разыгрался аппетит.
Согражданам очень понравились слова Локка, и они сделали как он сказал. Драконы содержались в строгости, питались курятиной и служили людям. Народ помнил об их звериной натуре, за тремя ящерами постоянно следили: крепка ли цепь, нет ли человеческой крови на когтях, не подчинил ли один монстр своих братьев? Все происшествия записывались в толстый журнал, поэтому наблюдателей прозвали «журналистами». Едва появлялась угроза разделению властей, журналисты громко предупреждали о ней жителей страны. Кстати, три монстра сами помогали надзирателям и сдерживали друг друга: обожая власть и золото, они смертельно обижались и жаловались, если собрату внезапно доставалось больше.
* * *
Драконы, как уже было сказано, не терпят конкуренции и стремятся присвоить себе всё богатство, которое есть у людей. Когда чудовищ посадили на цепь, граждане принялись относительно без опаски наживать добро и соперничать на рынке. В погоне за золотом купцы и ремесленники стали придумывать, как сделать больше товара, их работники трудились добросовестно и прилежно. Жители соседних стран видели, как год от года богатеют соотечественники Джона Локка, а правители бессильно клацали зубами, не в силах дотянуться до «частной собственности».
* * *
Большинство людей в том мире продолжают (искренне или по привычке) любить и почитать своих единовластных государей. А те, кто устал бояться драконьего произвола, кто нашёл в себе силы жить своим умом, бежали в благословенную долину или пытаются переустроить собственные страны. Оказалось, что пред вышедшим на «демонстрацию» единым народом даже взрослый монстр становится уязвимым.
Успехов в обуздании драконов меньше, чем неудач. Где-то чудовище оказалось решительным, а его противники слишком малодушны. Где-то разбогатевшие люди изнежились, журналисты сели писать рекламу и не заметили, как один из драконов порвал цепь. Где-то могучим тварям дали волю пред лицом поражения в тяжелой войне. Некоторые деспоты испугались и сами научились иногда обуздывать свою жажду, пообещав уважать чужую собственность и не глотать маленьких людей без серьёзного повода.
Теперь в долинах раздаются голоса, что общество сможет и вовсе обойтись без государств. Люди научатся договариваться, выполнять обещания, уважать чужую свободу и добросовестно работать ради общего блага без необходимости в чужом контроле и насилии. «Не скоро!», отвечают другие, ведь воспитать много таких ответственных людей даже сложнее, чем приручить дракона.
P.S. Эту притчу я рассказываю школьникам, когда разбираю с ними темы «правового государства» и «гражданского общества». Смотрите другие авторские материалы по истории и обществознании в методическом паблике
НезЛО и
поддержите проект.