Глава 14. Внутренние воды Малой Азии. Монастырь с церковью Воскресения Христова близ Логова Дьявола.

Nov 17, 2021 09:58


Исторический памятник: средневековая церковь Воскресения Христова.

Варианты названия памятника: Divaboynuvank, Tivapuyni Vank, Surp Harut‘ian Vank, Monastery of the Holy Resurrection of Tivapuyn, Deveboynu Yarımadası’ndaki Saint Resurrection Manastırı, Deveboynu Kilisesi, Andzëghnabad, Andzığnabad Manastırı, Սուրբ Յարութեան կամ Դիւաբոյնի վանք.

Время постройки: первая половина X века.

Попадание: 7 километров по пастушеским тропам от деревни Инкёй; по воде.

Ночёвка: возможна, но предпочтительна в трёх километрах к западу, возле другого маяка.

Ссылки. Описательная научная статья Yalçın Karaca “Van-Gevaş Saint Thomas (Ganjak) Manastiri”. Статья в проекте collectif2015. Статья на турецком языке.

Координаты: 38.49719, 42.87428.



Церковь и маяк стали видны, как только наша маленькая флотилия прошла крайнюю восточную точку полуострова Верблюжья шея и повернула на запад. То, что перед нами храм, не сразу очевидно - сперва кажется, что на берегу, на самом краю утёса, стоит большой заброшенный каменный дом с двускатной крышей. Лишь вблизи заметны остатки средневековых украшений и кресты, нацарапанные на стенах. Да, восточные церкви бывают и такими - без куполов. Очень похожий храм «Биуакан» был построен на территории современной Армении в 905 году по инициативе католикоса («митрополита») Иоанна V. Чуть позже католикос переехал в Васпуракан к царю Гагику. Поэтому предполагается, что обе церкви выполнены по одинаковому проекту приблизительно в одно время.



Мы причалили на узком пляже с кристально чистой водой и по осыпающейся земле забрались на прибрежный обрыв.



Удобный для высадки пляж и Воскресенская церковь. Вид с воды.

Вокруг нет ни скота, ни зверей, ни птиц. Только широкое озеро с голубой водой и степные травы, которыми зарастают развалины монастырских построек. Среди колючек прячется кладбище, где самый старый из датированных хачкаров стоял над могилой умершего в 1272 году католикоса с острова Ахтамар. Здесь - «пустыня» в её первоначальном значении, идеальное место для молитвы и уединения. Где-то рядом находился грот Логово Дьявола, давший армянское название всему полуострову, поэтому иноки могли придавать своему подвигу особое значение. Учёные предполагают, что в 13-15 веках здешняя монашеская община называлась «пустынь Андзгён».

В 1447 году церковь отреставрировали. Как минимум с этого момента она освящена в честь Воскресения Господня. Религиозная жизнь на полуострове продолжалась до конца XIX века. Последние монахи были убиты или ушли, спасаясь от курдских ватаг. За век запустения в крыше появились дыры, со стен практически исчезла облицовка, пол раскопали охотники за сокровищами, все пристройки обрушились, а могильные плиты разбились или затерялись. Скорее рано, чем поздно здание уничтожит либо рядовое землетрясение, либо озеро, размывающее берег.

Что касается параметров комплекса, то я процитирую статью с сайта collectif2015, которая, в свою очередь, ссылается на недоступный мне труд Жана-Мишеля Тьерри.



Воскресенский храм с приделом. Схема Жана-Мишеля Тьерри.

«Церковь Воскресения - однонефный трёхапсидный храм со сторонами 10,5х5,6 метров и 9 метров высоты, со стрельчатым сводом и двускатной крышей. Слева и справа от центральной апсиды с «триумфальной аркой» имеются очень узкие боковые помещения. По сторонам нефа расположены по три арки. В ходе реставрации в 1447 году на западный фасад церкви был украшен необычной кирпичной кладкой.



Внутренности церкви. Вид со стороны алтаря.



Пол алтаря, разрытый местными искателями-копателями.



Алтарная апсида.



Боковые арки



Ниша в апсиде и дыра в соседнее помещение.



Конха.

Помимо этого, в комплекс входили:

· Поздний придел 9,4х7,3 метра установленный на столбах и обращенный к северу.

· Часовня, построенная позже у северной стены церкви и с северной стороны имевшая проход в комнату, которая, возможно, являлась библиотекой.

· Хозяйственные постройки, расположенные к северо-западу.

· Еще дальше на запад и вверх по склону - дом настоятеля.

· Кладбище.

· Колодец у берега.

Также у монастыря имелось подворье в деревне Шадван»

В описании нефа упоминается старинный хачкар, но, по-видимому, он не уцелел.



Территория монастыря



Остатки монастырского здания



Остатки монастырского здания

Для более полного представления об историческом памятнике приведу подробную съёмку главной церкви снаружи. Обход здания с востока по часовой стрелке.

























Озеро Ван. Оглавление.

Город Ван.

Кошкин дом.

Ванская скала

Музей Урарту.

Озеро Ван: общее описание.

Краткий путеводитель по южному берегу озера Ван.

Озеро Ван. Утёс Дилькайя (Хоргом).

Остров Ахтамар и церковь Святого Креста.

Остров Артер и руины монастыря.

Монастырь Кармракванк.

Залив Варис.

Монастырь с церковью св. Фомы близ деревни Алтынсач (Гандзак).

Полуостров Верблюжья шея (Deveboyunu).

Монастырь с церковью Воскресения Христова близ Логова Дьявола.

Стоянка у маяка.

Берега озера Ван от полуострова Deveboyunu до города Татван.

Церковь св. Георгия в Комсе (Сурб-Геворг)

Ночёвка близ села Yelkenli (Йелкенли).

Залив-кратер.

Город Татван.

В кратере вулкана Немрут.

Берега озера Ван между Татваном и Ахлатом.

Ахлатская крепость.

Ахлатский некрополь: «мусульманские хачкары».

Ахлатский музей.

Город Битлис: грязная жемчужина.

Турция 2021, Турция, Западная Армения, озеро Ван, путеводитель, статьи, Путешествия, история

Previous post Next post
Up