Несмотря на кажущееся изобилие исторических памятников, уцелевшие византийские здания в Городе можно пересчитать по памяти. Я уже упоминал Святую Софию, Святую Ирину, церковь Сергия и Вакха, построенные в эпоху Поздней Античности. Теперь посмотрим, что сохранилось от времен более близких. Период X-XIV века представлен несколькими церквями, которые сконцентрированы в традиционных жилых районах между комплексом Султание, Золотым Рогом, Стеной Феодосия и улицей Fevzi Paşa. Все храмы либо успели побывать мечетями, либо являются таковыми на данный момент. Тем не менее, церкви сохранили внешний облик и, порою, части внутреннего убранства. Я проложил свой маршрут так, чтобы увидеть самые ценные сооружения из наследия Поздней Византии. Первым пунктом на этом пути был объект с турецким названием «Килисе Джами», то есть - «Церковь-Мечеть». (У этого места еще много названий. Molla Gurani Camii, она же Vefa Kilise Camii, просто Kilise Camii. В Википедии статья и вовсе озаглавлена как «Церковь святого Фёдора», но откуда авторы про Федю узнали - не ясно). «Cогласно новейшим научным теориям, Килисе Джами - главная церковь женского монастыря Богородицы Вевеа Элпис - “Твердого Упования”», пишет Иванов в книге «В поисках Константинополя».
Южный купол в нартексе. Богородица и восемь царей израилевых.
План из книги Иванова «В поисках Константинополя»
Пути, ведущие к храму, изобилуют трудностями. Идти приходится узкими бедными улочками. Натыкаясь на горы строительного мусора и стихийные стоянки.
Да и само здание выглядит неважно. В нем нашли приют птицы и беженцы. Реконструкция, которую планировали еще в 2011 году, до сих пор не случилась. Кто знает, что найдётся под слоем белил?
Здесь по-прежнему действует мечеть, и лучше планировать посещение в свободные от молитв часы.
Основное здание церкови было построено в XI-XII веках, а вот колонны в нартексе взяты из какого-то раннего сооружения.
Пока уцелевшие мозаики отчетливо видно лишь на потолке.
Нартекс. В куполе еще можно различить фигуры царей израилевых.
А здесь святые сбиты, уцелел только орнамент.
Здесь тоже всё смыто до самых кирпичей.
Из притвора войдём в неф. Обратите внимание на конху. Я не знаю, кто и с какой целью нарисовал в ней занавес.
Главный купол. Центральные фрески - мусульманского периода, а вот мозаики в окнах - византийские.
Мокрица на стене - признак того, что здание сырое и остаётся под угрозой разрушения.
Читайте также:
Стамбул 2016. Первая прогулка Стамбул 2016. Продолжение прогулки. Стамбул 2016. Собор Святой Софии. Стамбул 2016. Церковь Сергия и Вакха (VI век) Церковь Божьего мира (Айя-Ирина) Стамбул 2016. Мимимишные мозаики Большого дворца. Археологический музей Стамбула. Древности и котики. Археологический музей Стамбула. Залы Междуречья. Археологический музей Стамбула. Зал Доисламской Аравии. Археологический музей Стамбула. Изразцовый павильон. Музей исламского искусства во дворце Ибрагима Дамата паши. Комплекс мечети Сулеймание Голубая мечеть Байдарочный поход по побережью Средиземного моря 2015. Путеводитель по Ликийскому побережью (Кёйджегиз-Калкан)Фотографии уменьшены. Если вы хотите получить полноразмерные снимки, можете связаться со мной через комментарии к этому посту или личные сообщения.