Исторический памятник: средневековая церковь Воскресения Христова.
Варианты названия памятника: Divaboynuvank, Tivapuyni Vank, Surp Harut‘ian Vank, Monastery of the Holy Resurrection of Tivapuyn, Deveboynu Yarımadası’ndaki Saint Resurrection Manastırı, Deveboynu Kilisesi, Andzëghnabad, Andzığnabad Manastırı, Սուրբ Յարութեան կամ Դիւաբոյնի վանք.
Время постройки: первая половина X века.
Попадание: 7 километров по пастушеским тропам от деревни Инкёй; по воде.
Ночёвка: возможна, но предпочтительна в трёх километрах к западу, возле другого маяка.
Ссылки. Описательная научная статья Yalçın Karaca “
Van-Gevaş Saint Thomas (Ganjak) Manastiri”.
Статья в проекте collectif2015.
Статья на турецком языке.
Координаты: 38.49719, 42.87428.
Церковь и маяк стали видны, как только наша маленькая флотилия прошла крайнюю восточную точку полуострова Верблюжья шея и повернула на запад. То, что перед нами храм, не сразу очевидно - сперва кажется, что на берегу, на самом краю утёса, стоит большой заброшенный каменный дом с двускатной крышей. Лишь вблизи заметны остатки средневековых украшений и кресты, нацарапанные на стенах. Да, восточные церкви бывают и такими - без куполов. Очень похожий храм «Биуакан» был построен на территории современной Армении в 905 году по инициативе католикоса («митрополита») Иоанна V. Чуть позже католикос переехал в Васпуракан к царю Гагику. Поэтому предполагается, что обе церкви выполнены по одинаковому проекту приблизительно в одно время.
Мы причалили на узком пляже с кристально чистой водой и по осыпающейся земле забрались на прибрежный обрыв.
Удобный для высадки пляж и Воскресенская церковь. Вид с воды.
Вокруг нет ни скота, ни зверей, ни птиц. Только широкое озеро с голубой водой и степные травы, которыми зарастают развалины монастырских построек. Среди колючек прячется кладбище, где самый старый из датированных хачкаров стоял над могилой умершего в 1272 году католикоса с острова Ахтамар. Здесь - «пустыня» в её первоначальном значении, идеальное место для молитвы и уединения. Где-то рядом находился грот Логово Дьявола, давший армянское название всему полуострову, поэтому иноки могли придавать своему подвигу особое значение. Учёные предполагают, что в 13-15 веках здешняя монашеская община называлась «пустынь Андзгён».
В 1447 году церковь отреставрировали. Как минимум с этого момента она освящена в честь Воскресения Господня. Религиозная жизнь на полуострове продолжалась до конца XIX века. Последние монахи были убиты или ушли, спасаясь от курдских ватаг. За век запустения в крыше появились дыры, со стен практически исчезла облицовка, пол раскопали охотники за сокровищами, все пристройки обрушились, а могильные плиты разбились или затерялись. Скорее рано, чем поздно здание уничтожит либо рядовое землетрясение, либо озеро, размывающее берег.
Что касается параметров комплекса, то я процитирую
статью с сайта collectif2015, которая, в свою очередь, ссылается на недоступный мне труд Жана-Мишеля Тьерри.
Воскресенский храм с приделом. Схема Жана-Мишеля Тьерри.
«Церковь Воскресения - однонефный трёхапсидный храм со сторонами 10,5х5,6 метров и 9 метров высоты, со стрельчатым сводом и двускатной крышей. Слева и справа от центральной апсиды с «триумфальной аркой» имеются очень узкие боковые помещения. По сторонам нефа расположены по три арки. В ходе реставрации в 1447 году на западный фасад церкви был украшен необычной кирпичной кладкой.
Внутренности церкви. Вид со стороны алтаря.
Пол алтаря, разрытый местными искателями-копателями.
Алтарная апсида.
Боковые арки
Ниша в апсиде и дыра в соседнее помещение.
Конха.
Помимо этого, в комплекс входили:
· Поздний придел 9,4х7,3 метра установленный на столбах и обращенный к северу.
· Часовня, построенная позже у северной стены церкви и с северной стороны имевшая проход в комнату, которая, возможно, являлась библиотекой.
· Хозяйственные постройки, расположенные к северо-западу.
· Еще дальше на запад и вверх по склону - дом настоятеля.
· Кладбище.
· Колодец у берега.
Также у монастыря имелось подворье в деревне Шадван»
В описании нефа упоминается старинный хачкар, но, по-видимому, он не уцелел.
Территория монастыря
Остатки монастырского здания
Остатки монастырского здания
Для более полного представления об историческом памятнике приведу подробную съёмку главной церкви снаружи. Обход здания с востока по часовой стрелке.
Озеро Ван. Оглавление.
Город Ван. Кошкин дом. Ванская скала Музей Урарту. Озеро Ван: общее описание. Краткий путеводитель по южному берегу озера Ван. Озеро Ван. Утёс Дилькайя (Хоргом). Остров Ахтамар и церковь Святого Креста.
Остров Артер и руины монастыря. Монастырь Кармракванк. Залив Варис. Монастырь с церковью св. Фомы близ деревни Алтынсач (Гандзак). Полуостров Верблюжья шея (Deveboyunu). Монастырь с церковью Воскресения Христова близ Логова Дьявола. Стоянка у маяка. Берега озера Ван от полуострова Deveboyunu до города Татван. Церковь св. Георгия в Комсе (Сурб-Геворг) Ночёвка близ села Yelkenli (Йелкенли). Залив-кратер. Город Татван. В кратере вулкана Немрут.
Берега озера Ван между Татваном и Ахлатом.
Ахлатская крепость.
Ахлатский некрополь: «мусульманские хачкары».
Ахлатский музей.
Город Битлис: грязная жемчужина.